Минутка чистого зла

В традиционной «религии земли» такого нет даже близко.
Там есть табу – то, чего нельзя совершать в обычной жизни, чтобы не навлечь на себя и на всё своё племя беду. Эта категория соединяет в себе и социальные, и культовые запреты.
Однако табу запретно не потому, что это «зло», а потому, что это могущественная и опасная сила, к которой нельзя прикасаться без цели и понимания. Зато с целью и пониманием – не только можно, но и нужно. Поэтому любое табу обязательно нарушается в подходящей ситуации.
Во время ритуалов и календарных праздников в разных культурах находится место и убийствам, и кровосмешению, и воровству, и много чему ещё, вплоть до людоедства. И тогда, в нужном контексте, это будет хорошо и правильно.
Поэтому и нет чёткой границы между святым и неупокоенным, между проклятым и героем. Всё это – обладатели силы, разница лишь в том, насколько эта сила подчиняется человеческой воле и идёт ли она на пользу людям.
Такожде и духи.
Когда изучаешь народные традиции, сразу замечаешь, насколько иначе там относятся к опасным и злобным потусторонним сущностям. Это не враги, с которыми нужно бороться всеми средствами, а скорее сварливые агрессивные соседи, которые будут жить рядом, хочешь ты этого или нет.
Будешь под них прогибаться – они начнут наглеть, так что нужно всегда твёрдо показывать, где граница дозволенного. Но если сам будешь на них быковать – они сами начнут относиться к тебе как к беспредельщику, а с ними габузиться для твоего оглода не сростно.
Так что, с одной стороны, традиционный человек принимает все меры, чтобы отпугнуть «этих» от своего дома и своей жизни, а с другой – прилагает все усилия, чтобы даже случайно «этих» не разозлить.
Примеров тому полно в любой работе, посвящённой народным традициям – хоть русским, хоть чукотским, хоть еврейским – так что здесь я не буду их приводить.
Грубо говоря, как-то так: вот есть фэйри. Они злые, коварные и вредят. Фэйри боятся железа, поэтому над каждым окном обязательно нужно вбить гвоздь, а над дверью повесить подкову.
В лесу есть поляна, где фэйри танцуют по полнолуниям. Туда вообще лучше не ходить, особенно ночью.
Отправиться туда днём и разбросать железные гвозди, чтобы фэйри ушли навсегда в другие края? Ни в коем случае: это же будет проявление враждебности, тогда они обидятся и страшно отомстят и тому, кто бросал, и всем его родственникам!
Иными словами, это не война, а договор. У тебя есть магические средства, позволяющие установить и поддерживать границу – но эти средства действуют ровно до тех пор, пока ты сам не переходишь границу со своей стороны. В настоящей, серьёзной зарубе они не помогут.
Ну а развитая религия это правило нарушает.
Ещё у египтян существовали злые силы, с которыми не нужен никакой договор. Боги сражаются с ними и побеждают, поэтому мир ещё стоит. А люди в этой войне участвуют – например, помогают Ра биться каждую ночь с Апопом.
Возможно, Апопа запрещалось поминать всуе, чтобы не навлечь беду – этого мы не знаем. Но уж точно никаких знаков почтения ему не оказывали, и не злить его никоим образом не старались.
Но у египтян были и божества вроде Сехмет, которые и насылают бедствия, и избавляют от них. К ним отношение оставалось ещё традиционным – почитаем и бережёмся одновременно.
Зороастризм же задал планку на долгие века вперёд. Ангро-Майнью – воплощение всего, что не только вредно, но и бесполезно, а потому с ним и его слугами не может быть ничего, кроме вражды. Истребляй всякую нечистоту, изводи всякую храфстру, следуй только пути блага и правды – тогда будет тебе хорошо.
Иисуса упрекали, что он изгоняет бесов силой князя бесовского – для египетского или ассирийского экзорциста это обычное и естественное дело, к кому ещё апеллировать для изгнания злых духов, если не к их начальству? Но в первом веке нашей эры понятия уже другие, и никакого общения с силами зла человек Божий допускать не должен.
Поклонник развитой религии не видит ничего плохого в том, чтобы вырубить рощу фей, раскидать там гвозди и засыпать землю солью – или, ещё лучше, установить собственный храм. Для него это не нарушение договора с опасными соседями, а победа в сражении с вечным врагом. Чем больше ударов ты ему нанесёшь, тем лучше станет мир.
Мне кажется, тут всё дело в том, что развитая религия – это всегда религия развитого государства, городской цивилизации. Людей, которые живут прежде всего в окружении себе подобных, а с дикой природой сражаются и подчиняют её себе.
Потому там и появляется новая цель – не существовать в равновесии с миром, чтя границы, а завоёвывать и преображать природу, превращая её в человеческие владения.
|
</> |