Минский вояж. Пешком по центру. Октябрьская площадь и её окрестности — 2

"Вчера" мы пришли в сквер Зелёный театр на площади Свободы:

Справа от нас памятник — драматург Винцент Дунин-Марцинкевич и композитор Станислав Монюшко – основатели белорусской оперы:

Памятник создателям белорусской национальной классической оперы – композитору Станиславу Монюшко и драматургу Винценту Дунину-Марцинкевичу – появился осенью 2016 года в самом центре Верхнего города, в сквере у Ратуши.

Недалеко от этого места находится дом, в котором некоторое время жил Монюшко и где он получил первые уроки музыки, а там, где ныне стоит отель «Европа», в бывшем дворце Радзивиллов, в середине XIX века размещался городской театр – в феврале 1852 года на его сцене была поставлена первая опера на белорусском языке «Сялянка» («Сельская идиллия»). Автором музыки стал Монюшко, либретто написал Дунин-Марцинкевич.

Выходим на площадь Свободы —

В XVII веке площадь назвали Рынок, иногда Новый рынок. В XVIII веке площадь получила название Высокий рынок, в XIX веке — Высокая площадь, иногда Верхний рынок. В 1860-х г.г. Высокий рынок получает новое название — Соборная площадь. Впервые это название появляется в документах начиная с 1866 года. Однако на протяжении 1870—1880 гг. продолжало употребляться и старое название. Городская легенда, утверждающая, что в 1901 году площадь переименована в площадь Свободы в связи с тем, что в её центре был установлен памятник Александру II Освободителю, недостоверна. На самом деле переименование произошло по решению Минской городской Думы в марте 1917 года в связи с Февральской революцией.

Скульптура «Экипаж губернатора Захария Корнеева» была установлена на площади Свободы перед городской ратушей в Минске в 2007 году на день города. Автором скульптуры является знаменитый белорусский скульптор Владимир Иванович Жбанов – самый любимый и популярный скульптор Минска. Добрые и человечные скульптуры Владимира Жбанова населили улицы и площади Минска, придавая ему незабываемый колорит. Губернатор Захарий Корнеев был первым губернатором Минска после присоединения города к Российской империи. Он был назначен на эту должность царскими властями в 1796 году. При Корнееве в Минске было заложено два городских сада, город благоустраивался, в нем стало больше порядка.
Перед нами всё мелькавшая сбоку — Церковь Святого Духа монастыря базилианок:

Церковь Святого Духа — грекокатолический храм (позднее православный) в Минске, построенный в XVII веке. Находилась на Высоком Рынке и являлась доминантой комплекса мужского и женского греко-католических монастырей базилиан. В здании церкви сочетались черты готики и северного ренессанса. Главный фасад был украшен нишами, расписанными фресками с изображениями святых. В 1936 году церковь была взорвана; уцелели лишь фундамент и склепы с останками основателей церкви. Воссоздана в 2009—2011 годах в том виде, который имела до перестроек 1840-х годов.

Площадь Свободы возникла в начале XVI века как административный, торговый и культурный центр города. В центре площади с 1884 по 1886 г. находилось первое деревянное здание минского цирка, известное под названием цирк Никитина, где проходили выступления цирковых артистов и театральные представления. 27 января 1906 года на Соборной площади революционеры И. Пулихов и И. Измайлович совершили неудачное покушение на минского губернатора П. Г. Курлова и полицмейстера Д. Д. Норова.
Минская городская ратуша, вид сбоку —

Минская ратуша — административное здание (ратуша) в центральной части Минска, на Высоком Рынке; памятник архитектуры классицизма. Снесено российскими властями в 1857 году; воссоздано в 2002-2004 г.г. по сохранившимся изображениям.

В январе 1901 года в центре площади Свободы был открыт памятник императору Александру II, созданный на добровольные пожертвования минчан. В сентябре 1915 года, при приближении к городу немецких войск, бюст был с постамента и эвакуирован. Дальнейшая его судьба неизвестна. После революции 1917 года на его месте по проекту минского архитектора и скульптора О. Краснопольского установлен памятник «Солдат-революционер». В феврале 1918 года во время немецкой оккупации скульптура была разрушена. 1 мая 1921 года на месте памятника появляется обелиск имени Минского Совета. Сооружение, вероятно, было построено из недолговечных материалов и затем разобрано. В 1927 году на этом месте был установлен памятник Гиршу Леккерту работы скульптора Абрама Бразера, однако позднее, в 1937 году, на волне чисток «большого террора», был снесён. В 1939 году здесь был построен фонтан, фрагменты которого сохранились и по сей день.

В годы Великой Отечественной войны площадь была сильно разрушена. В начале 50-х годов часть зданий была разобрана при перепланировки центральной части города. Площадь утратила значение центральной площади. Новый центр сформировался южнее, по линии проспекта Независимости.
В центре кадра — Минский Свято-Духов кафедральный собор:

Собор Сошествия Святого Духа (Свято-Духов собор) — православный храм в Минске, кафедральный собор Белорусского экзархата Русской Православной церкви. Бывший костёл (католический храм) монастыря бернардинок; одна из главных достопримечательностей Верхнего города.
Опять Ратуша, в глубине — Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии:

Главный католический храм Минска был построен в 1700–1710 гг. как костел монастыря ордена иезуитов. В 1722 году папа римский Пий VI передал этой минской обители мощи Святого Фелициана, считающегося с тех пор одним из небесных покровителей города.

До отмены российскими властями магдебургского права для Минска (14 мая 1795 г.) в ратуше проходили заседания органа минского самоуправления — магистрата или совета. В здании хранились эталоны единиц веса и объёма, помещались городские суд, архив и другие учреждения. В 1830-х гг. в здании ратуши работала музыкальная школа. В 1844 году приспособлено под театр, просуществовавший до 1851 года. Здесь показывались драматические и музыкальные спектакли на русском, польском и украинском языках постоянных городских антреприз Я. Хелмиковского, В. Вержбицкого, В. Дроздовского. В ноябре 1848 здесь впервые в Беларуси поставлена пьеса Н. Гоголя «Ревизор». Фойе, зал и ложа театра были расписаны городским декоратором И. Кураткевичем. Здание было снесено в 1857 г., однако решение о сносе было принято ещё в 1851 г., формальным поводом для сноса послужило то, что ратуша, «...занимая собой часть главной площади, стесняет ее и закрывает вид соборной церкви и вновь строящихся присутственных мест...» Однако по воспоминаниям очевидцев, здание ратуши было уничтожено из-за того, что «...оно своим существованием напоминало жителям об обычаях минувшего времени, о Магдебурском праве...». На решении о сносе ратуши стоит собственноручная резолюция Николая I. Во время правления Николая I Беларусь стала провинцией, Северо-Западным краем необъятной Российской империи. И незачем было лишний раз напоминать поданным о былых вольностях по Магдебурскому праву.. В сквере, прилегающем к ратуше, с января 1901 г. до сентября 1915 г. стоял памятник Александру II.
Движемся в направлении Свято-Духова кафедрального собора —

Скульптурная композиция украсила этот уголок Старого города в 2014 году. Ее расположение недалеко от Ратуши неслучайно: городские весы, предназначенные для точного измерения масс и объемов, имелись лишь в городах, получивших магдебургское право. Композиция изображает трех средневековых жителей Минска, один из которых продает товар, второй покупает, а третий отслеживает вес. Интересно, что с появлением скульптуры «Городские весы» у туристов буквально сразу возникла традиция оставлять на ней немного мелочи – для привлечения финансового благополучия. А у основания памятника можно увидеть россыпь «золотых монет», имевших хождение в Минске в разное время.
За композицией — Торговые ряды:

Торговые ряды — памятник архитектуры XIX века в центре Минска, близ современной площади Свободы, построенный для размещения лавок (магазинов). Памятник истории и культуры республиканского значения.
:Взгляд назад — Белорусская государственная академия музыки

За Торговыми рядам — Костёл святого Иосифа:

Монастырь бернардинцев — часть некогда существовавшего в Минске бернардинского комплекса, включавшего также стоящий рядом монастырь бернардинок. Располагался в центре города, недалеко от ратуши, в окружении торговых рядов. В 1652 году в монастыре отстроены каменный храм Святого Иосифа Избранника Пресвятой Марии Девы и монастырский корпус. Монастырский комплекс несколько раз горел в пожарах (1656, 1740, 1835), однако каждый раз реставрировался и перестраивался. Наиболее основательная перестройка была осуществлена в 1752 году: архитектурные формы монастырских зданий приобрели черты барокко.
Пишут, что Гостиный двор —

Этот сложный архитектурный комплекс зданий был возведен в ХVIII веке в стиле классицизма. В 1909 году реконструирован в стиле модерн. «Гостиный двор наполнен лучшими магазинами, лавками и погребами христианских и еврейских купцов», – писал в середине ХIХ столетия этнограф и путешественник Павел Шпилевский. В начале ХХ века лавки в Гостином дворе потеснили Минское отделение Азово-Донского банка и купеческое собрание. При них работал престижный клуб-ресторан, в котором трапезничали городские коммерческие «сливки», попутно улаживая здесь деловые вопросы. По соседству с ресторацией находились уютные комнатушки для подписания контрактов. В 1914 году со сцены купеческого клуба перед минчанами выступал с речью депутат российской Госдумы, будущий глава Временного правительства Александр Керенский. А 25 октября 1917 года, всего через пару часов после захвата большевиками власти в Петрограде, в здании бывшего Гостиного двора была провозглашена советская власть в городе (именно поэтому в прежние времена экскурсоводы часто называли его «минским Смольным»). С 1923 по 1933 год здесь размещался Минский горисполком.
Взгляд на Свислочские просторы —

Тут у меня плёнка в фотике кончилась и стал снимать на телефон...

В настоящее время церковь святого Иосифа представляет собой тип трехнефной безбашенной базилики. Центральный неф, более высокий, накрыт двухскатной кровлей и завершается значительно выступающей трехстенной апсидой. Боковые — несколько ниже, решены в виде отдельных каплиц, перекрытых крестовыми сводами, накрыты односкатными кровлями. Интересно решен главный западный фасад храма, где сосредоточены основные декоративные элементы. Фасад имеет значительную выпуклую плоскость. Его центральная часть, соответствующая центральному нефу, выделена высокими пилястрами со своеобразными капителями и завершена щитом плавного абриса с двумя валютами по бокам. Боковые части декорированы двумя нишами, где первоначально была установлена скульптура. Главный вход представлен широким порталом, над которым расположено большое трехлепестковое окно. Боковые фасады решены более скромно, они декорированы пилястрами, между которыми расположены оконные проемы.
Площадь перед Свято-Духовым кафедральным собором —

За площадью — домовый храм Минской духовной академии в честь святителя Кирилла Туровского, был освящен 20 июня 2015 г. При академическом храме действуют приходской арт-лекторий. Каждое воскресенье после литургии Мария Валентиновна Нецветаева, председатель Синодального отдела по церковному искусству, архитектуре и реставрации Белорусской Православной Церкви выступает с публичными лекциями посвященными изучению христианского исскуства.

Вид на Свято-Духов собор —

История собора началась в 1633—1642 годах, когда было построено здание, служившее храмом католического монастыря бернардинок. Инициатором строительства выступил трокский воевода Александр Слушка. Монастырь был образован на месте церкви Косьмы и Дамиана. 31 августа 1687 года состоялось освящение костёла в честь Рождества Девы Марии. В то же время к северу от храма был построен П-образный монастырский корпус. Главный вход в монастырь первоначально находился с противоположной от храма стороны. Первоначально комплекс занимал целый квартал. С трёх сторон внутренний дворик окружали трёхэтажные каменные здания, с четвёртой стороны центром композиции являлся двухбашенный храм, построенный в стиле барокко. Во дворе монастыря под землю вели два входа, которые закрывались массивными железными дверьми. Один из них был выложен кирпичом и вёл в сторону реки Свислочи. Спустится в тоннель можно было по кирпичному сходу. Другой вход шёл под землёй к костёлу и монастырю бонифаторов. К северо-востоку от монастыря располагался каменный двухэтажный флигель и деревянные хозяйственные постройки: амбар, конюшня, винокурни и др.

Теперь Свято-Духовая церковь — кафедральный собор Белорусской православной церкви. В иконостасе есть целый ряд ценных икон московской академической школы. Но самая ценная реликвия — чудотворная икона Божией Матери, обретенная минчанами в 1500 году и именуемая Минской.
Другой святыней храма являются нетленные мощи святой благоверной Софии Слуцкой, внучки Анастасии Слуцкой, которые можно увидеть в боковой нише слева от алтаря.

Вид на реку Свислочь со смотровой площадки —

За спиной — Гостиный двор, вид сбоку:

Минские просторы —


Посмотрели и возвращаемся...
Зыбицкая улица —

Зыбицкая улица (Зыбіцкая вуліца) — улица в историческом центре Минска, в Верхнем городе. Проходит от Интернациональной улицы до пешеходной зоны в районе площади 8 Марта.

Зыбицкая улица сформировалась во второй половине XVI—XVII вв. Она проходила параллельно берегу Свислочи и соединяла Нижний рынок с Волоцкой улицей (ныне часть Интернациональной), пересекая Бернардинские улицы (современные улица Кирилла и Мефодия и улица Герцена). Название «Зыбицкая» возникло благодаря заболоченной, зыбкой почве. В 1866 году улица переименована в Болотную, в 1882 году — в Торговую. В 2010 году возвращено первоначальное название Зыбицкая.
Вернулись в Александровский сквер —

Фонтан «Мальчик с лебедем» — старейший в Минске, а также единственная дореволюционная городская скульптура, уцелевшая в городе. Он появился в 1874 году в честь запуска в городе водопровода с чистой артезианской водой и представляет собой фигуру мальчика, который обнимает лебедя за шею, а на бортиках вокруг фонтана сидят небольшие скульптуры лягушек, из ртов которых бьют струи воды.

Проходим сквер...

В Советском районе столицы Беларуси есть памятник, история которого тесно связана с боевыми действиями во время Великой Отечественной войны. Минчане называют монумент не иначе как «танк-свободитель». Официальная версия такова, что боевая машина Т-34-85 в свое время принадлежала экипажу Фроликова, который первым вошел в занятый немцами Минск в 1944 году. Монумент Танк-освободитель находится напротив Дома офицеров. Установили его на постамент в 1952 году.
Собственно говоря, прогулка наша по Минску на этом и закончилась...