«Мир замер, чтобы поговорить о любви» или О сериале «Молодой папа»
elisaveta-neru — 27.02.2019Его называли крутым амбициозным сериалом. Когда многие знакомые и друзья расхваливали и настоятельно советовали посмотреть, я отмалчивалась. Авторитет канала НВО, фамилии режиссера и английского актера-исполнителя главной роли мне ни о чем не говорили.
Поэтому долго не могла собраться с духом. Больше года откладывала. Было некоторое отторжение: не хочу и все. С недоверием думала, что в наше время могли хорошего наснимать на эту тему? Почему он такой нашумевший? В современной трактовке очередная критика скандального Ватикана? Неужели закулисная жизнь Церкви, тем более, католической, так интересна массовому зрителю?
Сериал «Молодой папа» вышел в 2016 году, в съемках участвовали не только Италия, но и Франция, Великобритания, Испания и США. Автор — итальянский кинорежиссер Паоло Соррентино. Фильмы для меня — не развлечение, а пища для ума. Даже не могла представить, насколько богатую пищу подарит этот шедевр киноискусства.
Перед нами необычный главный герой — римский папа Пий XIII (Джуд Лоу). 47-летний американец итальянского происхождения Ленни Беллардо избран на этот пост в результате интриг влиятельных кардиналов. Верхушка старейшин рассчитывает манипулировать им в своих интересах.
Но как безнадежно все они заблуждаются! Папа не собирается никому подчиняться, и в своих поступках непредсказуем. Он — сплошное противоречие. Как руководитель кажется грубым и деспотичным. Как священнослужитель безумен, когда кричит народу на площади святого Петра: «Ищите Бога сами, когда обретете Бога, тогда увидите и меня».
Разумеется, эта история вымышленная. В католицизме существует догмат о непогрешимости папы и что он наместник Христа на земле. Здесь же это простой человек, постепенно вызывающий расположение. Он плачет, смеется над шутками, иногда попадает в нелепые ситуации. Сам себя считает раздражительным и мстительным.
Курит, совершенно никого не стесняясь, и беседует с Богом, держа в руках сигарету. Он молится на коленях везде, в самолете, на заправке, в бассейне под водой. На первый взгляд шокирует его фамильярность в отношениях с Господом, его дерзкие требования помощи. Самоуверенное обращение к Богородице: «Ты должна помочь!»
А он так привык и не считает чем-то необычным. Он молился так еще в юности об умирающей матери друга, после чего женщина выздоровела. Приближенные его боятся и считают святым. Ведь он разговаривает с кенгуру как святой Франциск Ассизский!
Вопреки догматам его святость заключается в обычном смирении. «Только Христос, а я — никто». «Отдался непостижимому замыслу Божиему, который есть о каждом из нас». Потому Бог исполняет его прошения.
«Компромиссы — это смерть! Когда Христос добровольно страдал на кресте, Он не шел на компромисс!» С первой серии я начала записывать изречения папы. Детям в письмах он отвечает: «Подумайте о том, что вам нравится, это и есть Господь».
У папы есть свое уязвимое место — родители. Больше всего он хочет встретиться со своими родителями, бросившими его когда-то в детстве.
Все остальные герои экстравагантны. Наблюдать за ними одно удовольствие.
Мудрая сестра Мэри (Дайан Китон) когда-то взяла Ленни из сиротского приюта и вырастила в любви. А теперь его помощница. Кардинал Эндрю Дюссолье (Скотт Шеперд) — брат и лучший друг папы, они вместе называли мамой сестру Мэри.
Мне понравился госсекретарь кардинал Воэлло (Сильвио Орландо), питающий страсть к Венере Виллендорфоской, статуэтке времен палеолита. Политическая грамотность у него на первом месте. Жуткий интриган и шантажист. Чего он только не вытворяет, однажды пытается подсунуть папе на подпись собственный уход в отставку. Еще Воэлло футбольный фанат и воспитывает ребенка-инвалида.
Обаятельная пресс-секретарь София (Сесиль де Франс), которая при первой встрече заявляет: «Ваше святейшество, вы — красивый мужчина!» А потом бесцеремонно устраивается красить губы перед зеркалом в папском туалете. Мне подумалось, что они есть везде, и у нас полно таких светских дамочек рядом с архиереями, презирающих церковный этикет.
Они выполняют определенную работу и без них не обойтись. Так и София заботится о том, что напишут о папе в газетах и журналах, сопровождает его в поездках и остается верной, несмотря на волнения в обществе и сложности отношений между сотрудниками Ватикана.
Одна из сюжетных линий посвящена Эстер (Людивин Санье) — супруге начальника охраны Апостольского дворца. Молодая женщина вместе с мужем были бесплодны, а после усиленной молитвы папы у них родился мальчик. «Пий — имя для птицы. Он взлетит высоко», – говорит папа, когда узнает, что сына назвали в честь него.
Это далеко не все персонажи, их много, как и полагается в сериале.
Противен только кардинал Майкл Спенсер (Джеймс Кромвелл), в прошлом учитель и духовный наставник Ленни, одержимый манией величия. Он сам хотел и сейчас хочет стать папой, поэтому корчится от зависти и ненависти.
Картина затрагивает глубокую и значимую тему греха. Человеческий грех преобладает в широком смысле над высокими санами и престижными должностями. То есть, он не щадит никого. «Почему грех приводит к печали?» – задают вопрос герои.
До самого последнего своего вздоха мы просто обречены грешить — это неоспоримый факт. Из борьбы с грехом состоит повседневная жизнь каждого христианина.
«Современная распущенность хочет превратить грехи в права», – с прискорбием констатирует Пий XIII. «Как хирурги не должны бояться крови, так священнослужители не должны бояться скандалов и грехов. Исповедальня — наша операционная». Папа ведет себя так, что у всех окружающих пробуждается совесть.
«Ваши глаза — они доказательство того, что Бог есть», – простодушно сообщает ему симпатичная куртизанка в ночном ресторане. 5-я серия самая душевная, здесь еще не известно, что кардинал Дюссолье находится во власти блудного греха...
Сериал состоит из десяти серий, в какое-то время наступает ощущение полного провала всей деятельности главы Церкви. Да, на вершине власти многие переживают кризис. Хотя в фильме и звучит фраза, что папа не верит в Бога, это игра. Он специально разрушает представления о себе у других людей.
«Мне не нужны верующие выходного дня. Фанатизм — любовь к Богу. Я хочу видеть фанатиков… Дружба Церкви со всем миром невозможна. Нужна лишь абсолютная любовь и полная преданность Господу». Как он может не верить, если его самого можно назвать фанатиком.
«Я люблю Бога, потому что любить людей очень больно. Я люблю Господа, который никогда меня не покидает или же покинул навсегда. Господь — отсутствие Господа — но всегда обнадеживающее и безусловное. Я священнослужитель и я отказался от своих собратьев и от женщин. Потому что я не хочу страдать, потому что я не способен склеить по кусочкам, разбитое любовью, сердце и пережить такое горе».
Впечатления в первой серии и последней разные, даже противоположные. Если в начале понтифик был жестким, то теперь он проявляет только любовь и милосердие ко всем. «Мир всегда готов к любви. Мир замер, чтобы поговорить о любви… Однажды я умру и смогу принять в объятия вас всех...»
Прослеживается намек, что католическая церковь превратилась в финансово-политическую организацию, а новый папа тут со своей проповедью о любви и нерушимой верности Богу. Да, любовь превыше всего. В том и сила христианства, что все держится на любви. Потому и Церковь, основанная слабым человеком, нерушима.
Немного удивила меня в последней серии встреча папы с православным митрополитом. Они сидят напротив друг друга и молча улыбаются. «Московский патриарх скучный», – заключает папа. Так это был патриарх? Почему он показан в облачении митрополита?
До сих пор я считала, что консультанты у создателей фильма первоклассные. А тут осечка вышла. А может быть, так задумано, чтобы не изображать патриарха. Впрочем, в данном случае юмор безобидный.
Встретила информацию, что снимали не в самом Ватикане, все интерьеры, включая Сикстинскую капеллу, реконструированы на киностудии.
Я бы порекомендовала этот фильм людям, достаточно крепким в вере. Тем, кто знает, что такое Церковь и кого при этом не смутят откровенные сцены. А где их не бывает? Я уже давно перестала удивляться. «Молодого папу» невозможно смотреть просто как сказку, не задумываясь о вечных вопросах. Но если и неверующим любопытно, а учитывая популярность сериала, это так, тогда еще один большой плюс режиссеру.
Всегда выбираю на кино-сайтах интересные отзывы и цитирую. Потому что сама так не напишу:
«Собственно, это и не сериал, учитывая, что это слово стало почти что бранным, символизируя ту бездарную тягомотину, которую скармливает телевидение простодушным зрителям. Это великолепный художественный многосерийный фильм, где одинаково хороши и режиссура, и операторское мастерство и актерский ансамбль.
Это и философия, и самые болезненные проблемы церкви католической, и Церкви вообще как института, и ирония и самоирония, и поиск Бога в собственной душе, и его отрицание. Это «Война и мир» Ватикана и она же в собственном сердце.
Все это блестяще подано в сценарии, все это блестяще воссоздано на экране. Без проходных ролей — каждый эпизод продуман, выверен с математической точностью и подан живописно, колоритно, емко и выразительно».
|
</> |