Мир не прост, совсем не прост

топ 100 блогов alexa_bell03.12.2023 Мир не прост, совсем не прост 4
В последнее время чуть ли не в главных идеологах пресловутого Запада ходит Клаус Шваб. О Швабе не говорит только ленивый. О Швабе говорят все: от Степана Демуры до Андрея Фурсова. Так как мне совсем не хочется быть зачисленным в категорию ленивых, то я тоже буду говорить о Швабе.

Точнее, не о Швабе, а о его книге. Правильнее, даже не о книге, я же не издатель, не полиграфист, а об идеологических взглядах Клауса Шваба, изложенных им в книге "Капитализм всеобщего блага: новая модель мировой экономики". Несмотря на огромную популярность Шваба, я на всякий случай напомню, что он основатель и бессменный президент Всемирного экономического форума в Давосе.

Про швейцарский Давос и про публику, пытающуюся попасть на тусовку, именуемую Всемирным экономическим форумом, я говорить не буду. Только по-детски наивный человек может верить в то, что на этом и подобном мероприятии якобы принимаются какие-то сногсшибательные по своей важности решения. На самом деле там если и оглашается что-то, то это что-то есть результат предварительного обсуждения в тиши таких кабинетов, в которые большинство участников форума никогда не попадёт. Как говорится, фейс не тот.

Мир не прост, совсем не прост DSCN8515
А вот книга - другое дело. Любая книга - это позиция автора, будь это художественный роман, научная монография или публицистика. К чему обычно стремится автор? Во-первых, дать чему-либо оценку, а во-вторых, изложить программу. По большому счёту сделать то, что сделал Владимир Владимирович, нет, не Путин, а Маяковский, написав всем известное "Что такое хорошо и что такое плохо?" Помните?

Крошка сын
к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое
хорошо
и что такое
плохо?-
У меня
секретов нет,-
слушайте, детишки,-
папы этого
ответ
помещаю
в книжке.


У нас не первая четверть XX века, Маяковский написал это стихотворение почти сто лет назад - в ноябре 1925 года, а заканчивается первая четверть XXI века. Не знаю, поэтому не могу утверждать, что за это время человечество повзрослело. По крайней мере, если судить по содержанию книги Клауса Шваба, то я представляю его именно как доброго папу, разъясняющего формально взрослым людям, но фактически так и не выросшим из детских штанишек, что такое хорошо и что такое плохо в сегодняшней системе капитализма.

Плохо то, говорит папа, то есть Клаус Шваб, что все последние десятилетия в мире капитализма господствовали и претворялись в жизнь либеральные идеи. И не просто либеральные идеи, а вполне конкретные, имеющие своих авторов. И тут, я не побоюсь этих слов, Клаус Шваб покусился на святая святых. Я даже порадовался, хотя вообще-то радоваться этому нельзя, что Егор Гайдар не дожил до нынешних святотатственных дней. А вот как их переживёт Анатолий Чубайс, и переживёт ли, не знаю.

Главная и базовая беда в том, говорит добрый папа и он же основатель и бессменный президент Всемирного экономического форума, что несмотря на все манифесты, принимаемые в Давосе, "на практике преобладала более узкая парадигма, ориентированная на акционеров, особенно в Соединённых штатах. Начиная с 1970 года, эту идею продвигал экономист Чикагского университета и лауреат Нобелевской премии Милтон Фридман. Он считал, что "единственная социальная ответственность бизнеса заключается в увеличении прибыли" и нет ничего важнее, чем свободные рынки" (стр.31).

Я читал и не верил, что это написал Клаус Шваб: "Результатом такого подхода стал диспропорциональный рост. В 1980-е годы экономика вновь стала расти, но лишь небольшая часть населения смогла извлечь из этого определённую выгоду, а для достижения роста планете был нанесён большой вред ... Экономическая политика двух ведущих экономик Запада - Великобритании и США - в значительной степени базировались на дерегулировании, либерализации и приватизации, а также на вере в то, что невидимая рука приведёт рынки к их оптимальному состоянию. Многие другие западные экономики позже также пошли по пути этих стран." (стр.31-32). И, "начиная с 2007 года ситуация в мировой экономике начала ухудшаться... Америка пострадала первой: ипотечный кризис, повлекший за собой финансовый, привёл к Великой рецессии... Следующей стала Европа с долговым кризисом, который начался в 2009 году..." (стр.36).

Не просто плохо, а очень плохо то, что по оценке Клауса Шваба, "в итоге общество, ушедшее от эпохи войн, нищеты и разрушений (имеется в виду первая половина XX века - А.Беляев), теперь сталкивается с неприглядной новой реальностью: оно стало богаче, но платой за это стали неравенство и экологическая неустойчивость" (стр.37). К исповедуемым Милтоном Фридманом и его Чикагской школой принципам Клаус Шваб вернётся ещё один раз на странице 178, чтобы окончательно их похоронить, как пережившие своё время. Мол, они, то есть, всеобъемлющая приватизация, свободный рынок и его невидимая рука были хороши в контексте Второй промышленной революции, то есть, во второй половине XIX и начале XX веков, но "в ходе Третьей и Четвёртой промышленных революций положительное влияние бизнеса на общество вновь стало неочевидным" (стр.178).

Милтон Фридман не единственная персона, отправленная Клаусом Швабом на свалку мировой экономической мысли. Вторым лицом, направленным автором книги в том же направлении, назван Саймон Кузнец, американский экономист, придумавший использовать ныне широко известный показатель ВВП (валовой внутренний продукт), как показатель развития экономики. Ему посвящена целая глава в книге, которая так и называется "Проклятие" Кузнеца" (стр. 40-78). Именно в этой главе, анализирующей последствия внедрения идей Саймона Кузнеца, Клаус Шваб говорит о замедлении роста производительности, о неравенстве доходов и деградации окружающей среды. Предпоследний, итоговый абзац главы про "Проклятие Кузнеца" заканчивается такими словами: "Мы выбрали те составляющие его теории, которые нас устраивали, и сейчас расплачиваемся за это" (стр.74).

Книга Клауса Шваба довольно-таки объёмная, всё, что в ней написано, не перескажешь. Но суть такова: сегодня мировая экономика в силу допущенных не столько ошибок и просчётов, сколько вследствие неправильно выбранного пути, оказалась не в том состоянии, которое бы нас удовлетворяло. Её нужно в обязательном порядке, пока не поздно, перестроить. И вот с этого момента фигура Клауса Шваба стала двоиться, почему-то чем дальше я читал, тем яснее очерчивался образ не крупной, интеллектуально мощной личности, каковой в моём представлении обязан быть основатель и бессменный президент Всемирного экономического форума, а кто-то почему-то напоминающий Михаила Сергеевича Горбачёва, по несомненной иронии судьбы вознесённый на властный Олимп Советского Союза вместо того, чтобы быть секретарём по идеологии провинциального обкома КПСС.

Как и Горбачёв, Клаус Шваб предлагает немедленно начать перестройку - перестройку нынешней модели Запада в "Капитализм для всех заинтересованных сторон". Ради этого и написана вся книга. Авторская концепция изложена в части третьей книги, которая так и называется "Капитализм для всех заинтересованных сторон". И хотя автор сохраняет сам термин "капитализм", но из предложенной им модели явно вырисовывается довольно странный симбиоз капитализма и социализма с ярко выраженными чертами экологического коммунизма.

Но если социализм и коммунизм предполагали, что это будет общество трудящихся ("Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"), то у Клауса Шваба оно будет справедливым обществом многочисленных заинтересованных сторон. То есть, в предлагаемом "капитализме всех заинтересованных сторон" должны не только иметь права, но на практике реализовано равенство всех сторон. Например, будь это парламент страны, государственный орган, совет директоров корпорации и так далее, то в обязательном порядке и в равных количествах в них должны присутствовать представители не только противоположных полов (мужчины и женщины), но и разных рас. И не только рас, но и лица разной сексуальной ориентации. Игнорируя какую-то группу населения, общество не может быть справедливым, по мнению Клауса Шваба.

Если в вашем городе, области или штате есть движение BLM (Black Lives Matter; с англ. — «Жизни чёрных имеют значение») — общественное движение, выступающее против расизма и насилия в отношении чернокожих, в особенности против полицейского насилия), то его интересы обязательно должны быть учтены. А движение "Пятница во имя будущего", вдохновлённое Гретой Тунберг? Я вовсе не смеюсь, потому что, как признаёт Клаус Шваб, что именно они, эти два движения "усилили ощущение необходимости принятия безотлагательных мер" (стр.325).

"История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса". Эта фраза принадлежит, конечно же не Клаусу Швабу, хотя он тоже немец, а немецкому философу Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю, кстати, многими ошибочно приписываемая ещё одному выходцу из Германии Карлу Марксу. Я вполне к месту вспомнил эту фразу. Если в первый раз Карл Маркс и Фридрих Энгельс подарили человечеству "Манифест Коммунистической партии", то во второй раз это оказался Клаус Шваб с "Капитализмом всеобщего блага: новой моделью мировой экономики". Я думаю, каждый сам без моей подсказки решит, что можно отнести к трагедии, а что к фарсу.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Конечно же не смотрел никогда, не буду смотреть этот фарс для народа. Застал сегодня в новостях краешком о решении вопроса школы в Алтайском крае. Ну что можно сказать... Блять аж смешно...И народ ведь это хавает, причем хавает влегкую, причмокивая, подхрюкивая и розовея от ...
Вот поясните мне, тупому - почему одна команда в чемпионате Украины борется за ...
      14 (26) апреля 1856 года умер Пётр Чаадаев Из письма Ю. Ф. Самарину (15 ноября 1846) Если мы и не всегда были одного мнения о некоторых вещах, мы, может быть, со временем увидим, что разница в наших взглядах была не так глубока, как мы думали. Я любил мою ...
Джина Гершон (и Мэттью МакКонахи) в понедельник в Нью-Йорке на премьере фильма "Киллер Джо". ...
Какой подарок сделать себе любимой, если твоему ребенку исполняется год? Можно конечно купить что-то, что давно хочется… сумочку? Нет)) Маме прежде всего хочется сохранить память об этом первом годе жизни ее малыша! Я уверена, что я не одна такая))) На самом деле, я собиралась сделать ...