Минутка истории. Кровавое воскресенье

топ 100 блогов alena_7322.01.2025
Минутка истории. Кровавое воскресенье

«У нас больше нет царя! Неповинная кровь легла между ним и народом»: 120 лет Кровавому воскресенью

События «Кровавого воскресенья», произошедшие (9) 22 января 1905 года, стали началом Первой русской революции. Демонстрация рабочих была организована «Собранием русских фабричных-заводских рабочих города Санкт-Петербурга» и главой организации попом Георгием Гапоном. «Собрание» существовало под покровительством полиции в рамках политики «полицейского социализма».

В начале января 1905 года на Путиловском заводе вспыхнула забастовка. Рабочие завода воспротивились безнаказанным действиям мастера Тетявкина, несправедливо увольнявшего людей. К стачке начали присоединяться рабочие с других предприятий. «Собрание» приняло решение обратиться к царю с петицией и просить у него «правды и защиты». 

В 6:30 из Колпино по направлению к Петербургу двинулась толпа работников Ижорского завода. К ним постепенно присоединялись рабочие с других предприятий. Общая численность достигала 26 тысяч человек (Романов Б. А. Январская забастовка 1905 г. в Петербурге // Красная летопись. — Л., 1929.). Протестующие несли в руках иконы, хоругви и портреты царя. Военные перегородили путь манифестантам у Нарвских ворот. Там началась первая стычка, военные открыли огонь на поражение, стрельба началась по всему городу.

Очевидец событий Евгений Никольский в своей книге «Записки о прошлом» вспоминает, как всё происходило: «На Невском проспекте и по обеим сторонам реки Мойки стали появляться группы людей — мужчин и женщин. Подождав, чтобы их собралось больше, полковник Риман, стоя в центре роты, не сделав никакого предупреждения, как это было установлено уставом, скомандовал: «Прямо по толпам стрельба залпами!» Раздались залпы, которые были повторены несколько раз. Начался беспорядочный беглый огонь, и многие, успевшие отбежать шагов на триста-четыреста, падали под выстрелами. Я подошел поближе к Риману и стал на него смотреть долго, внимательно — его лицо и взгляд его глаз показались мне как у сумасшедшего. Лицо все передергивалось в нервной судороге, мгновение, казалось, — он смеется, мгновение — плачет. Глаза смотрели перед собою, и было видно, что они ничего не видят».

В этот день стреляли на Шлиссельбургском тракте, у Нарвских ворот, близ Троицкого моста, на 4-й линии и Малом проспекте Васильевского острова, у Александровского сада, на углу Невского проспекта и улицы Гоголя, у Полицейского моста и на Казанской площади.

События «Кровавого воскресенья» стали мощным толчком к перемене политической ситуации в стране.


«Вечером царь записывает: «Тяжёлый день. В Петербурге произошли серьезные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных частях города; было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело»!

Почему «вследствие желания дойти до Зимнего дворца» должно было быть «много убитых и раненых?» Почему непременно «войска должны были стрелять»? Кто разрешил, кто приказал стрелять? Запись в дневнике наталкивает на эти вопросы и оставляет их без ответа. Горестен вздох «как больно и тяжело», но тут можно вспомнить, что, когда при Толстом однажды кто-то рассказал, что царь подавлен событиями 9 января, писатель усмехнулся: «Я этому не верю, потому что он лгун».

И в самом деле. После слов «много убитых и раненых» он записывает через несколько строк: «Мама приехала к нам из города прямо к обедне. Завтракал со всеми. Гулял с Мишой(?)». Значит, не такое уж тяжелое настроение, не совсем потерян аппетит. И на следующий день: «Завтракал дядя Алексей. Принял депутацию уральских казаков, приехавших с икрой. Гуляли. Пили чай у мамы».

Савва Морозов, один из умных людей своего круга в тогдашней России, хорошо знал и рабочих, и конторщиков. В те январские дни, когда на заснеженных петербургских мостовых ещё алели пятна рабочей крови, случилось встретиться с ним А.М. Горькому.

- Царь болван, - грубо и брезгливо говорил Морозов. - Он позабыл, что люди, которых с его согласия расстреливают сегодня, полтора года тому назад стояли на коленях перед его дворцом и пели «Боже, царя храни».

Он сел рядом с писателем и, похлопывая себя по колену ладонью, сказал:

- Да, теперь революция обеспечена... Годы пропаганды не дали бы того, что достигнуто самим его величеством в один этот день».

Из книги М.К. Касвинова «Двадцать три ступени вниз».


взято отсюда: https://t.me/egoryakovleff



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Убийство предельно дерзкое и провокационное с явным политическим окрасом. Кому это все выгодно? Какие возможны версии? Объект – видный политический деятель. Достаточно значимый, чтобы был медийный эффект, но при этом недостаточно влиятельный, чтобы это привело к распаду остова оппозиции ...
Вечером 22 августа 1991 года после провала попытки государственного переворота ГКЧП тысячи людей стали собираться вокруг здания КГБ на Лубянской площади. Собравшаяся толпа уже собиралась брать штурмом здание и бросилась свергать памятник Дзержинскому. Идея повалить статую возникла ...
Я конечно, понимаю, что это сложно, но я попросил бы отнестись серьёзно.Что ...
Листаю утреннюю почту и выделю вчерашнюю аналогию Карена Шахназарова,  нынешнего напряженного ожидания -  что скажет Путин после того, как США отвергли "ультиматум" РФ по красным линиям - с повестью Пушкина,  "Выстрел". ( из цикла: повести Белкина) == Вчера я писал уже о ...
Сегодня начал смотреть статистику: СК поднялся до 413. Пошел глянуть на рейтинг блоггеров Пензенской области - оказалось, что я вышел на 1 место: Позади остались antonprok и sedov_05 , но они "дышат в затылок". Кто-то спросит: а как же morena_morana ? Прави ...