Министерство обороны России поддержало продолжение работ по созданию самолета СР-10
bmpd — 15.07.2016По его данным, на состоявшемся в июне совещании принято решение о целесообразности продолжения разработки перспективного лёгкого учебно-тренировочного самолёта СР-10 (СР-10 - самолёт реактивный с обратной стреловидностью в 10 градусов). Во исполнение указанного решения должны быть приняты меры по обеспечению научно-технического сопровождения новой разработки и усилению контроля за его исполнением.
Первый летный опытный образец самолета СР-10 разработки и постройки ООО «КБ «САТ». Кубинка, май 2016 года (с) Евгений Лебедев / russianplanes.net ( ссылка )
Также на совещании принято решение о проведении в следующем году государственных совместных испытаний (ГСИ) СР-10. Собеседник напомнил, что 25 декабря 2015 года первый самолёт СР-10 совершил первый и второй полёты, проведя в воздухе 40 и 20 минут соответственно. На сегодня разработчик завершил этап заводских испытаний самолёта СР-10 и в мае текущего года начал этап Предварительных испытаний (ПИ) с проведением порядка 30 испытательных полётов по согласованной с представителями минобороны программе. Ожидается завершение этапа ПИ в течение примерно в конце июля-августе текущего года, после чего будет проведена доработка самолёта по результатам испытаний с внесением некоторых требуемых изменений.
Предварительно, после изучения различных вариантов размещения серийного производства УТС СР-10, КБ "САТ" выбрало АО "Смоленский авиационный завод", входящее в состав АО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение". "Разработчик СР-10 согласовал размещение производства и выпуск самолётов на авиазаводе в Смоленске с руководством авиазавода", - сказал собеседник.
По его сведениям, начало поставок самолётов СР-10 ожидается с 2018 года (согласовано с представителями Минобороны) с привлечением кооперационных поставок с ряда российских предприятий. В частности, на сегодня согласованы поставки с предприятия "Авиаагрегат" (г. Махачкала), который берет на себя изготовление и поставку в Смоленск на сборку самолёта стоек шасси и гидравлической арматуры.
Ожидается, что в конце текущего года в Смоленске начнётся изготовление первого опытного образца СР-10 (летающий сегодня самолёт является скорее демонстратором), а потом и второго опытного самолёта. Именно первый опытный образец начнёт проведение ГСИ. Причём решено, что уже первый опытный СР-10 смоленского производства будет оснащён так называемой "стеклянной кабиной" разработки Рязанского приборостроительного конструкторского бюро. "Обе машины пройдут ГСИ с двигателями АИ-25ТЛ", - отметил собеседник.
По его данным, на совещании отмечено, что в дальнейшем уже на серийных самолётах вместо украинских АИ-25ТЛ, которых имеется определённый запас, будут устанавливаться отечественные двигатели АЛ-55. Первый опытный УТС является демонстратором и на нем установлен двигатель АИ-25ТЛ производства украинского АО "Мотор Сич". Предприятие имеет необходимый запас двигателей этого типа, закупленных ранее. В ходе работ по созданию и внедрению в серийное производство самолёта СР-10 планируется и провести моторизацию самолёта - установить на нем отечественный авиадвигатель АЛ-55, адаптированный под установку на новом лёгком УТС, о чём и ведутся соответствующие переговоры.
Как сообщалось ранее, адаптация АЛ-55И, созданного для установки на индийском учебно-тренировочном самолёте, под установку на отечественном СР-10 потребует времени, поэтому самолёты СР-10 последующей постройки для госиспытаний будут оснащены также АИ-25ТЛ из имеющегося запаса. Не исключено, что и первые серийные самолёты СР-10 также будут иметь двигатели АИ-25ТЛ.
Авиадвигатели серии АИ-25 широко использовались и продолжают эксплуатироваться на самолётах Як-40 и L-39. Всего изготовлено 2650 двигателей. АИ-25ТЛ - двухконтурный, двухвальный, двухкаскадный турбореактивный авиадвигатель тягой на взлётном режиме 1720 кг и массу 350 кг. Удельный расход топлива на взлётном режиме - 0,59 кг/кгс.ч.
Авиадвигатель АЛ-55И разработан на ПАО "Научно-производственное объединение "Сатурн", производится на этом же предприятии и на моторостроительном предприятии в Уфе. АЛ-55И - двухконтурный турбореактивный двигатель нового поколения, головной образец в новом семействе двигателей АЛ-55 для учебно-боевых и лёгких боевых самолётов. АЛ-55И создаётся по заказу ВВС Индии для учебно-тренировочного самолёта HJT-36. Двигатель АЛ-55И имеет тягу на взлётном режиме 1760 кг и массу 315 кг. Удельный расход топлива на максимальном режиме 0,69 кг/кгс.ч.
Самолёт СР-10 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с одним ТРД. Взлётная масса самолёта: максимальная - 2700 кг, нормальная - 2400 кг. Самолёт должен иметь максимальную скорость полёта до 900 км/ч, а пилотажную скорость - 700 км/ч. Крейсерская экономическая скорость - 520 км/ч. Скорость отрыва - 190 км/ч, скорость посадочная - 185 км/ч. Максимальная скороподъёмность у земли - 60 м/с; минимальный радиус установившегося виража - 290 м; максимальная дальность - 1500 км, практический потолок - 6000 м. Самолёт СР-10 будет способен выполнять все фигуры высшего пилотажа с максимальной перегрузкой +10 / -8.
СР-10 должен занять "нишу" между самолётом первоначального обучения Як-152 с поршневым двигателем и учебно-боевым самолётом Як-130 для обучения курсантов навыкам управления реактивным манёвренным самолётом.
Видео полетов первого прототипа СР-10 в Кубинке в мае 2016 года:
|
</> |