Минные крейсера типа «Кондор»
sergiovillaggio — 12.04.2024Обращаю внимание, что книга написана на английском, поэтому большинство французских терминов, которые в ней даны без перевода, без перевода и оставлены, дабы сохранить шарм. В то же время, готов выслушать замечания по переводу прочих терминов и транслитерации французских фамилий и наименований кораблей.
Минный крейсер "Кондор"
6 мая 1881 г., формируя Программу 1881 года, Совет решил, что такие корабли, которые еще не были в не включены, не должны относиться к кораблям береговой обороны, и перевел их в класс миноносцев. Это объяснялось тем, что более крупные, чем у других миноносцев, размеры дальность плавания позволят им достигать якорных стоянок, на которых неприятель чувствует себя в безопасности от крейсеров или блокирующих эскадр. Это означало необходимость изучения подобного типа, хотя осознавалось, что такие корабли могут строиться только в единичном количестве.
29 июля 1882 г. морской министр Жоригюберри направил в Conseil des travaux проект 1240-тонного «миноносца-авизо» (torpilleur-aviso), разработанный Де Бюсси, занимавшим пост начальника Service technique des constructions navales, по спецификации морского министра, составленной, без сомнения, при помощи самого Де Бюсси. Она включала 17-узловую скорость, дальность плавания 1800 миль 10-узловым ходом, броневую палубу толщиной от 40 до 60 мм, вооружение из пяти 10-см пушек и пяти надводных торпедных аппаратов при водоизмещении, по возможности, не более 1200 тонн. Министр и Де Бюсси считали это возможным на примере малого крейсера «Артуро Прат», построенного в Британии для Чили, и двух таких же кораблей, построенных для Китая (незадолго до завершения постройки чилийское правительство продало «Артуро Прат» Японии, где он был переименован в «Цукуси»). Де Бюсси был впечатлен способностью верфи Армстронга в Эльсвике обеспечить кораблю высокую скорость и мощное вооружение (два 10-дюймовых орудия) при исключительно небольшом водоизмещении. Он считал, что раз уж французский корабль не несет тяжелых орудий, вместо них его можно обеспечить защитой, которой лишен чилийский корабль.
Проект Де Бюсси был основан на «Артуро Прате», но имел слегка большую длину и слегка меньшую ширину, придававшие ему более изящную форму. Длина составляла 68,0 м, водоизмещение – 1240 т. Паровые машины были такими же, как у «Прата», но диаметр цилиндров был увеличен на 1/15, что обеспечивало мощность 3500 л.с. и скорость 17 узлов. Силовая установка оказалась очень легкой, но не легче, чем у «Милана». Как и «Прат», корабль нес четыре цилиндрических котла. Броневая палуба, отсутствовавшая на «Прате», прикрывала среднюю часть примерно от уровня ватерлинии, опускаясь на 0,8 м ниже нее в средней части, а также в оконечностях впереди и позади отсеков силовой установки. Она состояла из трех плит – двух по 10 мм и одной 20-мм. Над машинами ниже нее располагалась плоская противоосколочная палуба. Совет отметил, что 40-мм палубы должно быть достаточно против 64-фнт орудий британских крейсеров «Айрис» и «Комус», и хотя она расположена почти целиком ниже ватерлинии, оставляя палубу над ней совершенно без защиты, это лучшее, что можно обеспечить при данном водоизмещении, и лучше, чем защита более крупного британского «Комуса». Вооружение по проекту состояло из пяти 100-мм орудий, четырех 37-мм револьверных пушек (в спецификации было восемь) и пяти надводных торпедных аппаратов.
Conseil des travaux рассмотрел проект Де Бюсси на заседании 1 августа 1882 г. и одобрил его, за исключением только запаса угля, высоты средних орудий над ватерлинией и расположения торпедных аппаратов. 2 августа морской министр Жоригюберри обнародовал свое решение о начале постройки четырех aviso-torpilleur, а 5 августа выбрал две верфи, дав им указание готовиться к началу строительства. В то же время он отдал аналогичное распоряжение начет восьми броненосных канонерских лодок Программы 1881 года.
К тому времени у французов сформировалась сложная система классификации их минных сил. При обсуждении проектов в Conseil des travaux 1 августа 1882 г. корабли типа «Кондор» числились миноносцами-авизо (torpilleur-aviso), а меньшие по размерам корабли типа «Бомб» – мореходными миноносцами (torpilleurs de haute mer). В Liste de la Flotte в начале 1883 года корабли типа «Кондор» были зачислены в разряд минных кораблей как миноносцы-разведчики (torpilleurs-éclaireurs), типа «Бомб» – как миноносцы-авизо (torpilleur-aviso), а самые крупные миноносцы – как миноносцы береговой обороны 1-го класса (torpilleurs gardecôtes de 1re classe). В январе 1885 года корабли типа «Кондор» были переведены в класс крейсеров как минные крейсера (croiseurs torpilleurs), типа «Бомб» – в класс авизо как минные авизо (avisos torpilleurs), в классе миноносцев, наряду с torpilleurs gardecôtes de 1re classe и меньшими по размерам типами, появились torpilleurs de haute mer типа «Бальни».
Минные крейсера типа «Кондор» представляли собой миниатюрные бронепалубные крейсера с длинным таранным форштевнем, одной большой трубой, тремя (позже – двумя) мачтами, способными нести косые паруса, и орудиями главного калибра, располагавшимися под полубаком, на бортовых спонсонах и на корме. Пять торпедных аппаратов располагались так: два в носу, в побортно, один в корме.
Паровые машины для трех кораблей были изготовлены в Марселе, а для «Кондора» – британской фирмой «R. & W. Hawthorn» по контракту от 26 февраля 1883 г. Первоначально корабли типа «Кондор» несли три мачты, но средняя была ликвидирована по распоряжению министра, поступившему в Тулон 10 марта 1891 г. Изначально установленные 100-мм орудия были заменены на скорострельные по распоряжениям министра Барбье от 3 марта и 27 мая 1891 г. Для их размещения были увеличены порты на полубаке, а бортовые спонсоны удлинены на 50 см по фронту. Торпедные аппараты были демонтированы по распоряжению министра Беснара от 22 марта 1895 г. Форма носовой оконечности оказалась неподходящей для таранного удара.
«Кондор» («Condor») включен в списки флота в январе 1883 года, заказан в сентябре 1882 года, заложен на верфи в Рошфоре в апреле 1883 года, спущен на воду 16 мая 1885 г., подготовлен к испытаниям 1 июля 1886 г. и вошел в строй 1 января 1887 г. Механизмы фирмы «R. & W. Hawthorn» (Ньюкасл).
«Эпервье» («Épervier») включен в списки флота в январе 1883 года, заказан в сентябре 1882 года, заложен на верфи в Рошфоре 13 марта 1883 года, спущен на воду 15 октября 1886 г., подготовлен к испытаниям 20 октября 1887 г. и вошел в строй 13 апреля 1888 г. Строился по программе 1884 года. Механизмы фирмы «F.C. Méditerranée» (Марсель).
«Фокон» («Faucon») включен в списки флота в январе 1883 года, заказан 2 августа 1882 г., заложен на верфи в Тулоне 6 ноября 1883 года, спущен на воду 14 июля 1887 г., подготовлен к испытаниям 17 октября 1887 г. и вошел в строй в мае 1888 г. Строился по программе 1884 года. Официальные испытания состоялись 8 мая 1888 г.
«Вотур» («Vautour») включен в списки флота в январе 1883 года, заказан 2 августа 1882 г., заложен на верфи в Тулоне 10 ноября 1883 года, спущен на воду 25 апреля 1889 г., подготовлен к испытаниям 5 июня 1889 г. и вошел в строй 25 января 1890 г. Строился по программе 1884 года. Механизмы фирмы «F.C. Méditerranée» (Марсель), договор на поставку подписан 3 апреля 1883 г.
Тактико-технические характеристики:
Минный крейсер "Эпервье"
Минный крейсер "Фокон"
Минный крейсер "Вотур" в период между 1896 и 1901 годами
|
</> |