Минные авизо типа «Дюнуа»
sergiovillaggio — 22.10.2024
Сегодня мы завершаем знакомство с переводами соответствующих частей из книги Стивена Робертса "French Warships in the Age of Steam 1859-1914". На вкусное остался, имхо, самый эстетически красивый тип.
Заглавная фотография взята из книги вместе с оригинальной подписью, иллюстрации под катом собраны с бору по сосенке.

Сontre-torpilleur d’escadre (эскадренный контрминоносец) «Дюнуа» или «Ла Ир» на фотографии, изначально приложенной к документации по техническим характеристикам обоих кораблей. Эти необычные авизо с низкими оконечностями оказались очень мореходными и пользовались спросом в качестве флагманов соединений небольших кораблей.
21 июня 1894 г. морской министр, теперь уже Феликс Фор, запросил проект с шестью котлами Нормана, чтобы увеличить скорость предполагаемого корабля до 22,5 уз. Другими особенностями данного проекта являлись максимальное водоизмещение 900 тонн, вооружение из пяти 65-мм орудий и как минимум шести, а по возможности – восьми 47-мм пушек, отсутствие торпед и дальность плавания 4000 миль 10-узловым ходом.
18 декабря 1894 г. Совет рассмотрел два проекта: первоначальный проект Троньё с четырьмя котлами, пересмотренный по просьбе Совета в феврале 1894 года, и проект с шестью котлами, водоизмещением уже 885 тонн, запрошенный министром в июне и также представленный Троньё. Оба варианта выглядели пригодными для использования с изменениями, но Совет предпочел 885-тонный проект, который обладал большей скоростью и дальностью плавания. Проведенное Норманом исследование позволило ему предложить проект с четырьмя большими котлами его системы, еще не опробованного типа, вместо шести меньших известного типа, которые могли бы использоваться на «Кассини», но не в проекте Троньё из-за меньшей длины и высоты этого корабля. В заключение Совет заявил, что было бы интересно начать строительство корабля любого из этих типов, чтобы продемонстрировать потенциал котлов Нормана на более крупном корабле, а также новых обводов корпуса, которые являлись одной из характерных черт этих проектов.
28 мая 1895 г. морской министр Беснар представил Совету пересмотренный и дополненный вариант проекта Троньё водоизмещением 885 т со скоростью 22,5 уз, который был рассмотрен Советом в декабре 1894 года. На нем использовались котлы Нормана, которые весили меньше, чем котлы Бельвилля или д’Аллеса такой же мощности. Обводы корпуса были заимствованы у мореходного миноносца «Драгон», а винты располагались в корму от руля, как на некоторых миноносцах Нормана. Корпус выше ватерлинии был срезан к оконечностям примерно на одну восьмую часть длины корабля, особенно в корме, имея карапасный бак и низкую палубу в кормовой части, которую временами заливало водой. Защита была ограничена районом машин и котлов и состояла из бортовой обшивки, укрепленной 25-мм прочной сталью на высоту от 0,6 м ниже ватерлинии до 1,65 м над ней, и палубы толщиной 14 мм, наполовину из прочной стали, возвышающейся на 2 м над ватерлинией в средней части. Скорость оставалась на прежнем уровне – 22,5 уз, дальность плавания – 4000 миль 10-узловым ходом, вооружение – шесть 65-мм и шесть 47-мм пушек. Совет одобрил проект с увеличенным до 900 тонн водоизмещением и счел, что он превосходит «Кассини» по артиллерии, скорости и дальности плавания.
Программа 1896 года (представленная в мае 1895 г.) включала большой минный авизо (бюджетное обозначение М3), который должен был строиться по контракту. 13 июля 1895 г. Бюджетная комиссия исключила из программы несколько кораблей, включая и этот, директор по материально-техническому обеспечению Бертэн добился его восстановления вместе со вторым кораблем. В списках флота за январь 1896 года они значились как эскадренные миноносцы (Contre-torpilleurs d’escadre). Свои наименования они получили в честь Жана де Дюнуа (Жан Орлеанский, граф Дюнуа) и Ла Ира (прозвище Этьена де Виньоля) – французских военачальников времен Столетней войны, которые сражались бок о бок с Жанной д’Арк.
Эскадренные контрминоносцы типа «Дюнуа», спроектированные Троньё, представляли собой крупные минные авизо с карапасным баком и низким ютом, прямым форштевнем, двумя наклонными мачтами и двумя дымовыми трубами. В январе 1901 года переклассифицированы в контрминоносцы (Contre-torpilleurs), в январе 1914 года (приказ от 14 марта 1913 г.) – в эскадренные миноносцы (Torpilleurs d’escadre).
В 1900 году для ослабления сильной качки были добавлены боковые кили, которые компенсировали увеличение скорости, достигнутое на испытаниях за счет замены винтов. Несмотря на то, что эти корабли не достигли ни проектной скорости, ни дальности плавания, их высоко ценили за отличную мореходность, хорошую остойчивость и способность сохранять скорость в ходе службы. С другой стороны, они плохо слушались руля, а их радиус циркуляции был слишком велик. Предложения о переоборудовании «Дюнуа» в президентскую яхту (1910 г.), обоих кораблей в минные заградители по образцу «Кассини» (1911 г.) и обоих кораблей в быстроходные тральщики (предложение министра от 4 мая 1912 г., вновь рассматривавшееся в 1914 и 1916 годах) не были приняты во внимание.
«Дюнуа» («Dunois») включен в списки флота в январе 1896 года, заказан 28 декабря 1895 г., заложен в Арсенале Шербура в 15 сентября 1896 года, спущен на воду 6 октября 1897 г., подготовлен к испытаниям 25 мая 1898 г., вошел в строй в июле 1899 года.
«Ла Ир» («La Hire») включен в списки флота в январе 1896 года, заказан 28 декабря 1895 г., заложен в Арсенале Шербура в 2 декабря 1896 года, спущен на воду 3 ноября 1898 г., первый выход на испытания 1 июля 1899 г., вошел в строй в октябре 1899 года.
Тактико-технические характеристики:
![La Hire [ÐÐÐÐ].jpg La Hire [ÐÐÐÐ].jpg](/images/main/minnie-avizo-tipa-dyunua-b61775.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/sergiovillaggio/32378356/1373614/1373614_600.jpg)
Минный крейсер «Ла Ир» [ВКАМ]

«Ла Ир» в качестве учебно-артиллерийского корабля после Первой мировой войны
|
|
</> |
![Минные авизо типа «Дюнуа» zzz Dunois as completed 1898 [conway].jpg Минные авизо типа «Дюнуа» zzz Dunois as completed 1898 [conway].jpg](/images/main/minnie-avizo-tipa-dyunua-5d7f4e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/sergiovillaggio/32378356/1373971/1373971_600.jpg)

Что умеет Avatr 06: подробный обзор без воды
"В 2025 году... в восьми лицеях Республики Мали и в Университете литературы и
Притча про королевский сад
Традиционная китайская кара для воров и казнокрадов
Поль Синьяк художник-неоимпрессионист
Маджонг
Зима или осень?
Во имя Господа!

