Минфин США выходит на рынок с рекордными размещениями
spydell — 08.06.2023За последние три месяца с марта по май 2023 чистые размещения трежерис были около нуля (12 млрд долл) из-за лимита по долгу. За последние полгода всего 340 млрд, а с начала 2023 – 362 млрд.
Именно нулевое изъятие ликвидности в трежерис с марта позволило распухнуть рынку акций и перераспределить спрос в корпоративные облигации.
Практически весь объем размещений реализовывался в векселях (бумаги до года) – 82% или 296 млрд, а размещения среднесрочных и долгосрочных трежерис около нуля.
С сентября 2022, когда рыночные ставки были достаточно высоки было рефинансировано свыше 85% от всех векселей, имеющихся в обращении, было произведено размещений на 2.4 трлн трежерис сроком обращения от года до 10 лет и 330 млрд долгосрочных трежерис свыше 10 лет.
Соответственно, около 2.8 трлн среднесрочных и долгосрочных трежерис уже идет по высоким ставкам и почти 3.3 трлн векселей. Таким образом, почти 25% от всего публичного долга было рефинансировано в период высоких ставок (с сентября 2022).
Какие были чистые размещений трежерис в предыдущие годы? В 2022 – 1.2 трлн, в 2021 – 1.5 трлн, в 2020 – 4.3 трлн, в кризис 2009-2011 на пике размещали за год 1.6 трлн.
Как выше было сказано, за январь-май чистые размещения составили 0.36 трлн. Дефицит бюджета США с июня по декабрь 2022 сформировался на уровне 1.4 трлн, в 2021 за указанный период дефицит был 1.1 трлн, а в 2020 – 1.8 трлн.
Учитывая опустошенные запасы кэш позиции Минфина США и планируемый дефицит в 1.2 трлн с июня по декабрь 2023, по нижней границе необходимо разместить 1.5 трлн, но более вероятно 2 трлн (расчеты были приведены ранее).
Сколько будет по факту, не знает и сам Минфин, т.к. многое будет зависеть от объема дефицита и рыночных условий, но даже при 1.5 трлн размещениях стресс на систему будет очень серьезным, что неминуемо ударит по корпоративному рынку (акции и облигации), образуя дефициты и разрывы ликвидности у слабых звеньев цепи.
Все самое интересное только начинается.
Стоимость обслуживания долга в США стремительно
увеличивается.
Сейчас в обращении находится 4 трлн векселей, стоимость обслуживания которых составляет ровно 5% (практически весь долг был рефинансирован по высоким ставкам + премия за идиотизм Белого дома по лимиту госдолга, когда некоторые выпуски в апреле-мае размещали по ставкам близко к 6%).
Нот (облигации от года до 10 лет) в обращении на 13.7 трлн долл, средневзвешенная ставка составляет 1.93% по сравнению с 1.42% в январе 2022. С марта 2022, когда ФРС начала повышать ставку на рефинансирование и новые размещения ушло 4 трлн долл, а с сентября 2022, когда ставки ощутимо выросли – 2.2 трлн.
Пока ситуация не выходит из-под контроля и средневзвешенные ставки находятся на уровне 2013-2018, но чем дальше – тем больший объем бумаг пойдет на рефинансирование и тем выше проникновение текущих высоких ставок.
Бондов (облигации свыше 10 лет) всего в обращении на 4.1 трлн, а средневзвешенные ставки находится на уровне чуть выше 3%. Здесь реакции особой нет, т.к. с марта 2022 на рефинансирование и новые размещения ушло 600 млрд бондов, а сентября 2022 – 330 млрд.
По всему публичному долгу средневзвешенные ставки ушли под 2.7% (максимум с мая 2009) по сравнению с 1.45%. С 2013 по 2018 была комфортная средневзвешенная ставка около 2% и повысилась до 2.5% к 2019.
За счет сверхмягкой ДКП Минфину США удалось удержать низкую стоимость обслуживания долга при стремительном роста самого долга. Например, публичный госдолг вырос в 4.5 раза с 5 до 22.5 трлн с 2007 по 2021, а стоимость обслуживания долга выросла всего в 1.3 раза с 255 до 330 млрд.
Теперь все изменилось. Рекордная скорость роста ставки ФРС привела к резкому увеличению стоимости обслуживания по рыночной части госдолга – свыше 660 млрд на май 2023, что вдвое больше, чем в 4 кв 2021!
Впереди масштабное рефинансирование имеющегося долга и новые размещения на 1.5-2 трлн, что еще больше разгонит стоимость обслуживания долга, которая к 4 кв 2023 может превзойти оборонные расходы.