Мир искусства — пороховая бочка?
conjure — 15.02.2021Разговоры о конце света в мире искусства идут так же давно, как разговоры о конце света вообще. Проблема здесь скорее в том, что для мира искусства предсказания «а-ля Ванда» могут стать горькой правдой жизни.
Профессиональные художники понимают, что мир искусства, каким мы его знаем сейчас — с привилегированными галереями и выставками в знаковых местах а-ля «рука руку моет», балансирует на грани. И тем не менее миром по-прежнему правят деньги и интересы тех, кто располагает их внушительным количеством. При этом жертвами, как обычно, могут оказаться художники. Однако до сих пор существует слишком мало договорённостей или правил, благодаря которым художник мог бы обезопаситься от угрозы остаться без средств к существованию.
Ниже мой перевод статьи немецкого журнала «Monopol» о том, что всё меньше галерей заключает договоры о сотрудничестве с художниками. Вопреки всякому здравому смыслу.
Оригинал статьи на немецком:
«Zusammenarbeit mit Konfliktpotenzial. Warum schließen
Galerien kaum Verträge mit Künstlern?» (жмите сюда) Автор
статьи Daniel Völzke,
04.02.2021
Примечание: Комментарии в скобках ниже в переводе, ссылки на другие источники, а так же фотографии — мой вклад к статье помимо перевода с немецкого.
Сотрудничество со взрывным потенциалом или Почему галереи почти никогда не подписывают контракты с художниками
Даже если на кону большие деньги: согласно последнему исследованию, только каждая десятая галерея заключает письменный контракт с художниками.
Девять из десяти галерей в Германии не заключают контракты со своими художниками. Эта неопределенность приводит к неизбежным конфликтам. Так почему торговцы предметами искусства отказываются от официального оформления обязательств?
Происходящее на вершине мира искусства иногда напоминает рынок футбольных трансферов: клубы высшей лиги перехватывают друг у друга звёзд. Например, когда в 2019 году нью-йоркская художница Эвери Сингер (амер. Avery Singer , * 1987) покинула галерею Gavin Brown, она оказалась преследуемой владельцами сразу трёх других знаменитых галерей с самым большим финансовым оборотом в мире: Иваном Виртом (нем. Iwan Wirth, *1964; Hauser & Wirth Gallery), Дэвидом Цвирнером (нем. David Zwirner, *1964; David Zwirner Gallery) и Ларри Гагосьяном (амер. Larry Gagosian, *1945; Gagosian Gallery).
По словам обозревателя журнала «Artnet» Кенни Шахтера: «Ларри неоднократно появлялся в её студии без предупреждения, в то время как Дэвид неустанно ухаживал за ней, а Иван попытался превзойти их всех (можете понимать, как хотите), послав за ней частный самолет».
В случае c Эвери освободилась «вакансия» и другие галереи воспользовались возможностью заполучить в свои ряды известного художника. Однако, как правило, конкурентные галереи просто переманивают успешных художников. Крупные галереи оказываются в дамках благодаря вкладу малых галерей в своих питомцев. Ведь именно более скромные галереи открывают новичков, устраивают для них первые выставки, наставляют и размещают работы в знаковых учреждениях.
Даже если почти никто из галеристов не говорит об этом: как же обидно, когда человек, с которым вы вместе выросли, просто уходит! Ведь большая галерея имеет более разветвленную сеть контактов, большую мощность и больше денег, чтобы должным образом оплатить сложные и трудоёмкие работы художника.
Нужны ли отходные?
Как можно защитить себя от таких потерь? Если придерживаться сравнения с футболом — там существуют так называемые трансферные сборы, которые выплачиваются, чтобы досрочно «выкупить» игрока из текущего контракта. Директор «Арт Базель» Марк Шпиглер предложил на конференции «New York Times» в Берлине в 2018 году компенсировать пострадавшим галереям потери по аналогичной схеме. Единственная проблема на рынке искусства состоит в том, что между галереями и художниками практически не существует контрактов.
По последним данным (по ссылке открывается pdf-документ) института стратегического развития — IFSE — в Германии только одна галерея из десяти заключает письменные контракты, и лишь треть галерей заключает контракты время от времени. Половина всех галерей открыто придерживается позиции, по которой они НЕ заключают письменных договоров. Возможно, это связано с тем, что галеристы — в отличие от издателей — до сих пор отказываются воспринимать галерею как бизнес.
Известный в последнее время деятель искусства Магнус Реш пишет в своём руководстве для галерей «Менеджмент галерей»: «Владельцы галерей — та часть рынка искусства, в которой куда большую роль играют личные контакты и доверие. ... Это объясняет отсутствие стандартов, руководящих принципов и контрактных требований. Мало кто подписывает договоры с художниками и партнерами; торговля через личные связи — обычное дело». Реш рекомендует: «Чтобы галереям оставаться успешными в долгосрочной перспективе, они должны работать в соотвествии с этикой. Только так они смогут зарекомендовать себя как надежные партнеры — по отношению к клиентам, партнерам и художникам».
При этом не только галереи, но и художники, могли бы получить защиту в случае внезапного прекращения деловых отношений с помощью контракта.
Герген Вёбкен, автор упомянутого выше исследования от IFSE пишет: «Речь идет не только о юридическом измерении. Галереи и художники заинтересованы в постоянном и долгосрочном сотрудничестве. С помощью договора все стороны могли бы продемонстрировать, что они серьезно относятся к себе и совместным деловым отношениям и постоянно работают над ними».
Что должен содержать договор
Контракт может регулировать целый ряд важных деталей. Например, сколько выставок может или должен провести художник в галерее? Сколько работ он может продать непосредственно из мастерской, не привлекая галерею? Сколько у него может быть других галеристов? Кто несет ответственность в случае ущерба? Кто оплачивает доставку и перевозку? Как долго галерея берёт работы художника на комиссию? Как распределять доходы с художественных ярмарок, где именно галереи часто стонут от значительных дополнительных затрат? И как насчет авторских прав на изображения произведений искусства?
Список вещей, которые галереи должны обсуждать со своими художниками, можно получить в Ассоциации немецких галерей (Bundesverband Deutscher Galerien & Kunsthändler), которая рекомендует своим членам составлять контракты, хотя, по словам галериста и председателя ассоциации Кристиана Ярмушека «в случае с респектабельным бизнесменом достаточно рукопожатия». «Однако, вы не можете заставить художников что-либо делать, если они этого не хотят», — добавляет он. В конце концов, какой смысл галерее обязывать художника к выставке, если он или она больше не заинтересованы в ней и не хотят ею заниматься? Вместо этого следует с самого начала открыто обсуждать, как должно выглядеть сотрудничество и чего люди ожидают друг от друга.
Герген Вёбкен так же пишет, что взаимные ожидания нуждаются в постоянном юстировании: «Соглашения должны быть составлены таким образом, чтобы они предоставляли основу для возможности совместного обсуждения успешных деловых отношений, на которую можно опираться и совместно целенаправленно развиваться, пересматривать предположения и корректировать их».
Поэтому нельзя заключать жёсткий контракт. Он должен давать возможность всем сторонам отказаться от совместной работы при определенных условиях. Кроме того, это не должно быть слишком сложным, но должно осуществляться без помощи адвоката, чтобы отказаться от бессмысленных расходов. В общем, нелегкая задача, но так оно и есть, когда выходишь на свободный рынок.
|
</> |