Минный заградитель «Базилиск»


Как и предыдущие малые минзаги императорского и королевского флота, «Базилиск» создавался на базе каботажного грузового судна. Он имел водоизмещение 314-360 тонн, длину 46,0 м, ширину 7,9 м и осадку 1,5 м. Одна вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 550-600 инд. л.с. сообщала кораблю скорость 11,0-11,9 уз. Пар для нее вырабатывал один цилиндрический котел. Вооружение состояло из двух 47-мм скорострельных пушек с длиной ствола 44 клб., двух 8-мм пулеметов и 145 мин, из которых сто принимались на четыре пары минных рельсов на главной палубе, а остальные – в трюм. Экипаж состоял из 40-42 человек (в 1907 году на борту находилось 2 офицера и 38 матросов).
«Базилиск» был назван в честь василиска – легендарного драконоподобного существа со смертельным взглядом. С 1904 года он служил в Школе минеров и телеграфистов, а также использовался в качестве транспортного судна. Перед войной он участвовал в различных маневрах эскадры, в частности, в учениях по высадке десанта в Груже (Гравоза) в сентябре 1906 года с участием наследного принца эрцгерцога Франца Фердинанда на борту.
После начала войны «Базилиск» (под руководством капитана 3 ранга Маркуса Симунича) ставил минные заграждения, прикрывавшие базу в Поле. 13 августа 1914 г. пассажирский пароход «Барон Гауч» подорвался на одной из этих мин близ Ровиня и затонул (погибли по меньшей мере 177 пассажиров и членов команды). Командный состав парохода проигнорировал или не понял предупреждений, отправленных «Базилиском».
Позже минзаг ставил другие минные заграждения, в том числе противолодочные, у берегов Премантуры (Промонторе), Лиссы, Которской бухты и Пелагозы. 1 ноября 1918 г. корабль находился в Которе, в течение короткого периода времени проходил службу во флоте Государства словенцев, хорватов и сербов. В 1918 году его командиром был капитан 3 ранга Нафтале Кафтанич.
После окончания войны «Базилиск» был реквизирован британской комиссией, затем разоружен и в 1919 году передан Франции. Он должен был пойти на списание, однако его судьба сложилась иначе. В 1922 году бывший заградитель оказался в Румынии: первоначально под французским названием «Аврора» («Aurore»), а позже видоизменив его на «Aurora», будучи выкупленным Румынским обществом Дунайского судоходства (Societatii Romane Dunarene – SDR).
В 1939 году «Аврора» была включена в состав румынского военно-морского флота в качестве минного заградителя, получив вооружение из двух 13,2-мм пулеметов и 40 мин. В июне и июле 1940 года она ставила мины в Сулинском гирле Дуная вместе со вспомогательным минным заградителем «Дуростор» и несколькими эсминцами. Она оставалась в строю и во время следующего обострения отношений с Советским Союзом в январе 1941 года.
После нападения Германии на СССР в июне 1941 года «Аврора» участвовала в минных постановках к побережья, направленных против советского Черноморского флота. В ночь с 27 на 28 июня отряд, занятый постановкой мин в Сулинском гирле, был атакован советскими бомбардировщиками. Рано утром 28 июня «Аврора» была вновь атакована в порту советскими самолетами и повреждена осколками бомб. Четверо моряков погибли, двое получили ранения. Повреждения обшивки борта были временно отремонтированы, и «Аврора» направилась на ремонт в Чамурлию на Дунае, где она была повторно обнаружена 15 июля 1941 г. После атаки 11 советских бомбардировщиков СБ-2 и попадания трех бомб на борту возник пожар, в результате которого корабль затонул.

|
</> |