Миномёты

топ 100 блогов paul_atrydes18.01.2022 Немецкая армия практически единственная вступила в Первую мировую войну с миномётами. Это были крупнокалиберные орудия (170- и 250-мм), предназначенные для крепостной войны, с небольшой дальностью стрельбы (750 и 500 м соответственно). Однако позиционная фаза войны, начавшаяся на Западном фронте уже в октябре-ноябре 1914 г., позволила этим коротколапым метателям взрывчатки проявить свои свойства:

Все, кто был свидетелем морального впечатления, производимого первыми германскими „минами“, т.-е. огромными бризантными бомбами в 40—50 клгр., никогда не забудут впечатления ужаса и растерянности, которое они производили на нашу пехоту, несмотря на ее обычную стойкость и выдержку.

В это время трудно было убедить наших солдат в том, что и германцы получают от нашей артиллерии такие же бомбы, так как стрелки видели действия германской траншейной артиллерии по своим окопам, но они не видели подобного или близкого действия по окопам противника.

Это явное превосходство германских орудий неприятно действовало на солдат в течение месяцев и даже нескольких лет войны.

Гаускуэн. Эволюция артиллерии во время мировой войны. М., 1921.


Помимо наращивания числа тяжёлых и средних миномётов, немцы ввели в 1916 году лёгкий образец, который быстро занял лидирующее место по количеству:
Дата          Количество минометов на фронте
                 тяжёлых  средних  лёгких

Август 1914          70      116      —
Сентябрь 1916       465      674    1 345
Август 1917       1 355    2 331   12 247
Январь 1918       1 322    2 476   13 329
К концу войны в сухопутных силах насчитывалось: 1 900 тяжёлых, 2 400 средних и 12 400 лёгких миномётов, требующих среднемесячного расхода примерно в 35 000 тяжёлых, 120 000 средних и 1 500 000 лёгких мин.

Столь значительный интерес к этому роду оружия объяснялся в немецком наставлении по применению миномётов от 1 июля 1917 г., где указывались его основные преимущества перед обычной артиллерией:

а) При одинаковом весе снаряда — меньший расход пороха на заряд, больший разрывной заряд и меньшее рассеивание снарядов. Изготовление минометов много проще производства артиллерийских орудий. При меньших средствах и при меньшем расходе снарядов получается большее материальное и моральное действие.

б) Цели, которые не могут быть обстреляны нашей артиллерией, вследствие близкого расположения их к нашим войскам, могут быть уничтожены огнем минометов, имеющих, как сказано выше, меньшее рассеивание. С другой стороны, минометы могут лучше артиллерии доставать цели, укрытые за крутыми скатами.

в) Связь с пехотой облегчается близостью их расположения.


В Советской России данный опыт не прошёл мимо ряда профессионалов, которые особо подчёркивали, наряду с боевыми свойствами данного оружия, его экономическую составляющую:

В отношении минометов наш опыт войны дал нам весьма мало прежде всего потому, что почти до ее окончания мы не имели этих огневых средств в достаточном числе и вполне установленных образцов, а еще более — вследствие того, что и самый взгляд на их назначение и главнейшее применение у нас почти отсутствовал не только при их использовании, но и при теоретических соображениях. Большинство поверхностно считало минометы дополнительным вооружением пехоты, [с] помощью которого она могла бы посылать противнику большие количества взрывчатого вещества, с общей целью его постоянной тревоги и беспокойства и случайного разрушения его укреплений; между тем как идея миномета лежит главным образом в замене артиллерийских орудий большой мощности, для действия с небольших дистанций, с определенной целью разрушения строго намеченных опорных пунктов и узлов укреплений при подготовке к атаке. Такой способ разрушения укреплений не только экономичен, но и необходим: при тех близких расстояниях, на которые сходится пехота с противником во время траншейной войны, разрушение близких к ней укреплений дальним огнем мощных артиллерийских орудий становится невыполнимым, так как вследствие неизбежного рассеивания невозможно гарантировать точное попадание снарядов в желательный пункт и предотвратить случаи поражения своих войск. Между тем миномет, поставленный в траншеях недалеко от цели, с успехом и с полной безопасностью для своих может выполнить эту задачу, действуя дешевыми минами с мощным разрывным зарядом вместо дорого стоящих и более слабых по разрывному заряду снарядов артиллерийских.

В виду изложенного следовало бы очень серьезно подумать о разработке для нашей армии хорошего типа миномета и о снабжении им войск в достаточном количестве. Естественно, что, как и в отношении артиллерийских орудий, нельзя будет обойтись одним типом миномета, но нужно будет иметь их два—три, в зависимости от той мощности огня, которая будет намечена для решения различных задач полевой позиционной и крепостной войны. Нам в особенности следовало бы заинтересоваться этим вопросом, так как изготовление минометов и мин, могущих заменить на близких дистанциях артиллерию дальней стрельбы, технически легче изготовления артиллерийских орудий и снарядов, и потому более по силам нашей слабой промышленности.

Смысловский Е. Артиллерийские итоги войны // Военная наука и революция. 1921. Кн. 1.



Система вооружения есть производное народного хозяйства данной страны. Самое интересное с тактической точки зрения оружие, пока для него не будет создано производственных мощностей и обеспечена сырьевая база, явится только интересной игрушкой, от которой во время войны придется отказаться, хотя такой отказ во время войны не проходит безнаказанно. Увязки с производством для нового оружия можно добиваться двояким путем, т. е. или насаждая новое производство, специально как таковое или используя максимально имеющиеся производственные процессы и имеющееся для них оборудование.

Вряд ли надо доказывать, что второй путь, являясь несколько более сложным, в то же время, с точки зрения народного хозяйства единственно правильный.

Применение этих общих положений порядка подготовки народного хозяйства к войне для минометного дела чрезвычайно благоприятно. Конструкция минометов несравненно менее сложна, чем конструкция пушечных систем. Это не может не облегчить освоение процесса производства минометов. К металлу для минометов можно пред’являть гораздо менее жесткие требования, чем к металлу для пушек, где он должен выдерживать несравненно более высокие давления. Наконец громадным облегчением для производства минометов в массовом масштабе является то, что основной полуфабрикат для производства известных нам иностранных систем минометов — это стальная цельнотянутая труба. Производство стальных цельнотянутых труб является одним из основных видов производства металлопромышленности, так как на эти трубы (всех диаметров) имеется большой и постоянный спрос в мирное время.

Каждое орудие, в том числе и миномет, за время своей службы расходует в виде снарядов в десятки раз большие по весу количества металла, чем это требуется для производства самого орудия. Отсюда следует, что и состояние сырьевой и производственной базы для снарядов соответствующего калибра и типа имеет еще большее значение, чем состояние базы для производства самого орудия. Известно, что в Германии во время империалистической войны, несмотря на наличие мощной металлургической и металообрабатывающей промышленности, вопрос об увеличении выпуска артиллерийских снарядов до размеров потребности действующей армии явился самым трудным вопросом всей войны. Для осуществления так называемой большой программы Гинденбурга были брошены все лучшие силы страны как в части инженерно-производственной и конструкторской, так и из числа военных специалистов. Если для Франции и других стран Антанты за исключением Соединенных штатов лимитом развития снарядного производства в первую очередь было наличие металла, в частности стали, то в Германии эта проблема, натолкнулась на ограниченные (относительно потребности конечно) возможности проката и штамповки стали. Решение проблемы оказалось возможным только применением литья стальных снарядных корпусов. Задача по организации литья многомиллионных партий снарядов сама по себе даже при неограниченном количестве стали — дело очень и очень нелегкое. Производство мин к минометам совершенно не зависит от тех трудностей, которые преодолевались снарядным производством во время последней войны, так как для производства мин основной заготовкой является опять-таки цельнотянутая стальная труба.

Второй большой трудностью подачи в действующие армии артиллерийских выстрелов является, как показала империалистическая война, узкость химической базы, по производству порохов. Развитие кислотного и собственного порохового хозяйства — не только дело, требующее крупных капиталовложений, но и чисто технически крайне трудно, и крайне медленно осваиваемое. Несмотря на то, что промышленная статистка Европы и Америки свидетельствует о громадном росте химической промышленности в отраслях, имеющих специально военное значение, росте, несмотря на пораженность всех остальных отраслей народного хозяйства этих стран небывалым экономическим кризисом, все же можно смело сказать, что если на потребное количество минометных выстрелов понадобилось то же количество порохов, что и для соответствующего количества артиллерийских снарядов, то нм одна страна не смогла бы в настоящее время справиться с задачей обеспечения мин порохом.

Таким образом и с точки зрения обеспеченности минометного дела базой в химической промышленности ввиду незначительности количества пороха, идущего на выстрел одной мины, минное дело в армии имеет крупнейшие преимущества. Миномету как оружию, которое располагает широчайшей сырьевой и производственной базой в индустриальной стране, оружию, которое позволяет решать все труднейшие задачи, стоящие перед пехотой в боях будущих войн, по праву не может не принадлежать виднейшее место в системе вооружений современных армий.

Сазонов. За минометы (В порядке обсуждения) // Война и революция. 1933. Кн. 5—6.


К концу 30-х годов в СССР принимается на вооружение линейка миномётов: 50-мм ротный, 82-мм батальонный, 107-мм горно-вьючный полковой и 120-мм полковой. Продолжаются разработки миномётов более крупных калибров — 160- и 240-мм. Задачей последних как раз видится замена или усиление тяжёлой и сверхтяжёлой артиллерии в ряде случаев.

Однако крайне неудачное начало войны рушит все планы. Значительные потери артиллерии (и не только) и необходимость заново формировать множество воинских соединений заставляет серьёзно урезать июльский штат новых дивизий по вооружению. Но, как неоднократно предсказывалось до войны, именно простота производства миномётов позволила уже в декабрьском штате стрелковой дивизии не только достичь, но даже превзойти количественные показатели довоенного (апрельского) штата по этому виду оружия. В течение 1942 года в новых штатах стрелковой дивизии происходят небольшие коррекции (обычно в сторону увеличения) и в декабре появляется тип соединения, провоевавший всю оставшуюся войну.
Штат сд      апр.41  июл.41  дек.41  мар.42  июл.42   дек.42  дек.42
                                                     (не гв.)  (гв.)
82-мм мин-в    54      18      72      76      85       83      85
120-мм мин-в   12       6      18      18      18       21      24
В подвижных механизированных соединениях количество миномётов также выросло по сравнению с предвоенными аналогами (штаты, действующие на 1 января указанного года):
Штат          мд 41  мк 43  мк 44   тд 41  тк 43  тк 44

82-мм мин-в     36     96    100      18     48     52
120-мм мин-в    ——     12     54      ——      4     42

Производство миномётов
              I пг 41  II пг 41  I пг 42  II пг 42  I пг 43  II пг 43   1944

82-мм мин-ты    1 767    16 259   45 264    54 917   28 324    6 758   2 889
120-мм мин-ты   1 260     2 315   10 046    15 015   10 284    5 917   3 044

Помимо увеличения числа миномётов (особенно тяжёлых) в соединениях, призванных как-то компенсировать недостаток навесной (гаубичной) артиллерии, миномёты заняли важное место в системе артиллерии РГК.

Если к началу войны в АРГК насчитывалось только 11 отдельных миномётных батальонов (по 48 120-мм миномётов), то полтора года спустя уже 8 бригад, 108 полков и 10 дивизионов. И это не считая 25 артиллерийских дивизий, где присутствовало по одной миномётной бригаде (3 полка по 36 120-мм миномётов).
01.01.1942   01.01.1943   01.01.1944   01.01.1945

бригады                    1            8           11            8
полки                                 108          129          107
бат-ны/див-ны             15           10               

82—120-мм мин-в        15 259       63 561       55 520       62 139
в Действ. армии        11 468       44 601       37 953       40 344
в резерве ГК              533        2 866        1 444        2 177
Учтены только сухопутные войска, без флота. На 1 января 1945 г. учтены 160-мм миномёты.

Производство миномётных боеприпасов вырастает многократно. Опять же сказывается как простота производства, так и экономичность (особенно по пороху). Если для 120-мм мины требовался пороховой заряд в 450 г, то для 122-мм гаубичного выстрела обр. 10/30 г. — 1,2 кг, а для обр. 38 г. — 2,075 кг.

Для 82-мм мины — 50 г, для 76-мм полкового выстрела обр. 27 г. — 455 г, для 76-мм дивизионного выстрела — 1,080 кг.

Приемлемые боевые свойства мин способствует их широкому, а главное — массированному применению. Доля миномётов в весовом измерении постоянно растёт:
                        1942   1943   1944   1945

Доля миномётов, в т.ч.  24,2   38,8   41,4   43,5
82-мм                   12,4   16,3   15,1   14,9
120-мм                  11,8   22,5   26,3   28,6
Достаточная дальность миномётов позволяла даже организовывать с их помощью такой способ сопровождения пехоты как огневой вал. Об этом в Первую мировую войну могли только мечтать.

Возможности 120-мм миномётов вести огонь на разрушение позволяли высвободить гаубичную артиллерию от обстрела первой позиции противника (и это также соответствовало довоенным предположениям, см. выше).

Вообще принятие именно 120-мм миномёта на вооружение до войны выглядит как непреднамеренное чудо, т.к. в большинстве зарубежных армий в то время предпочитали только миномёты сопровождения, но не усиления (терминология конца 30-х годов, деление проходило по калибру в 90 мм). Хотя ещё в начале 20-х в статье французского артиллериста А. Шнайдера «L’accopagnement de l’infanterie par l’artillerie légère puissante» выводилась «идеальная мортира» с калибром 120 мм, массой 200 кг и снарядом в 10—11 кг. Небезызвестный Вим Брандт писал в 1936 году:

«При широком применении легких металлов, вероятно, удалось бы осуществить по схеме Стокса миномет калибром около 120 мм при весе около 150 кг и шести людских переносных вьюках. Максимальную дальность можно было бы ограничить 2 500 м, но зато мина должна была бы весить около 20 кг».

Но в результате этот проект реализовала советская «миномётная мафия»™. И, с известными допущениями, он спас страну во время войны. По крайней мере, в артиллерийском отношении.


P.S. Рольф Дитер-Мюллер в V/II томе труда Das Deutsche Reich und der Zweite Weltkrieg (англ. Germany and the Second World War) выразил своё мнение относительно ситуации с миномётами в немецкой армии:

«The picture does not change even if one adds to small arms the heavy weapons of infantry combat, in particular mortars and anti-tank weapons. Mortars had already demonstrated their effectiveness in the trench warfare of the First World War. The German models had however not proved successful, and had not been technically developed to any marked degree since.The 80-mm mortar had a small calibre and a limited range, and was hardly up to the conditions of a modern battlefield.

The inadequacy of other forms of supporting fire made the mortar a weapon that was cheap to manufacture and able, if employed in large numbers, to lend effective firepower to the infantry. The superiority shown by the Red Army in such employment induced the Wehrmacht to demand an improved model. However, the 120-mm mortar accounted for only one-tenth of all mortars produced in 1943/4.

The Wehrmacht had for too long relied on the use of infantry artillery, whose manufacture and employment, however, required a considerably greater effort without substantially surpassing the performance of mortars. It would seem that the interests of the influential and traditional artillery factories of German armaments concerns coincided with the inflexibility of professional soldiers obsessed with the pattern of a disciplined and rigidly directed employment of gun batteries».


Уже упомянутый В. Брандт в той же статье сравнивал 75-мм пехотное орудие и 81-мм миномёт и приходил к выводу:

«Сравнение этих данных приводит как бы к неожиданному совпадению мощности этих систем, причем максимальные дальности значительно превосходят необходимую дальность для орудия сопровождения и, следовательно, удовлетворяют во всех случаях. Но поражает разница в весе: гаубица почти в пять раз тяжелее миномета. Кроме того, для стрельбы прямой наводкой миномет значительно легче можно установить за укрытием, в окопах, в воронках, так как его минимальная высота над укрытием всего 200 мм; для гаубицы же при ее минимальной высоте над укрытием в 400 [без щита] и 800 [со щитом] мм стрельба прямой наводкой возможна лишь в отдельных случаях. В общем можно сказать, что миномет, обладая такой же технической мощностью, что и пехотная гаубица, значительно превосходит ее в тактическом отношении. Миномет, разбирающийся на три переносных вьюка, обладает той же подвижностью, что и станковый пулемет; при этом имеется уверенность, что миномет всегда будет там, где потребуется его применение. Единственным преимуществом гаубицы остается возможность вести настильный огонь. Однако, это преимущество покупается ценой пятикратного увеличения веса по сравнению с минометом. Кроме того, установлено, что для стрельбы прямой наводкой применение гаубицы возможно лишь в исключительных случаях, вследствие того, что высота ее над укрытием слишком велика.

При развитии пехотной гаубицы предусматривалась возможность настильной стрельбы при противотанковой обороне. Но для борьбы с танками подобное орудие с незначительной начальной скоростью является непригодным. Кроме того, ведь для этой цели имеется отличная 37-мм пушка.

При замене существующего так называемого миномета [minenwerfer] или пехотного орудия современным минометом появится возможность обслужить тем же количеством людей и лошадей минометной роты вдвое большее количество систем. Следовательно, каждому батальону можно было бы дать минометный взвод из четырех минометов. В полк следует дать взвод средних минометов».

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Самая длинная ночь в году оказалась и самой холодной, температура опустилась ниже 35 градусов, и занятия в школе перенесли на 11 часов. Сейчас в каждом доме, где есть школьники, дети падают с довольным вздохом обратно, в теплую кроватку. Дом соседний, снимала на планшет, бежать домой за ...
Это невероятно В футболе нам не везет, значит повезет в чем-то другом! Обоср.лись !!!... (( А вы как думаете? ...
дай ка посмотрю... ну неплохо-неплохо. малыши-крепыши, это хорошо. и божественные грузди, ну как же без них. всем удачного вечера. ...
Дорогое сообщество! У меня не просьба о помощи, а скорее, приглашение к беседе. Часто встречаю людей, которые не представляют из себя ничего особенного - а они уверены, что они просто мечта и подарок для окружающих. Встречаю и наоборот, умных, добрых, трудолюбивых, которые видят себя ...
Хомяки были найдены на нг в банках Так украсили подъезды и улицы нашего города Это сделали мои дети, дед мороз из пластилина и рисунок для школы, за который ему поставили пятерку! С наступающим рождеством друзья! ...