Хронология КШК проблемна, так как нет стратифицированных
памятников, мало радиоуглеродных анализов, среди них есть как
современные, так и старые. Многие типы существовали долго, причем
по-разному в разных ареалах [Furholt, 2003. P. 16–20, 41, 45–48,
51, 67, 121, 122, 162; Włodarczak, 2006. P. 79, 80; Włodarczak,
2012. P. 128]. В Малой Польше даты КШК укладывались в
3000/2900–2300 гг. до н.э. На западе даты более поздние
[Furholt, 2003. P. 22–26, 32, 34, 41, 42, 48, 55, 76, 90, 100].
Предполагается, что уже
в 3000–2900 гг. до н.э. ранние шнуровики распространяются до
Рейна, а с 2700/2600 г. до н.э. они становятся доминирующим
фактором от Рейна до Волги [Heyd, 2021. P. 393, 395]. Но в целом
даты не надежны. Последующими исследованиями предложен более
поздний интервал для Малой Польши – 2800/2700–2400 гг. до н.э.
[Budziszewski, Włodarczak, 2011. P. 56]. Культура Злота
появляется на севере Малой Польши почти одновременно с ранней фазой
КШК и датируется 2900/2800– 2650/2550 гг. до н.э. В Альпийской
зоне дендродаты КШК относятся к 2725–2450/2420 гг. до н.э., но
радиоуглеродные – к 2880–2200 гг. до н.э. [Furholt, 2003. P. 57,
63, 64; Włodarczak, 2012. P. 131, 132].
известна в группе Животиловка-Волчанское. Поэтому польские
катакомбы происходят из понтийской зоны, но в результате двух
разных процессов [Włodarczak, 2021b. P. 441, 446, 449, 450].
Формирование КШК
Существует ранний A-горизонт КШК (около 2900/2800–2750 гг. до
н.э.), с подкурганными погребениями, мужчины в правобочной позе
головой на запад, а женщины – в левобочной головой на восток
[Furholt, 2003. P. 13, 119, 120; Włodarczak, 2006. P. 156;
Włodarczak, 2017. P. 293, 294, 306, 307; Литвиненко, 2006. С.
228–231; Häusler, 2014. P. 87, 98]. Поскольку формирование КШК
совпадает с проникновением ямников, считается, что их роль в этом
значительна. Но в керамике КШК присутствуют черты КВК и КША (кубки,
амфоры, шнуровая орнаментация) [Furholt, 2003. P. 119, 124,
125;Häusler, 2014. P. 83, 88, 98; Heyd, 2016. P. 75]. Поэтому
некоторые исследователи считали, что КШК своим формированием
обязана КВК, культурам боевых топоров Швеции и единичных погребений
Дании [Häusler, 2014. P. 114; Клейн, 2017. С. 373].
Поскольку половая дифференциация является важ- ным
показателем, были попытки найти ее местные корни. В могильниках
КВК Вальтернинбург и Бернбург встречаются правобочные захоронения
без керамики и левобочные с керамикой, высказано предположение, что
данный обряд возникает в КВК [Furholt, 2003. P. 119, 124]. Но
антропологических определений в этих могильниках нет и там
встречаются подкурганные захоронения. Они относятся к фазам
TRB-MES IV/V, которые датируются около 3300–2800 гг. до н.э.
[Müller, 2001. P. 321, 358, 360, 362, 363, 365, 366, 426. Abb.
261], т.е. они синхронны появлению в Балкано-Карпатье
энеолитических курганов. Это позволяет допустить контакты степных
групп с КВК Германии. На сходство этого обряда с комплексами
Животиловка-Волчанское обращали внимание [Heyd, 2021. P. 390] и, с
учетом отдельных курганов, это сходство неслучайно. Этим
объясняется присутствие элементов и генов КВК в Причерноморье
вплоть до Кавказа.
Существует предположение, что кроме КША и КВК, амфоры происходят
из традиций баденского круга и уже КША имела контакты со
степью. В юго-восточной Польше решающую роль в формировании КШК
сыграла Злота и баденские влияния осуществлялись через Злота.
Формирование КШК и появление в ней курганного обряда начиналось в
юго-восточной части ареала и было связано с местными субстратами и
импульсами из карпато-дунайского региона, а не распространением
традиций А-горизонта из центральных областей
[Włodarczak, 2006. P. 82, 90, 159; Włodarczak, 2010. P. 309,
318]. Есть ряд черт, на которых основаны представления о ямных
миграциях при формировании КШК: курганы, индивидуальные скорченные
погребения, ориентированные запад–восток, горшкообразная или
кубкообразная посуда со шнуровым или резным орнаментом, простые
украшения
из меди, зубов и костей животных, значительная доля
скотоводства, редкость поселений. Но подобные украшения
распространены, а точные керамические параллели отсутствуют.
Существуют отличия: в ямной культуре нет половой дифференциации
погребенных и амфор. К тому же, культуры синхронны, что затрудняет
возможность модели-
рования их генетической связи. Поэтому некоторые ямные черты в
КШК могут быть связаны не с формированием культуры, а с контактами
с ямным ареалом Карпатского бассейна [Клейн, 2017. С. 366, 367,
373; Włodarczak, 2017. P. 306, 307; Иванова, Никитин, Киосак, 2018.
С. 133; Heyd, 2021. P. 387]. В КШК нет больших курганов, как в
ямной культуре. Важным отличием является то, что ямные погребения
содержат мало инвентаря и для них характерны скорченные погребения
на спине, а для КШК на боку [Włodarczak, 2010. P. 301,
305, 306]. Но погребения на боку характерны для группы
Животиловка-Волчанское. Кроме того, для раннего горизонта КШК
характерны одиночные подкурганные погребения, как в этой группе, в
то время как в буджакской культуре центральное по- гребение часто
дополнено периферийными, расположенными по кругу.
В юго-восточной Польше КШК трансформируется из КША под влиянием
импульсов КШК сопредельных районов, а также культуры Злота. Курганы
присутствуют с самого начала и наиболее характерны для 2800–2600
гг. до н.э. Скелеты лежат скорченно на спине, реже на боку, и
наблюдается половая дифференциация: мужчины на правом боку, женщины
– на левом. Погребения на спине связаны с контактами с ямным
населением, но курганы и погребения на боку с половой диф-
ференциацией находят параллели в позднеэнеоли-
тических курганах [Włodarczak, 2017. P. 278, 284,
293–298].
Таким образом, основные черты ранней КШК из ямной культуры не
выводимы. Они имеют корни в Европе и группе
Животиловка-Волчанское. К последним относятся небольшие курганы,
одиночные скорченные на боку погребения с половой дифференциацией,
погребения с нишами. В начальной фазе распространяется комплекс
одиночных погребений под курганами (SGBR). Судя по обряду и
генетике, он связан со степью, но не с ямниками, у которых половая
дифференциация отсутствует [Häusler, 2014. P. 86; Nordqvist,
Heyd,
2020. P. 83, 85]. В юго-восточной Польше на ранней стадии
фиксируются контакты с ямниками, которые более выражены
позже.
Генетика КШК
Генетическое наследие земледельцев Анатолии размыто в Европе
поздними процессами. Их доля увеличивается от Балтики (30 %) к
Средиземноморью (90 %). Два других компонента – охотники и
собиратели Европы и население Европейской части России и Сибири –
более выражены в восточных областях [Балановский, 2015. С. 288,
289, 293]. Вторая закономерность: в ранненеолитических популяциях
доминируют анатолийские гены, затем нарастают гены европейских
охотников [Tassi et al., 2017. P. 6; Papac et al., 2021. P. 1, 2].
Это означает медленную ассимиляцию местного населения. Ситуация
изменилась в позднем неолите и начале РБВ, когда генетический
состав сблизился с современным. Выявлено его сходство с генофондом
ямной культуры и был сделан вывод о массовой ямной миграции в
Европу [Haak et al., 2015; Allentoft et al., 2015]. Это мнение
стало
доминирующим и этим объясняют ИЕ миграцию из степи. В итоге
генофонд КШК на 73 % общий с ямным. Однако, это синхронные
культуры, следовательно, сходство восходит к общему субстрату.
Кроме того, оно определено на основе аутосомных маркеров, а если
обратиться к гаплогруппам, ситуация меняется. У ямников и КШК
распространены
(60 %) гаплогруппы R1a и R1b, широко представленные в
современной Европе, но у мужчин КШК преобладала первая, а у ямников
вторая, что не согласуется с огромным «ямным» вкладом в эту
популяцию. Кроме того, этот вклад почему-то выше на севере, чем на
юге. Карты генетических расстояний с современными популяциями
показывают, что с КШК сопоставима вся Европа, а умеренное сходство
с ямниками наблюдается лишь на востоке. Поэтому связь этих
изменений с ямниками не обоснована, мигрировали популяции,
генетически близкие ямной [Балановский, 2015. С. 303–309].
Распространение степных генов в Европе было опосредовано ранними
группами, которые смешивались с земледельцами КША [Allentoft et
al., 2022. P. 12]. Это соответствует археологическим данным,
указывающим на распространение КШК из Польши и ее формирование на
основе местных субстратов, в первую очередь КША, и более раннего
степного компонента. КША, которая по археологическим данным имела
контакты со степными культурами, генетически сопоставима с
неолитическими группами [Tassi et al., 2017. P. 1, 5–8].
С формированием КШК в регионе появляются степные предки,
составившие до 75 % популяции. Однако, они, судя по
Y-хромосомам, не сопоставимы с ямными, хотя это выходцы с
востока. Затем в Центральной Европе наблюдается приток генов с
северо-востока, прежде всего, женских, что объясняется какими-то
социальными процессами.5 В
итоге формируется генетический набор, схожий с КША и ямной
культурой, но с иными примесями [Papac et al., 2021. P. 1–6, 9,
10]. Поэтому малая часть людей КШК может рассматриваться как
потомки ямников, большинство – потомки ранних степных групп.
Количество степных предков у шнуровиков нарастает позже, что
объясняется
повторным импульсом или сохранением связей с исходным ареалом
[Heyd, 2021. P. 387, 398]. Это видно на примере отдельных регионов:
в юго-восточной Польше доля степных предков выше, чем в Нижней
Польше [Linderholm et al., 2020. P. 1, 7].
Это объясняется взаимодействием с ямной культурой после
формирования КШК, что отражает и археология. Важная закономерность:
степные гены в Центральную Европу привносили мужчины и эта миграция
оказала меньшее влияние на мтДНК европейцев. К тому же, она
затронула лишь восточную часть Центральной Европы и мало отражена
на
западе в популяциях ККК [Scorrano et al., 2021]. На западе и в
Южной Польше популяции КШК по материнской линии связаны с местным
населением, в то время, как в Восточной Прибалтике доля степных
генов заметна, что указывает на то, что в миграции КШК в эти
регионы принимали участие и женщины [Juras et al., 2018. P. 7, 8;
Linderholm et al., 2020. P. 1, 4]. Эта картина соответствует
отмеченной археологами диспропорции между мужскими и женскими
погребениями. Но это указывает и на то, что при формировании
восточных групп КШК большую роль могли играть группы из ямного
ареала в Карпатском бассейне. Отмечен парадокс: на фоне отсутствия
в Южной Польше специфических потомков ямной куль- туры выявлена
генетическая близость населения КШК с афанасьевской популяцией
[Linderholm et al., 2020. P. 6, 8]. Но последняя сформировалась не
в результате ямной миграции на восток. Параллели ее керамического
комплекса обнаруживают в позднем энеолите Поволжья, чему
соответствуют даты культуры (3700–2500 гг. до н.э.) [Мочалов, 2008.
С. 38, 40; Молодин, Епимахов, Марченко, 2014]. Соответственно,
частичное сходство ямной культуры на востоке с афанасьевской
объясняется родством энеолитических субстратов. Причина
генетического сходства популяций КШК в Южной Польше и афанасьевской
культуры та же.
Заключение
Степная энеолитическая популяция содержала до половины генов
ирано-кавказских предков, что согласуется с гипотезой об ИЕ
прародине на Ближнем Востоке. Майкопский феномен тоже указывает на
это. Миграции степных племен V тыс. до н.э. на северо-восток
Балкан были незначительны, но присутствие их групп на Нижнем Дунае
обеспечило передачу балканских влияний на восток вплоть до
Поволжья. Конкретные механизмы этого не ясны, но о миграциях
речь не идет. Заметное проникновение в Балкано-Карпатский регион
происходит в последней трети IV тыс. до н.э., когда туда пришли
степные позднеэнеолитические племена и устанавливается система их
взаимодействия с исходным ареалом, которая распространялась вплоть
до Северного Кавказа. Эта популяция взаимодействовала с
проживавшими севернее Карпат племенами КША и КВК и с
северобалканскими группами, что обеспечило потоки на восток
культурных традиций и генов. Следующий этап миграций в Европу
начинается на рубеже IV/III тыс. до н.э., когда от Карпат до
Приуралья формируется ямная КИО. Это результат интеграции местных
энеолитических групп, но в Причерноморье ощутимы влияния
европейских культур, можно допускать какие-то движения восточных
прото-ямных племен на запад и новые импульсы с Кавказа или Ближнего
Востока. Сходные черты обусловлены не только этим, но и
распространением новых социальных систем и устойчивыми культурными
связями. Представители западного фланга этого объединения
(буджакская культура) наиболее интенсивно контактировали с
европейским миром и отсюда идут новые более массовые миграции на
север Балкан и в Карпато-Дунайский бассейн. Это привело к
вытеснению мигрантов первой волны на север (точнее, популяции,
сформировавшейся в результате их контактов с местным населением),
чем и объясняется тот парадокс, что формирование КШК совпадает по
времени с проникновением ямников, но ямные черты и гены в КШК не
появляются. КШК формировалась на основе КША и КВК, но включала в
себя элементы пред-ямных курганных культур и Бадена. Та роль,
которую оказали на формирование КШК традиции единичных курганных
погребений, связь этих миграций, преимущественно, с мужской частью
популяции, позволяет допускать формирование социальных структур с
определенным доминированием этих мигрантов. Но более важным было
расширение связей и постоянная
подпитка этого процесса с востока. Таким образом, роль
ямной миграции в формировании населения Европы преувеличена. Более
правомерно обсуждать формирование степного энеолитического
населения в результате миграций с юга и их продвижение в Европу в
позднем энеолите. Ямная миграция способствовала этому процессу
и дополнила его.
МИГРАЦИИ СТЕПНЫХ ПЛЕМЕН В ЕВРОПУ В КОНЦЕ IV – III ТЫС.
ДО Н.Э. И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУР ШНУРОВОЙ КЕРАМИКИ
Станислав Аркадиевич Григорьев Институт истории и
археологии УрО РАН, Челябинск, Россия
http://rihll.com/files/Уфимский%20археологический%20вестник/УАВ%2022-2/2.УАВ-22.2%2C%20С.А.Григорьев.pdf