Мир без будущего и помойка по-американски.

Перед нами — помойный, запущенный, грязный мир 2045 года. Постапоклипсис? Не вполне. Просто у существ породы хомо-сапиенс остался только один бытийный смысл — погружаться в компьютерную реальность под названием «Оазис». Правда, сами-то они живут в трущобах. Мусор валяется на тротуарах и проезжей части, ржавеют останки машин, персонажи одеты крайне бедно и неопрятно. Городище каморок, закутков и тотального убожества. Один французский лётчик-дворянин когда-то изрёк: «Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Но нет. Ибо — зачем? Вперёд — к сияющим вершинам и солёным волнам! Нажми на кнопку — получишь результат. Устами главгероя повествуется, как люди-человеки дошли до жизни такой. Социальный прогресс — накрылся. На Эверест — не лезем. А для чего, когда можно — виртуально. Да что там — Эверест? Тотальная свалка и унылые хари.

Но есть и богатые люди — они живут почище. Как обычно случается в правильных блокабастерах made in USA, все богатства сосредоточены у некоей омерзительной корпорации во главе с нехорошим боссом. Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко! Так начинается фильм Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться» (2018). Итак, бомжовый квартал с романтическим названием Штабеля. На экране — пухлощёкий, губастый паренёк Уэйд Оуэн Уотт (Тай Шеридан). Тип школьного простака, девственника и ботаника — из тех, кого называют лузерами и не берут в космонавты. Пардон, в бейсболисты. По закону жанра именно такой парнишка и должен стать супергероем. Впрочем, его грациозный и — ловкий виртуал сильно отличается от реала.
У братьев Стругацких в «Хищных вещах века» есть убийственный прибор под названием «слег». Единожды испробовав, человек теряет контакт с окружающей действительностью и полностью уходит в глубины подсознания. До полного краха нервной системы и — мозга. А там — смерть. Вместе с тем, как убеждают защитники слега, оно того стоит: «Слег дарит тебе восприятие отдалённейших потомков и отдалённейших предков, какого ты никогда не достигнешь в реальной жизни». Или так: «…Каждый отдельный человек не потеряет ничего, он только приобретёт, ибо его мир станет несравненно ярче, его связи с природой - иллюзорной, конечно, - станут многообразнее, а связи с обществом - тоже иллюзорным, но ведь он об этом не будет знать, - станут и мощнее и плодотворнее». Ты можешь совершить всё, при этом, не делая ничего (sic!). Стругацкие — предостерегали. В таком фантазийном Оазисе и пребывают герои «Первого игрока...». У них там — дружба, взаимовыручка и, как водится, love-story.
Уэйд и компания вовсе не желают разрушать красивую матрицу — их задача выиграть квест и заполучить ...власть над ней. Над галактикой иллюзий. Их не пугает, что манящий Оазис (читай — слег) «...противоположен реальному миру, он враждебен ему. Люди, ушедшие в иллюзорный мир, погибают для мира реального. Они всё равно умирают. И когда в иллюзорные миры уйдут все - а ты знаешь, этим может кончиться, - история человечества прекратится...». Таким образом, Спилберг явил нам финал времён. Развитие — кончилось. У этого мира всё — в прошлом, а сама фабула напоминает ...квест: «Найди все тренды и бренды 1980-2000-х годов». Всё, что окружает людей — обрывки ностальгических воспоминаний о старинных временах, когда молодёжь носила кроссовки Adidas — три полоски, вертела кубик Рубика и слушала группу Duran Duran - врубив кассетный магнитофон Sharp.
В Оазисе имеется планета DOOM – в честь культовой игры-стрелялки. Уэйд, собираясь на вечеринку, примеривает костюмы панка, Майкла Джексона и Саймона Ле Бона — как раз из Duran Duran. С чего бы вдруг подобное старьё? Точнее — винтаж, антиквариат? Он примеривает не маскарадные варианты — подобно тому, как нынче в США модно устраивать вечеринки в духе «Великого Гэтсби». Это — обычный дансинг. Почему же Уэйд и Саманта копируют движения персонажей «Лихорадки субботнего вечера» и — колышутся в мареве танцевального клуба под нетленку You're stayin alive от Bee Gees? К чему шуточно (мимохрдом) именовать Уэйда — Макфлаем — героем трилогии «Назад — в будущее»? Собственно, фильм Спилберга — беспримерный ответ Роберту Земекису, а заодно — самому себе (напомню, что «Назад — будущее» продюсировал именно Спилберг). Послание себе — молодому. Но, если вдуматься, получился магазин «Американские художественные промыслы» из романа Филиппа Дика.
«Человек в высоком замке». В антиутопии Дика никакой Америки по факту больше нет — она под оккупацией, а потому вся обёрточно-попсовая лепота, включая папиросницы и бонбоньерки времён Вудро Вильсона, здесь в колоссальной цене. Вот и в доброй сказочке мистера Спилберга нет Америки, но существует ретро-ажиотаж вокруг American Dream, которую мы, то есть — они потеряли. Нового-то не сделали. Не придумали. Не показали. Комната, где орудует Уэйд, вся оклеена плакатами и постерами во вкусе его прадедушек. Примечательно, что в трилогии Земекиса есть лишь одно кафе, посвящённое 1980-м, где можно поиграть в «Однорукого бандита» и глянуть роскошные клипы Майкла Джексона. В «Первом игроке...» вся обозримая явь обращена к «светлому прошлому». Кинг-Конг и Годзилла, кукла Чаки и Фредди Крюгер приветствуют вас! Динозавры Юрского периода радостно машут хвостиками. Из всех утюгов поют вечно-юные Twisted Sister, Prince и Van Halen.
...По большому счёту, этот образцово-крепкий, а местами — талантливо снятый киноматериал (всё-таки Стивен Спилберг — не последний человек в Голливуде!), оставляет сложное и — малоприятное послевкусие. Что же касается героев картины, то они, заполучив могущество, стали на два дня отключать Оазис, дабы люди учились хоть немного управлять ...собой. Кто знает? Быть может, они ужаснутся и в конце-то концов разгребут свой мусор.
|
</> |