Минувших дней потертые шинели...
ru_auto — 17.09.2014 Прогресс - это движущая сила человечества. Он меняет людей, их нравы и пространство вокруг нас. Он открывает новые горизонты и новые возможности, он делает реальным то, что раньше не являлось даже мечтой. За какую-то жалкую сотню лет, человек полетел в космос, опустился на дно океана и прошелся по Луне, пересел с вечно голодных кляч, на не знающих усталости стальных мустангов. Но некоторые привычки перекочевали к нам через века. Из той далекой поры, когда за окнами пещеры бушевал Ледниковый период и люди собирались в стаи, чтобы вместе погреться у костра и поохотиться - это любовь к сообществам.Вот сейчас, ты юзернейм вяло щелкаешь мышкой любимую коммуну, заходишь в свой ведроклаб точка ру и наивно полагаешь, что эра песочниц началась с появлением интернета. Но это далеко не так, друг мой. Первые сплоченные коллективы автолюбителей появились задолго до этого! И назывались они тогда просто - гаражи.
В ту далекую пору, когда мы еще не знали тлетворного влияния запада, а на работу в галстуках ходили даже дети (правда в красных), автомобиль был не просто кучей металлолома, а являлся показателем значимости индивида в обществе. Любой человек обладающий самобеглой повозкой, становился объектом зависти в глазах безлошадных соседей. А самые удачливые и успешные, обладали еще и пределом мечтаний обычного человека - отдельной квартирой для авто. Так как, в те наивные времена царил дух коллективизма, он сотворил две вещи - ГСК на сотни мест и их очень коммутативных владельцев.
Гаражи, в силу удаленности от инфраструктуры (магазинов, универсамов, парикмахерских и салонов красоты) сразу же стали зоной свободной от матриархата. Там царил дух мужской дружбы, взаимовыручки и вседозволенности. Для главы семьи это было не просто место стоянки железного коня - нет дружище, это была обитель покоя, где свободный от женского гнета мужчина мог отдохнуть душой, пообщаться и предаться творчеству. Не зашоренный условностями быта человек, мог открыть невидимые в обычной жизни грани своей личности, и как правило шумно вливался в коллектив разномастных водителей, составлявших костяк этого чисто мужского прайда.
Социалистический уклад общества, не мог не наложить свой отпечаток на эту вольницу. Принципы "Все люди братья" и "Все вокруг родное, все вокруг свое" заложили прочный фундамент этого социума. Там и правда владельцем насоса считался тот, кто в последний раз им пользовался. Социальные границы рушились под натиском дружелюбия и соседских чувств, и не редко можно было встретить академика со слесарем, весело травящих байки под разливное пиво и домашнюю тарань. Там легко могли, невзирая на чины и звания, дать нужный совет или в морду. А спонтанные пьянки? А чинные разговоры под "Столичную" и портвейн? Когда самый суровый мужик вдруг расчувствуется и выложит всю правду матку, про свою далеко не кучерявую жизнь. И его поймут, нальют и не осудят. Когда последний скряга нет-нет, да и достанет из заначки марочный коньяк или нырнет в погреб, чтобы вернутся с баночкой хрустящих, маринованных груздей или трехлитровкой пупырчатых корнишонов. Да завсегдатаи гаражных сборищ, знали о гражданах города больше, чем ОБХСС, теща и участковый, вместе взятые.
Но не только общением были славны сии стойбища. Как не странно это звучит, но всякие авито, автору и прочие порталы с недвигой, берут свое начало именно оттуда. В неспешном общении можно было продать квартиру, машину, пристроить сына в институт, узнать телефон частника в Анапе или на худой конец, цены на капусту в Кишиневе. Здесь всегда знали, где одолжить прицеп или ключ на 30. Тут можно было попробовать чешское пиво и северного гольца. Здесь все считали друг друга братьями, а сторожа Кузьмича - хранителем традиций и очага. А количеством рассказанных баек, анекдотов и историй был бы посрамлен даже Башорг.
К тому же, гаражи стали сосредоточением опыта, хранилищем мудрости, народной википедией того времени. Под незлобный мат и веселые подколки усатых аксакалов, молодежь постигала тайны регулировки клапанов, замены глушителей и переборке движка, без интернета, литературы по ремонту и в полном отсутствии инструментов и запчастей. Сопливые школьники учились, как собрать из полгаража хлама один нормальный велосипед. Молодежь азартно ковыряла ИЖИ, Восходы, Чезеты( а кто, греха таить и дедовский Ковровец), усердно создавая основу будущему байкерскому движению. Хотя в то время их еще называли "рокеры". А сколько юношей превратились в мужчин, на заднем сидении отцовской "копейки"? Новоиспеченные владельцы обогащались бесценным опытом общения с гаишниками, координатами барыг и связями на сервисе (причем абсолютно бесплатно хочу заметить).
Но к сожалению, время безжалостно не только к людям. Постепенно уклад жизни менялся, автомобиль давно перестал быть предметом культа и передислоцировался под окно владельца. И гараж превратился в пенал, в который кладут зонтик на ночь, чтобы с утра просто достать его обратно. К тому же СХМ (да простит меня Игорь Владимирович), начала активно сносить старые кооперативы, загоняя людей в бездушные клетки "народных гаражей" и срезая ножами бульдозеров древний пласт автомобильной истории и культуры. Я сожалею о том светлом времени, осколки которого еще теплятся в заросших бурьяном и сорняками, ГСК спальных районов. Но скоро и их искры угаснут в ночи индустриализации. Они утратили свой смысл, но от этого еще более достойны места в истории.
А был ли ты анонимус, владельцем гаража? Участвовал ли в становлении предтечи кг_фгещ? Отпускал ли едкие каменты соседям? Или ты, будучи безлошадным ницебродом, плевался ядом в сторону уже тогда успешных, будущих столпов уютненькой? Можешь ли, стряхнув пыль вытащить на свет пару старых, гаражных рассказов? Давай те же помянем то светлое время други!
|
</> |