Минный заградитель «Базилиск»

топ 100 блогов sergiovillaggio28.03.2024 В 85-м специальном выпуске "Окрентов военных" вышла статья Звонимира Фрайфогеля, формально посвященная австро-венгерскому минному заградителю "Хамелеон", однако содержащая краткую информацию по другим австрийским минзагам. Поскольку кое-какие из них представляют несомненный интерес, решил перевести некоторые части - одну из них представляю на ваш суд.

Минный заградитель «Базилиск»

Минный заградитель «Базилиск» («Basilisk») был построен на верфи Марко У. Мартинолича в Малом Лошине (Луссин Пикколо) по проекту инженера Йозефа Кучинки. Корабль был заложен в 1901 году, спущен на воду 28 ноября 1902 г., закончен постройкой 27 декабря 1902 г., и вошел в строй 21 февраля 1903 г.

Как и предыдущие малые минзаги императорского и королевского флота, «Базилиск» создавался на базе каботажного грузового судна. Он имел водоизмещение 314-360 тонн, длину 46,0 м, ширину 7,9 м и осадку 1,5 м. Одна вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 550-600 инд. л.с. сообщала кораблю скорость 11,0-11,9 уз. Пар для нее вырабатывал один цилиндрический котел. Вооружение состояло из двух 47-мм скорострельных пушек с длиной ствола 44 клб., двух 8-мм пулеметов и 145 мин, из которых сто принимались на четыре пары минных рельсов на главной палубе, а остальные – в трюм. Экипаж состоял из 40-42 человек (в 1907 году на борту находилось 2 офицера и 38 матросов).

«Базилиск» был назван в честь василиска – легендарного драконоподобного существа со смертельным взглядом. С 1904 года он служил в Школе минеров и телеграфистов, а также использовался в качестве транспортного судна. Перед войной он участвовал в различных маневрах эскадры, в частности, в учениях по высадке десанта в Груже (Гравоза) в сентябре 1906 года с участием наследного принца эрцгерцога Франца Фердинанда на борту.

После начала войны «Базилиск» (под руководством капитана 3 ранга Маркуса Симунича) ставил минные заграждения, прикрывавшие базу в Поле. 13 августа 1914 г. пассажирский пароход «Барон Гауч» подорвался на одной из этих мин близ Ровиня и затонул (погибли по меньшей мере 177 пассажиров и членов команды). Командный состав парохода проигнорировал или не понял предупреждений, отправленных «Базилиском».

Позже минзаг ставил другие минные заграждения, в том числе противолодочные, у берегов Премантуры (Промонторе), Лиссы, Которской бухты и Пелагозы. 1 ноября 1918 г. корабль находился в Которе, в течение короткого периода времени проходил службу во флоте Государства словенцев, хорватов и сербов. В 1918 году его командиром был капитан 3 ранга Нафтале Кафтанич.

После окончания войны «Базилиск» был реквизирован британской комиссией, затем разоружен и в 1919 году передан Франции. Он должен был пойти на списание, однако его судьба сложилась иначе. В 1922 году бывший заградитель оказался в Румынии: первоначально под французским названием «Аврора» («Aurore»), а позже видоизменив его на «Aurora», будучи выкупленным Румынским обществом Дунайского судоходства (Societatii Romane Dunarene – SDR).

В 1939 году «Аврора» была включена в состав румынского военно-морского флота в качестве минного заградителя, получив вооружение из двух 13,2-мм пулеметов и 40 мин. В июне и июле 1940 года она ставила мины в Сулинском гирле Дуная вместе со вспомогательным минным заградителем «Дуростор» и несколькими эсминцами. Она оставалась в строю и во время следующего обострения отношений с Советским Союзом в январе 1941 года.

После нападения Германии на СССР в июне 1941 года «Аврора» участвовала в минных постановках к побережья, направленных против советского Черноморского флота. В ночь с 27 на 28 июня отряд, занятый постановкой мин в Сулинском гирле, был атакован советскими бомбардировщиками. Рано утром 28 июня «Аврора» была вновь атакована в порту советскими самолетами и повреждена осколками бомб. Четверо моряков погибли, двое получили ранения. Повреждения обшивки борта были временно отремонтированы, и «Аврора» направилась на ремонт в Чамурлию на Дунае, где она была повторно обнаружена 15 июля 1941 г. После атаки 11 советских бомбардировщиков СБ-2 и попадания трех бомб на борту возник пожар, в результате которого корабль затонул.

Минный заградитель «Базилиск»
Минный заградитель "Аврора" в Констанце в 1940 году

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В Рождественский сочельник светлеют небеса, И прячутся под снегом прозрачные леса, И ярче яблок рдеют на ветках снегири, Как будто приглашают: бери меня, бери! В Рождественский сочельник все люди чуда ждут, И праздничные службы во всех церквах идут. Звездою Вифлеемской сияет ...
К предыдущему посту   пока кратко. Кстати, интересно: но два единственно "взлетевших" в России левых движения были именно что "незападными" по сути. Речь идет о т.н. "НБП" и "Сути Времени". Конечно, можно сказать, что оба они были достаточно далекими от коммунистической повестки: ...
Кажется, в прошлом посте   Не Пикассо, но тоже купальщица   Пикассо с его художественным виденьем женщин остался недопонятым... Так что вот ещё немножко Пикассо...              Пикассо, 1922 год, "Две женщины, ...
За что я люблю некоторых посетителей блога... Впрочем, не важно, за что я люблю некоторых посетителей блога. Важно, что они подчас затрагивают серьезные темы, к которым никогда не лишне вернуться... 1. Государство есть механизм, построенные по принципу иерархии, укомплектованный живым ...
Почему для многих счастьем стало упороться? Жаль тех, кого интересует лишь спиртное.. Для чего ТАК жить, превращаясь в грязь? Человек, который пьёт каждый день и не важно, что вчера это было 50г коньяка, сегодня 2 бокала вина, а позавчера 2 бутылки пива - АЛКОГОЛИК. И не надо утверждат ...