Минные авизо типа «Дюнуа»

топ 100 блогов sergiovillaggio22.10.2024
Устали уже от французских минных авизо? Можно выдохнуть!
Сегодня мы завершаем знакомство с переводами соответствующих частей из книги Стивена Робертса "French Warships in the Age of Steam 1859-1914". На вкусное остался, имхо, самый эстетически красивый тип.
Заглавная фотография взята из книги вместе с оригинальной подписью, иллюстрации под катом собраны с бору по сосенке.

Dunois-class contre-torpilleur d’escadre .jpg
Сontre-torpilleur d’escadre (эскадренный контрминоносец) «Дюнуа» или «Ла Ир» на фотографии, изначально приложенной к документации по техническим характеристикам обоих кораблей. Эти необычные авизо с низкими оконечностями оказались очень мореходными и пользовались спросом в качестве флагманов соединений небольших кораблей.

13 февраля 1894 г. Conseil des travaux рассмотрел проект минного авизо водоизмещением 640 т со скоростью 21,5 уз, разработанный корабельным инженером Жоржем Виктором Троньё, которому тогда было поручено руководить коммерческими работами в Гавре. В нем были применены четыре котла Нормана, что являлось новинкой для корабля, который был больше миноносца, но все еще имел небольшой тоннаж и высокую скорость. Совет рекомендовал Троньё пересмотреть проект, а также узнать у Нормана, при каких условиях котлы его системы могут быть установлены на таких кораблях, как «Д’Эбервилль» или «Кассини», чтобы добиться большей скорости и мощи вооружения. Совет также предложил министру, которым в тот момент был вице-адмирал Лефевр, назвать такой корабль авизо-контрминоносцем (aviso contre-torpilleur), вероятно, потому, что на нем не было торпедного вооружения, а французские эскадры нуждались в защите не только от миноносцев, но и от новых британских эсминцев.

21 июня 1894 г. морской министр, теперь уже Феликс Фор, запросил проект с шестью котлами Нормана, чтобы увеличить скорость предполагаемого корабля до 22,5 уз. Другими особенностями данного проекта являлись максимальное водоизмещение 900 тонн, вооружение из пяти 65-мм орудий и как минимум шести, а по возможности – восьми 47-мм пушек, отсутствие торпед и дальность плавания 4000 миль 10-узловым ходом.

18 декабря 1894 г. Совет рассмотрел два проекта: первоначальный проект Троньё с четырьмя котлами, пересмотренный по просьбе Совета в феврале 1894 года, и проект с шестью котлами, водоизмещением уже 885 тонн, запрошенный министром в июне и также представленный Троньё. Оба варианта выглядели пригодными для использования с изменениями, но Совет предпочел 885-тонный проект, который обладал большей скоростью и дальностью плавания. Проведенное Норманом исследование позволило ему предложить проект с четырьмя большими котлами его системы, еще не опробованного типа, вместо шести меньших известного типа, которые могли бы использоваться на «Кассини», но не в проекте Троньё из-за меньшей длины и высоты этого корабля. В заключение Совет заявил, что было бы интересно начать строительство корабля любого из этих типов, чтобы продемонстрировать потенциал котлов Нормана на более крупном корабле, а также новых обводов корпуса, которые являлись одной из характерных черт этих проектов.

28 мая 1895 г. морской министр Беснар представил Совету пересмотренный и дополненный вариант проекта Троньё водоизмещением 885 т со скоростью 22,5 уз, который был рассмотрен Советом в декабре 1894 года. На нем использовались котлы Нормана, которые весили меньше, чем котлы Бельвилля или д’Аллеса такой же мощности. Обводы корпуса были заимствованы у мореходного миноносца «Драгон», а винты располагались в корму от руля, как на некоторых миноносцах Нормана. Корпус выше ватерлинии был срезан к оконечностям примерно на одну восьмую часть длины корабля, особенно в корме, имея карапасный бак и низкую палубу в кормовой части, которую временами заливало водой. Защита была ограничена районом машин и котлов и состояла из бортовой обшивки, укрепленной 25-мм прочной сталью на высоту от 0,6 м ниже ватерлинии до 1,65 м над ней, и палубы толщиной 14 мм, наполовину из прочной стали, возвышающейся на 2 м над ватерлинией в средней части. Скорость оставалась на прежнем уровне – 22,5 уз, дальность плавания – 4000 миль 10-узловым ходом, вооружение – шесть 65-мм и шесть 47-мм пушек. Совет одобрил проект с увеличенным до 900 тонн водоизмещением и счел, что он превосходит «Кассини» по артиллерии, скорости и дальности плавания.

Программа 1896 года (представленная в мае 1895 г.) включала большой минный авизо (бюджетное обозначение М3), который должен был строиться по контракту. 13 июля 1895 г. Бюджетная комиссия исключила из программы несколько кораблей, включая и этот, директор по материально-техническому обеспечению Бертэн добился его восстановления вместе со вторым кораблем. В списках флота за январь 1896 года они значились как эскадренные миноносцы (Contre-torpilleurs d’escadre). Свои наименования они получили в честь Жана де Дюнуа (Жан Орлеанский, граф Дюнуа) и Ла Ира (прозвище Этьена де Виньоля) – французских военачальников времен Столетней войны, которые сражались бок о бок с Жанной д’Арк.

Эскадренные контрминоносцы типа «Дюнуа», спроектированные Троньё, представляли собой крупные минные авизо с карапасным баком и низким ютом, прямым форштевнем, двумя наклонными мачтами и двумя дымовыми трубами. В январе 1901 года переклассифицированы в контрминоносцы (Contre-torpilleurs), в январе 1914 года (приказ от 14 марта 1913 г.) – в эскадренные миноносцы (Torpilleurs d’escadre).

В 1900 году для ослабления сильной качки были добавлены боковые кили, которые компенсировали увеличение скорости, достигнутое на испытаниях за счет замены винтов. Несмотря на то, что эти корабли не достигли ни проектной скорости, ни дальности плавания, их высоко ценили за отличную мореходность, хорошую остойчивость и способность сохранять скорость в ходе службы. С другой стороны, они плохо слушались руля, а их радиус циркуляции был слишком велик. Предложения о переоборудовании «Дюнуа» в президентскую яхту (1910 г.), обоих кораблей в минные заградители по образцу «Кассини» (1911 г.) и обоих кораблей в быстроходные тральщики (предложение министра от 4 мая 1912 г., вновь рассматривавшееся в 1914 и 1916 годах) не были приняты во внимание.

«Дюнуа» («Dunois») включен в списки флота в январе 1896 года, заказан 28 декабря 1895 г., заложен в Арсенале Шербура в 15 сентября 1896 года, спущен на воду 6 октября 1897 г., подготовлен к испытаниям 25 мая 1898 г., вошел в строй в июле 1899 года.
Строился по программе 1896 года. Механизмы фирмы «Форж э Шантье де ля Медитерране» (Гавр). Официальные испытания датированы 5 июля 1899 г.
Сразу после ввода в строй включен в состав флота, затем служил в Défense mobile (лидер дивизиона в Бизерте в 1904-1909 гг.). В 1914 году – лидер флотилий эсминцев и подводных лодок в Ла-Манше. С октября 1914 по февраль 1915 г. входил в состав дивизиона эсминцев в Дюнкерке, с которым участвовал в многочисленных обстрелах береговых позиций на Фламандском побережье. В 1915-1918 гг. служил в качестве эскортного корабля. Входил в состав дивизии французского флота, отправленной в 1919 году на Балтику для действий против немцев и большевиков в прибалтийских странах. Волнения команды 21-23 июня 1919 г. привели к его замене эсминцем «Меканисьен Принсипаль Лестэн» в конце июля и возвращению в Шербур 3 августа 1919 г. Исключен 12 января 1920 г., выставлен для продажи на слом 2 июня 1920 г. в Шербуре.

«Ла Ир» («La Hire») включен в списки флота в январе 1896 года, заказан 28 декабря 1895 г., заложен в Арсенале Шербура в 2 декабря 1896 года, спущен на воду 3 ноября 1898 г., первый выход на испытания 1 июля 1899 г., вошел в строй в октябре 1899 года.
Строился по программе 1896 года. Механизмы фирмы «Форж э Шантье де ля Медитерране» (Гавр). Официальные испытания датированы 20 октября 1899 г.
В 1899-1911 гг. базировался на Шербур. В 1911-1914 гг. был придан Школе морской артиллерии в Тулоне в качестве мореходного дополнения к кораблю «Турвилль» (бывш. «Жиронд») для осуществления учебных стрельб из малокалиберных скорострельных пушек. В 1914-1918 гг. служил в качестве эскортного корабля. После войны вернулся в распоряжение Школы морской артиллерии и учебной дивизии Средиземного моря в Тулоне, где находился в 1920-1922 гг. Исключен 31 октября 1922 г. и выставлен на продажу в Тулоне. Сдан на слом 12 февраля 1923 г.

Тактико-технические характеристики:
водоизмещение 904,113 т (проект);
длина между перпендикулярами и по ватерлинии 77,60 м, наибольшая 78,00 м, ширина наибольшая 8,50 м, по ватерлинии 8,225 м,  осадка (проект) носом 3,11 м, кормой 3,88 м;
2 винта; две четырехцилиндровых паровых машины тройного расширения (диаметры цилиндров 620 (1), 880 (1) и 1270 (2) мм, ход поршня 700 мм), восемь котлов Нормана-Сигоди (15 атм.);
мощность проектная 6400 инд. л.с. при 210 об/мин;
скорость 22,5 уз;
на испытаниях показали 21,7 уз при 7997 инд. л.с. и 221,65 об/мин («Дюнуа») и 22,118 уз при 7100 инд. л.с. («Ла Ир»);
запас угля 137 т;
дальность плавания 5000 (10) миль;
бронирование:
борт: 6-мм обшивка борта вдоль машинно-котельных отделений усилена дополнительным 7-мм внутренним слоем из прочной стали и дополнительным 12-мм внешним слоем обшивки, что давало общую толщину 25 мм;
палуба: 7-мм палуба в том же месте усилена дополнительным 7-мм слоем обшивки, что давало общую толщину 14 мм;
боевая рубка (перед мостиком): 40 мм усиленной стали;
вооружение:
(1898 г.) шесть 65-мм/50 скорострельных пушек М1891 (по одной в оконечностях, остальные побортно), шесть 47-мм/40 скорострельных пушек М1885; два 60-см прожектора;
(«Ла Ир» как учебный корабль в 1920 г.) два 100-мм орудия М1917 (на носу и на корме), шесть 47-мм/40 пушек (по три на борт), восемь сбрасывателей для глубинных бомб.
экипаж 128 чел., включая 8 офицеров.

Минные авизо типа «Дюнуа» zzz Dunois as completed 1898 [conway].jpg
Минный авизо типа «Дюнуа», 1898 год [Conway's]

Минные авизо типа «Дюнуа» Dunois.jpg
Эскадренный контрминоносец «Дюнуа»

La Hire [ВКАМ].jpg
Минный крейсер «Ла Ир» [ВКАМ]

Минные авизо типа «Дюнуа» La Hire as artillerie training ship post-1917.jpg
«Ла Ир» в качестве учебно-артиллерийского корабля после Первой мировой войны

Оставить комментарий

Популярные посты:
ilyavaliev">ilyavaliev
ilyavaliev
Во имя Господа!
Архив записей в блогах:
Пообщалась тут с бывшим (клубнику собрали на даче мамину) после голодовки 40 дней + 40 дней на соках... Состояние сознания изменённое, говорит в обмороки падал, пошёл в больницу и взял больничный (на неделю), не могу говорит работать... Он ещё и на 9-м цикле Сатурна в 2024 году, проколол ...
Привет всем ! Сегодня закончила заказ - комплектик и спешу похвастаться! Серединки цветочков -хризолиты, лепестки из сонета. Заготовки. Колье Браслет Серьги Основа колье и браслета - посеребренная проволока. Спасибо что ...
Сегодня для развлечения себя решили провести субботу разнообразно и поехали погулять в какую-то другую деревню. Прелесть этого места в большом количестве нового жилья и в пароме прям к центру города. Паром, кстати, идет всего 40 минут, а не полтора часа, как некоторые автобусы… (Под ...
П итерский китайский ресторанчик Юми вам в ленту... Здесь мы отметили день рождения Вани. Ресторанчик симпатичный, но мне кажется, для китайского ресторана в нем слишком маленькие порции и слишком высокие цены. Разъезжая улица дом 10/15. Интерьеры нейтральные. ...
Впервые я попробовала устрицы во время рождественского ужина с семьёй моего экс-шери. Мне на тарелку положили этого моллюска, объяснили, зачем поливать его лимонным соком и всем столом уставились на меня, чтобы отследить мою реакцию. Не без труда я проглотила эту странную слизь, подавила ...