­
­

Мiр

топ 100 блогов rivertsna12.06.2010 Враг у святых врат, или тест на маргинальность

Всякий раз, когда речь заходит о чем-то «новоправославном» – православной математике, православной медицине, православной аэробике и т.п. – вспоминается бородатый анекдот: что общего между православным театром и морскими свинками? Понятно, что свинки ничего общего не имеют ни с морем, ни с поросятами – ну а дальше мысль уже течёт самостоятельно...

Выставка в притворе Татьянинского храма, вокруг которой сегодня идут дебаты, нигде не представлялась как «Православный концепт-арт». И в этом – её значимость. Иначе было бы – см. предыдущий абзац.

Тема, которую так мастерски инициировал к дискуссии отец Максим Козлов, более чем актуальна. Её охват выходит далеко за рамки не только современного искусства, но и пространства всей культуры как таковой. Вопрос предельно прост: что есть Церковь Христова для мира сего? Ответов на этот вопрос не так уж и много.

Первое, что приходит на ум – Церковь – не от мира сего. Из этого можно сделать два противоположных вывода. Если «неотмирность» и есть то главное, что определяет существо Церкви, – значит, Церковь и мир – два непримиримых врага, имеющих целью уничтожение одного другим. Соответственно, либо Церковь гонима и уничтожаема, либо – чем скорее сгорит в адском пламени мир сей со своими страстями и похотями, тем Церкви будет лучше. И отношения в такой парадигме мышления могут быть только фронтовыми: если ты не за нас (то есть не в нашем окопе) – значит, ты враг и подлежишь уничтожению. Любая попытка разговора на передовой есть провокация и должна быть отражена шквальным огнём – мы-то знаем подлость врага, он просто так говорить не будет!...

Есть и другое прочтение христианской максимы неотмирности Церкви. Коль скоро Церковь и мир – разноприродны, поскольку Церковь – из другого, лучшего, а не от этого мира – у неё есть определённая задача. Этот образ превосходно изображён евангельской притчей о сеятеле, который сеет везде, если не сказать – где попало: и попадает, как мы знаем, очень по-разному. Но – заметим! – его никто не осуждает за нерациональное использование посевного материала. Идея «сеяния» Божественных Логосов – буквально «осеменяющих Логосов», – проходит красной нитью не только у Климента Александрийского. Да, Бог действительно даёт твари полное право ходить собственными путями, и свобода в христианском понимании вовсе не блеф, но Божественное попечение повсюду расставляет неброские указатели, руководствуясь которыми человек не может не обрести Бога.

Такое понимание более чем рискованное, если сравнивать с предыдущим. Прежде всего потому, что здесь нет окопов, всё на виду, да и сам фронт как-то размазан по всему полю. И надо быть предельно внимательным и чутким, чтобы суметь увидеть среди прочего Божественную стрелочку и пойти по ней, а не подорваться на замаскированной мине.

Если бы выставка «Двоесловие/Диалог» состоялась лет эдак десять тому назад, есть все основания полагать, нечего было бы громить православным ревнителям в 2003 г. Ведь актуальное искусство – всегда крик, чаще всего – нервный, если не сказать – истерический, но всегда – более чем искренний. Кричат, когда больно. Своим голосом и невпопад кричат только живые; зомби кричать могут только хором и по команде. Актуальное или альтернативное искусство – крикливый вызов культуре не то что заблудившейся, а смертельно уставшей от своего постоянного блуда. Было бы безумием пытаться переложить этот крик на ноты и сделать его партитурой нового распева антифонов. Но разве не подло, услышав этот крик, лишь передёрнуть затвор со словами: «Ага, опять там кого-то насилуют!»?...

Проблема миссии есть всегда проблема языка. Но сейчас дискуссия идёт даже не о допустимости разговора таким языком, какой представлен на выставке. Вопрос ставится гораздо глубже: имеет ли Церковь право формировать своё культурное пространство? И какое пространство должна создавать Церковь: маргинальное для всего остального общества, или же способное к общению и взаимодействию с ним? Где должна быть Церковь – в окопах, или же за столом переговоров – может, даже в притворе храма?

...А вдруг мы всё-таки изменим тактику и будем не отстреливаться, а учиться предупреждать болезненные для нас удары, любовью Христовой преображая стойкое неприятие хотя бы в доброжелательность – для начала? «Спокойные, твёрдые лица, готовые идти на смерть» – это, конечно, впечатляет, но в жизни с улыбкой как-то светлее живётся!...
Протоиерей Павел Великанов

http://www.pravoslavie.ru/press/35609.htm

Участники выставки «Двоесловие/Диалог» направили Патриарху Кириллу благодарственное письмо

Москва, 11 июня 2010 года

11 июня художники – участники выставки «Двоесловие/Диалог» в храме святой Татианы при МГУ направили Святейшему Патриарху Кириллу письмо с благодарностью за разрешение провести экспозицию.

Полный текст письма:

«Ваше Святейшество, Святейший Владыка!

Подходит к концу выставка «ДВОЕСЛОВИЕ/ДИАЛОГ», в которой мы приняли участие.

Позвольте принести Вам нашу самую сердечную и искреннюю благодарность за то, что Вы позволили её провести, а также за Ваши Первосвятительские молитвы о Вашей пастве, в том числе, верим, и о нас.

Выставка стала важной вехой и ценным опытом нашей жизни. Ведь в силу известных причин в последние годы современное искусство оказалось вне церковной ограды, а многие из нынешних прихожан и клириков и художники, зачастую, говорят на разных языках, не понимая друг друга. При этом мы отнюдь не единственные представители современного искусства, которые, являясь верными чадами Православной Церкви, страдают от такой изоляции и хотели бы не только духовно, но и в творческой жизни быть с Церковью и в Церкви. Мы уверены, что таких гораздо больше, чем было представлено на выставке.

Святейший Владыка! Диалог Церкви и современного искусства начат. Он идёт нелегко, но идёт. И мы всё больше убеждаемся в том, что он нужен.

С сыновним смирением просим Ваших молитв о продолжении диалога и о том, чтобы Всемилостивейший Господь даровал его участникам терпения, взаимной любви и уважения. Состоявшаяся выставка показала, что это возможно.

Ваши и Святой Православной Церкви недостойные чада,

диакон Феодор Котрелёв,
Татьяна Баданина,
Дмитрий Врубель,
Константин Звездочётов,
Владимир Куприянов,
Александр Сигутин,
Виктория Тимофеева,
Андрей Филиппов,
Гор Чахал.
Татьянин День
11 / 06 / 2010

http://www.pravoslavie.ru/news/35642.htm

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
МОСКВА, 10 июня – РИА Новости. Победители конкурса проектных организаций «Зеленые стандарты Олимпийского строительства» будут определены в августе, заявки принимаются до 15 июля, сообщает в пятницу Минприроды России. «В конкурсе участвуют ...
Фильм «Афоня» занимает первые строчки среди поклонников доброго советского кино. Про это кино Георгия Данелии мы знаем все - сюжет, актеров, интересные факты, цитаты, которые после премьеры сразу ушла в народ. А что о картине рассказывал сам Георгий Николаевич? Так сказать, взгляд ...
А есть ли где-нибудь в сообществе список "проверенных" марок для приданого? В смысле продукцию каких марок лучше брать. Например, если соска - то ..., если памперсы - то...? Выбор настолько огромный, что я теряюсь!  или разницы по сути нет? Если нет ...
105 лет назад, в одиннадцатый день одиннадцатого месяца 1918 года, завершилась Первая мировая война, которую тогда, конечно, так не называли, поскольку никто ещё не знал, что за ней последует Вторая... Чему нас, среди прочего, учит этот жестокий урок истории? Тому, что в начале большой ...
фото из сети Так и хочется с первых строк написать, блюда из теста фило только по праздникам! Почему? Да, буквально вчера готовила пирог из шпината, творога и сыра. ➡️ Теперь аккуратно отделяем листы теста фило, смазываем каждый растопленным маслом и на край выкладываем ...