
МИР ИЛЛЮЗИИ - МИР БУДУЩЕГО Ч II

Я полагаю, что современная "картина" объективной
реальности приобрела свои "размазанные" черты (Махамайя) благодаря
развитию науки (философии науки), благоговейное отношение к
которой было передано ещё Просвещением. "В результате
развития философии науки в ХХ в большинство критериев демаркации
между научным и вненаучным знанием, которыми руководствовались
представители классической, «лапласовской» науки, в нашу эпоху
постнеклассической науки подверглись пересмотру: была показана
неизбежность недоказуемых предпосылок в науке, выявлена
теоретическая нагруженность эмпирических фактов, обнаружена
недостижимость абсолютной достоверности научного знания и т.д.
Пересмотр классических критериев научности позволил поставить
вопрос: если идеал науки, в соответствии с которым ученый познает
мир путем строго рационального осмысления эмпирических данных, не
допуская в этот процесс никаких недоказуемых метафизических
суждений (как мечтал Огюст Конт, а позднее неопозитивисты),
оказался недостижимым, и некие априорные постулаты все равно
неустранимы из научного познания (в результате чего
гносеологическая непорочность науки все равно оказывается
утраченной, вернее, никогда и не существовала), — стоит ли так
упорно выводить за рамки науки любое суждение, допускающее
вмешательство Бога, или, шире, любое объективно-идеалистическое
мировоззрение"? /М.О. Шахов/.
Но меня интересует ключевая фраза:
"объективно-идеалистическое мировоззрение", поскольку именно она
определяет а) "картину мира", б) её интерпретацию.
Вообще, на мой взгляд, только мифология, религия и
философия создают
мировоззренческую картину бытия. Наука этим не занимается. Правда,
такая "штука"
как "научная картина мира" пытается претендовать на
мировоззренческий статус
(точнее пыталась), но поскольку она не отвечает на глобальные
вопросы о смысле и бессмыслице бытия и т.д. (т.е. экзестенциальные
вопросы) она выпадает из этого, на первый взгляд, нестройного
ряда.
(Миф о Сцилле и Харибде)
МИФ.
Меня очень настораживает участившееся использование
мифолого-образных
выражений (к месту или нет) современными политиканами. Вообще,
порой создается
устойчивое впечатление, что "уровень мифологичности" общественной
жизни у нас
за последнее десятилетие чрезвычайно возрос, и мы из царства науки
и рационализма
шагнули в некую "мифологическую" эпоху (или неомифологическую, кому
как угодно).
Алексей Федорович Лосев в книге "Диалектика мифа" утверждал, что
основным
принципом мифологического мышления является воплощение общего
смысла в вещах, содержащих смысл более частный. Мифологичность вещи
отрывается когда она отрешается от своего частного смысла, выражая
смысл общий. Мифология стремится во всех вещах и событиях раскрыть
общие смыслы.
"Темные силы мирового зла", "всемирная паутина", "всемирный
заговор","общемировые человеческие ценности", "свет мировой
культуры","свобода угнетенным" и т.д. и т.п. Что же касается
темы "мифа и современности", то на этот счет высказывались многие.
"Французский философ и филолог Ролан Барт считал современность
привилегированным полем для мифологизирования. Из орудия
первобытного образного мышления миф превращается в инструмент
политической демагогии" ... В ХХ веке миф стали рассматривать не в
обычном значении слова как "сказку", "вымысел", "фантазию", а так,
как его понимали в первобытных и примитивных обществах, где миф
обозначал как раз наоборот, "подлинное, реальное событие" и, что
еще важнее, событие сакральное, значительное и служащее примером
для подражания. При этом речь шла не о возрождении "пережитков"
первобытного менталитета, а о том, что некоторые аспекты и функции
мифологического мышления образуют важную составляющую часть самого
человеческого существа. По мнению М. Элиаде, миф описывает
различные, иногда драматические, мощные проявления священного (или
сверхъестественного) в этом мире, а его господствующая функция
состоит в том, чтобы предоставить модели для подражания во время
любых значимых действий /Мишель Турнье/.
РЕЛИГИЯ
Альтернативные государственным системам,
религозно-социальные формы взаимопомощи, создаваемые
соотвествующими организациями, стали мощным фактором привлечения
широких масс к религии. Чем идеологически слабее государство
и его социнституты, тем выше роль религиозных организаций и тем
эффективнее
призывы прежде всего фундаменталистского характера» - отмечают
некоторые эксперты. Расширение границ нашего знания и доступность
выражения этих знаний в Сети, порождает принципиально новую арену
борьбы, но уже религиозной.
Религиозные интерент-сети более эффективны, чем традиционные
религиозные институты, как правило, организованные по нацпризнаку.
Уже сегодня теле- и интернет-проповедники оказывают сильнейшее
влияние на взгляды и мнения не только своих сограждан, но и самой
разнообразной аудитории, разбросанной по различным уголкам земного
шара. Авторитет таких проповедников значительно выше, чем авторитет
традиционных соборных батюшек "вещающих святые глаголы" и без того
потерянной в пространстве и времени подготовленной аудитории. То
есть, роль традиционных средств контроля внутреннего, духовного
устроения человека постепенно будет умаляться. Сейчас, мы являемся
свидетелями зарождающего нового явления, под
условным названием, «политический клерикализм», при котором
известные современные проповедники играют странную роль «серых
кардиналов» при основных внутри-политических и международных
политических игроках.
Однако, хитрость и парадоксальность этого странного
процесса («политической клерикализации»), порождаемого
глобализацией (и её миазматическим следствием), заключается в том,
что «информационный религиозный ренессанс» явится мощнейшим
средством противодействия глобальной модернизации мира и устроения
нового мирового порядка. Новые проповедники «нового сетевого
сообщества», будут в состоянии не только информировать сообщества
обо всех происходящих и значимых событиях, но и явятся
«аккомуляторами» социальных и политических протестов порождаемых:
всемирным кризисом, резкого спада производства и массовой
безработицы. При чём, эти мощные протесты будут иметь
религиозно-окрашенный характер, при демонизации политических
лидеров и их бесчисленных «легионов». Более того, при крайне плохом
развитие запланированного сценария (а сбои неизбежны) происходящего
болезненного процесса, «сетевые проповедники» смогут использовать
информационно-сетевой потенциал, для интерпретации священных
текстов и исторической традиции прошлого для подогревания
недовольства страдающего
населения, апеллируя к социальной и экономической справедливости.
Однако, с другой стороны, без информационных сетей, организованных
по религиозному признаку, уровень хаоса и расслоения общества мог
бы быть сегодня намного выше.
ФИЛОСОФИЯ
В XX веке, старушка философия прошла страшную школу
выживания, когда она откровенно стала "служанкой идеологии".
Сегодня, стремительно бежав в лоно сциентизма, она с недоверием и
тоской поглядывает на мир "чисто тачил и особняков". Будучи
по определению системой элитарных знаний и достаточно сложного
категориально-понитийного аппарата, она пребывает в некой
мировоззренческой контузии. Её странная судьба и не менее странная
эволюция только подтверждает факт "разбитого корыта". Правда,
благодаря "старшему брату" (науки), она смогла продвинуться в
совершенно специфических отраслях как соотношение между знанием и
пониманием, между знанием и оценкой, между знанием и истиной, само
собой решая эти
проблемы на основе научных данных, полученных естествознанием XX
века.
Естественно, что 99% населению земного шарика, до фанаря этот
"замечательный
прогресс". В реальности, вес философии сохраняется на оказавшейся в
современном мире крайне нужной площадке как "диалог" (культур,
наций, цивилизаций и т.д.). Действительно, сегодня самые разные
философские направления и школы переходят к философствованию всё
более плюралистическому и толерантному, основанному на принципах
встречи или диалога, не отвергающему философских теорий, основанных
на нетрадиционных для европейской философии принципах. Философский
багаж в виде логики, диалектики и элементарного здравомыслия -
является естественным критерием в мире разнообразных религиозных
символов и политических мифов. Все это продвинуло философию вперед
не только в традиционной области -- теории познания или
гносеологии, но и помогло найти новые исследовательские поля, что
позволило создать принципиально новые концепции изучения различных
явлении, например, понимающую социологию, эвристику и
т.д.
Итак, три "подруги" вновь заявили о себе в новом мире и с
новой силой, только в сферах:
политтехнологии, социальной и, естественно - мировоззренческой.
К чему это приведет, покажет время.
|
</> |