Миграции из степи и КШК
andvari5 — 01.06.2023

В Уфимском археологическом вестнике выходила статья С.А.
Григорьева по интересной мне тематике. Кое-что оттуда хотелось бы
сохранить. Статья довольно большая, поэтому размещу в двух
постах. Первая часть довольно емко характеризует ситуацию в
энеолите - ранней бронзе степи.
МИГРАЦИИ СТЕПНЫХ ПЛЕМЕН В ЕВРОПУ В КОНЦЕ IV – III ТЫС. ДО
Н.Э. И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУР ШНУРОВОЙ КЕРАМИКИ
Аннотация. Существует две основные гипотезы о локализации
индоевропейской прародины. Первая связывает распространение
индоевропейцев с миграциями курганных культур
Понто-Каспийских степей, в первую очередь, ямной. Поэтому она
получила название «курганная». Вторая предполагает
локализацию индоевропейской прародины на Ближнем Востоке. В
соответствии с курганной гипотезой, ямная миграция в начале РБВ
привела к формированию культур шнуровой керамики от Рейна до
Волги, что вызвало распространение и формирование современных
европейских диалектов. В действительности, оснований для
предположений о формировании шнуровых культур на ямной основе
нет. Они формировались отчасти на основе европейских
неолитических культур, отчасти на основе импульсов из степной зоны
в пред-ямное время, что подтверждается как характером материальной
культуры, так и палеогенетическими исследованиями. Эти миграции
начались в раннем энеолите, но были весьма немногочисленны и
ограничены Нижним Подунавьем. Они не оказали заметного влияния на
культурогенез даже на Северных Балканах. В среднем энеолите этот
процесс прекращается и возобновляется лишь в финальном
энеолите, в последней трети IV тыс. до н.э. Основным его актором
выступала группа Животиловка-Волчанское Северного
Причерноморья. Ее проникновение в Балкано-Карпатский регион
способствовало установлению прочных связей со степной зоной
Причерноморья и последующим глубоким контактам, сохранившимся в
ямное время. Ямные проникновения в юго-восточную Европу
(северо-восточные Балканы, Паннония, отчасти Волынь),
действительно, имели место, и по времени они совпадают с
формированием культур шнуровой керамики. Однако, в основе последних
были местные субстраты и потомки степных энеолитических
племен.
Энеолитические культуры Понто-Каспийских степей объединяют в
общность «Хвалынск – Средний Стог». Но среднестоговская культура
может быть разделена на несколько культур. Наиболее близка
хвалынской самая ранняя скелянская (4500–4100 гг. до н.э.), в
которой обнаружены изделия балканского происхождения. Следующая
стадия –
Средний Стог (4100–3600 гг. до н.э.), а после появляются
дереивские, квитянские и нижнемихайловские памятники (около
3700/3600–3000 гг. до н.э.) [Rassamakin, 1994]. Существует иное
членение этой культуры, с выделением из среднестоговской культуры
лишь более поздней дереивской, в которую включены и квитянские
памятники. Все они
датируется более ранним временем: среднестоговская формируется
около 5300–4800 гг. до н.э., а дереивская датируется 4250–3650 гг.
до н.э. [Котова, 2006. С. 91, 135, 136; Котова, 2013. С. 5, 6,
101–103;Kotova, 2016. P. 311, 314, 315]. Хвалынская культура
ранее датировалась 5000–4500/4300 гг. до н.э. [Королев, Ставицкий,
2021. С. 60], но использование AMS дат и учет резервуарного эффекта
позволяет датировать Хвалынск 4500–4300 гг. до н.э. и к тому же
периоду отнести начало Среднего Стога [Anthony et al., 2022. P.
32–34, 61].
Эти культуры формировались на основе культур мариупольской
культурно-исторической области. Средний Стог формируется
первоначально на востоке, в Донецком бассейне, а потом продвигается
на запад. Допускается, что его импульсы способствовали
формированию хвалынской культуры [Котова, 2006. С. 121, 122, 124,
125, 137]. Существует и противоположное мнение, что
среднестоговская культура формируется под хвалынским воздействием
[Anthony et al., 2022. P. 61]. Проблема в том, что мариупольские
культуры имеют контрастный погребальный обряд: вытянутые на спине
захоронения, а в это время распространяются погребения, скорченные
на спине, реже на боку, с ориентацией в восточный сектор. Подобные
погребения появляются и в суворовской группе на северо-востоке
Балкан.2 Кроме того, там и в степи распространяется серия
сопоставимых признаков: использование камня в обряде, ямы с нишами,
украшения из меди, сердолика, морских раковин, пластины из кости и
перламутра, подвески из зубов оленя, зооморфные скипетры, сходные
типы стрел, примеси раковины в керамике и новые орнаментальные
композиции. Поэтому существовал общий процесс, стимулировавший эти
изменения.
Его предложил И.В. Манзура [Манзура, 2000], который показал,
что идеи о крупных миграциях из степной зоны в ареал
земледельческих культур являются мифом, а признаки, на основании
которых эти миграции выделяют, имеют либо более ранние даты, либо
более широкую представленность в Юго-Восточной или Западной Европе.
Поэтому процесс был обратный. По мере увеличения населения
происходили миграции из трипольского ареала на северо-восток в
лесостепь и на восток в степь.
Однако оснований для подобных выводов нет. Часть параллелей
имеет идентичную датировку в степных и земледельческих культурах, и
обоснование их происхождения в земледельческом ареале производится
либо на основании более широкой представленности их на западе, либо
исходя из логических предположений, например, что зооморф-
ные скипетры земледельческого ареала реалистичны, степные
стилизованы, а сначала должны возникать реалистичные изображения.
Последнее не обязательно, а большая насыщенность находками западной
части ареала отражает специфику памятников и демографическую
плотность населения.
Показательна интерпретация формирования обряда со скорченными
на спине скелетами: «обряд суворовской группы в какой-то мере
отличается от погребального ритуала гумельницкой культуры и
неизвестных нам обычаев захоронения культуры Кукутень, но мы не
должны забывать, что имеем дело с качественно новым культурным
явлением,
молодым, агрессивным, резко противопоставляющим себя прежним
канонам». А распространение посуды с примесью раковины
объясняется интеграцией женщин в трипольскую среду [Манзура,
2000. С. 285, 289]. Не исключены и иные истоки обсуждаемого обряда.
В Нальчикском могильнике встречаются погребения, скорченные на
спине.
В настоящее время он датируется 4840–4820 гг. до н.э. [Anthony
et al., 2022. P. 54]. До 15 % погребены по этому обряду и на
неолит-энеолитическом поселении Кюль Тепе I в Нахичевани
[Poulmarc’h, Le Mort, 2016. P. 187]. Но в целом, это степной
обряд, на Балканах он типичен в степных группах, поэтому сложно
искать его истоки в Европе.
Н.С. Котова согласна с предложенной И.В. Манзурой
направленностью процесса формирования степных культур, но полагает,
что влияние трипольской культуры было минимальным даже на западе,
больше параллелей они обнаруживают в культуре Хаманджия в Нижнем
Подунавье. Некоторые ее орнаментальные композиции (меандры
и длинные зигзаги) появляются в поздних мариупольских
памятниках. Это ведет к формированию среднестоговской культуры, но
между Днепром и Приазовьем в течение 5300–4800 гг. до н.э.
сохраняется азово-днепровская культура.
Множество медных украшений хвалынских могильников являются или
балканскими импортами из культур Варна, Гумельница, Караново (из
Варненско-Причерноморской зоны), или изготовлены по балканским
образцам, что проявляется в типологии изделий, их химическом
составе и технологии изготовления. Причем, это характерно также для
Северного Причерноморья и предмайкопского горизонта Северного
Кавказа [Рындина, 2010. С. 234, 241, 242; Черных, 2010. С. 221,
222, 225]. Все это является весомыми аргументами в пользу
балканских импульсов при формировании энеолита степи. Но
среднестоговская культура формируется в восточной части своего
ареала и на запад распространяется лишь в конце первого этапа. Ее
посуде характерны остродонные формы, но на востоке распространены
плоскодонные [Котова, 2006. С. 90, 124, 137]. В этом случае
эпицентром формирования данных культур был Доно-Донецкий регион, а
плоскодонные формы могут указывать на южные импульсы. На мой
взгляд, некоторые новоданиловские и нижнемихайловские формы имеют
параллели в энеолите Закавказья, на поселениях Кюль-Тепе I, Техут и
других [Grigoriev, 2002. P. 342], но это требует более серьезной
проработки. В степях Восточной Европы обнаружено около 50
энеолитических курганов, которые сосредоточены в Нижнем Поволжье,
Волго-Донском междуречье, Предкавказье, Днепровском Левобережье и
соотносятся со среднестоговской и хвалынской культурами, а также с
накольчатой жемчужной керамикой Предкавказья. Они предше-
ствуют Майкопу, но более поздние относительно Нальчикского
могильника и синхронны поселениям Свободное, Мешоко и Триполью
ВI–BI-II, что определяет их появление в середине V тыс. до
н.э.
Выделить ранние памятники не представляется возможным, но
предполагается, что таковые есть в Поволжье и Предкавказье
[Кореневский, Моргунова, 2022. С. 18–22]. В Поволжье эти курганы
ямно-бережновских памятников относятся к хвалынской культуре, в
которой можно выделить поздний бережновский этап [Моргунова, 2021.
С. 275], но
хронология там не слишком определенная. Поскольку в
Нальчикском могильнике уже есть невысокая насыпь, а датируется он
4840–4820 гг. до н.э. [Котова, 2006. С. 132; Anthony et al., 2022.
P. 54], можно допускать наличие наиболее ранних курганов в
Предкавказье. Есть неолитические курганы в Закавказье: у с.
Голицино и курганы 119 и 125
под Степанакертом. Они, как и курганы степи, малоинвентарны,
содержат ножевидные пластины, охру [Мунчаев, 1987. С. 64]. Можно
сомневаться в их неолитическом возрасте, но датировка энеолитом
надежна, так как они перекрыты насыпями РБВ.
Таким образом, по мнению большинства исследователей, при
формировании культур степного энеолита, с одной стороны, очевидны
мариупольские корни, с другой стороны, уже в позднемариупольское
время фиксируются импульсы с Балкан. Вероятно, появление в
Северо-Западном Причерноморье курганов, скорченных на спине
погребений и примеси раковины в керамике маркирует импульсы из
степи. Тем самым, мы имеем дело с ситуацией разнонаправленных и
близких по времени импульсов. Возможность обсуждения в этой связи
миграций предоставляют данные антропологии и палеогенетики.
Энеолитическая степная популяция включала от 43 % до половины генов
кавказских охотников и собирателей (CHG), связанных с Закавказьем и
Западным Ираном (и приток этих генов начался в мариупольское
время), а остальные представлены восточными охотниками и
собирателями (EHG) из северных регионов [Mathieson et al., 2015. P.
500;
Wang et al., 2019. P. 1, 3, 7, 9; Allentoft et al., 2022. P.
8–10]. Это подтверждается антропологией хвалынских могильников. Их
краниологическая серия состоит из трех вариантов. Первый восходит к
населению древнеуральского типа, распространившемуся из лесной
зоны. Второй соответствует южноевропеоидному типу и присутствует в
погребениях с элитным инвентарем. Допускается, что он связан с
появлением хвалынских традиций.
Еще один европеоидный вариант находит аналогии среди черепов
неолита-энеолита Дона из Ракушечного Яра. Отмечено сходство с
материалами среднестоговской культуры Подонья [Хохлов, 2021. С.
267–269].
Генетические исследования показали близость хвалынцев с населением
Северного Кавказа (Константиновский-1 и Прогресс-2).
Среднестоговская популяция тоже им близка, и все они состоят из тех
же компонентов EHG и CHG. В предшествующей днепро-донецкой культуре
Украины 5200–4400 гг. до н.э. менее 10 % кавказских генов, а чаще
их нет [Anthony et al., 2022. P. 24–26, 54, 60, 61]. Поэтому
основные характеристики будущего степного генетического пула стали
формироваться в самом начале энеолита и можно допускать миграции из
Закавказья. В хвалынской популяции нет генов западных охотников
и собирателей (WHG), но представлен генетический пул, который
характерен для ямной культуры. Предполагается, что третий компонент
анатолийских земледельцев (AF) был привнесен в ямную популяцию или
из ранней майкопской или из трипольской популяции, а первые два
имеют параллели в популяциях Хвалынска и Прогресса-2 и привнесены с
востока [Anthony et al., 2022. P. 61]. Но среднестоговская культура
существовала в домайкопское время и нет оснований для более ранней
даты хвалынской.
В поздних группах Кукутени-Триполье (после 3500 г. до н.э.)
присутствуют генетические предки анатолийских земледельцев,
культуры линейно-ленточной керамики, степных групп, а также
западных охотников и собирателей [Immel et al., 2020]. Анализ
костей из пещеры Вертеба (3790–3535 гг. до н.э.) показал тот же
результат, причем уже в них присутствуют компоненты EHG и CHG,
связанные со степью, а доля предков WHG (западных охотников и
собирателей) составила 18 % [Gelabert et al., 2022]. Поскольку
последние отсутствуют в степном энеолите, это указывает на потоки
генов с востока на запад, а не наоборот, причем до второй четверти
IV тыс. до н.э. В неолите балканская популяция представлена генами
земледельцев Северо-западной Анатолии с небольшими примесями EHG и
WHG, и это сохраняется в энеолите, хотя некоторые образцы
демонстрируют рост примеси EHG. Лишь у одного погребенного в
некрополе Варна I (4711–4550 гг. до н.э.) и у одного в Смядово
(4550–4450 гг. до н.э.) в том же районе выявлена примесь степных
генов (EHG и CHG), но в целом это нехарактерно. Небольшой рост
степного компонента наблюдается в РБВ (3200–2500 гг. до н.э.),
более заметный около 1700 г. до н.э., но и для бронзового века
Балкан степная примесь оценивается как низкая [Mathieson et al.,
2018]. Это означает, что проникновение степных групп на
северо-восток Балкан происходило крайне ограниченно в самом начале
степного энеолита, несколько увеличиваются эти потоки в конце IV
тыс. до н.э., а данные об обратных потоках отсутствуют.
Таким образом, исходя из данных генетики, сложно говорить о
миграциях с запада, сформировавших степной энеолит. Заметная доля
генетического вклада из Закавказья и Ирана указывает на миграции с
юга. Комплекс, ответственный за это, формировался в Предкавказье,
имел, вероятно, южное происхождение и быстро распространился на
северо-восток в Поволжье и на запад до Подунавья. Это вызвало
формирование сети обменов и культурные влияния в восточном
направлении. В среднем энеолите на основе Среднего Стога и
влияний лесостепных неолитических культур и Триполья формируется
дереивская культура (4250–3650 гг. до н.э.). Предполагается, что
причиной этой трансформации стала аридизация климата, которая
привела к разрушению балканских энеолитических культур. Позднее,
преимущественно на дереивской основе, формируется культура
нижнемихайловского типа, узколокальное явление, сосуществующее с
дереивской культурой. В ней, как и в дереивской, присутствует
плоскодонная полированная посуда с валиками, которую ранее
оценивали как кавказскую, но которая имеет параллели в
нижнедунайских комплексах Болград-Алдени ІІ. Предполагается, что
это балканское влияние привело к оформлению нижнемихайловских
памятников [Котова, 2013. С. 50, 80, 91, 103–105, 112, 143,
146].
Первые контакты Нижнего Дуная со степью(Скеля, Новоданиловка,
Средний Стог) датируются с середины V тыс. до н.э. Вероятно, это
происходит в начале формирования степного энеолита. В результате,
там появляются памятники типа Суворово-Новоданиловка,
представленные охристыми погребениями на спине, скорченными или
вытянутыми, изредка с каменными оградами. Поселений их нет,
количество погребений невелико, ареал ограничен, и они существуют
параллельно с земледельческими культурами Кукутени-Триполье,
Болград-Алдени (восточный вариант Гумельницы), Варна,
Коджадермен-Гумельница-Караново VI, и ведут с ними обмен
[Włodarczak, 2010. P. 299, 300; Heyd, 2016. P. 56, 58, 59, 67].
Но речь идет не о массовой миграции, а об ограниченных
переселениях и контактах, которые обеспечили проникновение на
восток балканских черт и импортов. Эти контакты сохраняются в
среднем энеолите: на поселениях типа Болград-Алдени ІІ (время
Триполья В І и В І–ІІ) найдена дереивская и нижнемихайловская
керамика, но массовых материалов степных культур в Северо-Западном
Причерноморье нет. Тем не менее, это привело к формированию
культуры Чернавода I в низовьях Дуная и нижнемихайловских
памятников на Днепре [Котова, 2013. С. 91, 145, 146].
Майкопско-новосвободненская общность и поздний энеолит
степи
Майкопские памятники Кавказа (рис. 1) сформировались в
результате миграции с юга и варианты майкопской культуры связаны с
разными источниками: Усть-Джегутинский имеет параллели в
анатолийском энеолите и лейлатепинской культуре Южного Кавказа, а
псекупский – в Новосвободной и может отражать урукское влияние на
Северный
Кавказ. Собственно новосвободненский комплекс начал
формироваться в период позднего энеолита степи и включал в себя как
местные энеолитические, так и майкопские, ближневосточные и
центральноевропейские компоненты [Резепкин, 2012; Резепкин, 2020.
С. 328]. Генетические исследования указали на возможные связи
Новосвободной
с культурой воронковидных кубков [Недолужко и др., 2014]. В
любом случае, речь идет о миграциях, которые сказались и на
культурогенезе в степи.
Даты майкопско-новосвободненской общности охватывают все IV
тыс. до н.э. и она предшествует как классическим ямным комплексам,
так и началу репинских. Общепризнанной является роль Майкопа в
формировании ямной культуры. Однако, вглубь степи за пределы
Предкавказья Майкоп не проникает. Тем не менее, об
ограниченных
миграциях в степь можно говорить, причем, как на стадии
формирования репинской, так и классической ямной культуры. Это
проявляется в находках в Оренбургской области, Северном Прикаспии,
бассейне р. Самара, Прикубанье и Поднепровье крупнотарных сосудов,
хумов. Они изготовлены по технологиям, зафиксированным в майкопском
и куро-араксском гончарстве, но отличаются от собственно майкопских
[Салугина, Моргунова, Турецкий, 2016]. Есть параллели и в
металле, но их можно объяснять обменом и заимствованиями. Появление
крупных погребальных ям тоже можно объяснить майкопским влиянием,
но более вероятно и в этом видеть не миграции, а
распространение
социальных структур, поскольку ямники сохраняют прежние
традиционные позы погребенных. В итоге мы можем допускать
ограниченные миграции в степь, но в основе ямных традиций были
местные.
В Волго-Уралье в это время формируется репинская культура
(3800–3360 гг. до н.э.), которая характеризуется ямными чертами:
одиночные ямы под курганами, с органическими подстилками, охрой,
малым количеством инвентаря и скорченными на спине костяками с
восточной и северо-восточной ориентировкой. Обрядовые черты и
гончарная технология культуры находят параллели в хвалынской и
предполагается ее формирование на этой основе. В степи именно
репинские памятники, вместе со среднестоговскими, были в
осно-
ве классических ямных. Поэтому И.Б. Васильев предложил
рассматривать репинские материалы в качестве раннего этапа ямной
культуры, что было принято и иными исследователями Волго-Уралья
[Васильев, 1979; Моргунова, 2014; Моргунова, 2021. С. 276–279,
288]. Существует также мнение, что репинская культура
сформировалась в бассейнах Среднего Дона и Северского Донца около
3700–3650 гг. до н.э. на основе дереивской и поздней донецкой
культур, а также продвинувшегося с севера населения культуры
ямочно-гребенчатой керамики. Из этого региона идет влияние культуры
в Поднепровье [Котова, 2013. С. 91, 151]. Существовала также точка
зрения, что в Заволжье она проникает из Подонья [Трифонов, 1996].
Но это не может рассматриваться в качестве совершенно иного
подхода, так как исследователи Приуралья тоже отмечали, что бассейн
Среднего Дона входил в ареал формирования репинской культуры
[Моргунова, 2014. С. 590]. Для узких временных интервалов
определить приоритет радиоуглеродным методом сложно.
На Балканах и в Центральной Европе следы проникновения с
востока этого времени отсутствуют, но затем ситуация
меняется.
Миграции в финальном энеолите
В финальном энеолите (последняя треть IV тыс. до н.э.) в
Северном Причерноморье сосуществует серия групп: квитянская и
поздне-среднестоговская (которые можно рассматривать как дереивскую
культуру), усатовская и нижнемихайловская. В последнее время между
Карпатами и Северным Кавказом выделена группа
Животиловка-Волчанское (рис. 1). Памятники представлены
небольшими земляными курганами с одним погребением, иногда со рвом.
Ямы прямоугольные или овальные, но встречаются катакомбы.3
По-
гребенные лежат скорченно на боку с небольшим количеством
охры, предполагается наличие половой дифференциации: погребенные на
левом боку чаще ориентированы на северо-восток и восток, а на
правом – на юг и юго-восток.4 Керамический комплекс весьма
разнообразен и в нем выделено несколько групп. Посуда первой группы
представлена горшками и амфорами с аналогами в Триполье C2 и группе
Гординешти-Касперовцы. Вторая группа посуды имеет корни в Майкопе и
Новосвободной, третья в Усатово, Константиновке и Среднем Стоге,
четвертая группа аморфна, а пятая представлена кубками с
параллелями в Новосвободной, КВК и Баальберге. Предполагается,
что культурная группа Животиловка-Волчанское формируется на местной
основе, при участии культуры Майкоп-Новосвободная, проникающей в
степной ареал [Rassamakin, 1994. P. 45, 62; Manzura, 2016. P.
150–163, 167; Иванова, 2021. С. 151–156].
Наблюдается и импульс из степи в Балкано-Карпатье. На Нижнем
Дунае появляются скорченные на боку погребения в курганах, с
небольшим количеством охры и местной посудой Триполье C2,
Хородишти-Фолтешти и Баден-Коцофени. Они рассматривались как
представители нижнемихайловской и квитянской традиций, а также
местных популяций, заимствовавших эти традиции [Frînculeasa et al.,
2015. P. 45, 48, 80, 82, 83]. Но в Северном Причерноморье часть
этих комплексов отнесена к животиловско-волчанской группе.
В рамках этой волны курганная традиция проникает до запада
Паннонской равнины в Воеводину. Эти курганы содержат кремации и
посуду, связанные с традициями Баден-Коцофени. Курганы,
соотнесенные с этой группой, появляются и в Бадене. В Венгрии
до-ямная фаза датируется второй половиной IV тыс. до н.э. Дата этих
комплексов в
Воеводине – около 3300–3100 гг. до н.э. В Болгарии дату
пред-ямного горизонта определить сложно, но заканчивается он около
3100/3000 г. до н.э. Около 3400–3200 гг. до н.э. эти группы
появляются на юго-восточной границе Польши [Włodarczak, 2021a. P.
215, 217, 219, 221, 222, 230, 242, 245; Włodarczak, 2021b. P. 437,
438]. Наблюдается их взаимодействие с Баденом и КША [Heyd, 2016. P.
54]. Появившаяся система обратных связей, взаимодействий и
социальных процессов долго проявляла себя в степи и привела к
оформлению
ямной культуры Причерноморья и новому этапу взаимодействий
степи и Балкано-Карпатья.
Ямная КИО
Распространено мнение о формировании ямной культуры на основе
хвалынской культуры Поволжья V тыс. до н.э. и памятников типа Репин
Хутор, распространенных от Дона до Южного Приуралья (3800–3300 гг.
до н.э.) [Моргунова, 2014]. Но приводимые даты имеют широкие
доверительные интервалы, они явно устаревшие. На востоке в ямной
культуре, действительно, сохраняются репинские черты. От Дона до
Днепра располагаются памятники типа Средний Стог, которые тоже
рассматриваются в качестве основы ямников. Но между ними лежат
животиловско-волчанские памятники. Поэтому высказано мнение, что
культура формируется на основе разных субстратов. На западе и
востоке в ней выявлены разные антропологические и керамические
типы, внутри ямной общности объединяющим признаком является
погребальный обряд, поэтому интегрирующим момен-
том стало распространение идеологии [Иванова, Никитин,
Киосак, 2018. С. 101, 102, 113–118, 124; Иванова, 2021. С. 286]. На
востоке в классическом виде ямные памятники появляются около 3300
г. до н.э., они демонстрируют преемственность с репинскими и
предполагается, что они на 300 лет древнее, чем на западе, поэтому
формировались
здесь [Моргунова, 2021. С. 289]. Но, если говорить о
памятниках классической стадии, то хронологическая разница меньше и
показать приоритет какого-то региона сложно, это необходимо
проверять сериями AMS дат.
В Европу мигрировали ямники западного ареала, буджакская
культура (3100–2200 гг. до н.э.). Ранний диапазон дат отчасти
совпадает с датами квитянской и животиловско-волчанской групп,
возможно их частичное сосуществование. Памятники представлены
курганами со рвами, расположенными по кругу погребениями,
скорченными
на спине, реже на боку. Центральные погребения ориентированы
на запад, а периферийные по дуге окружности. В ямах встречены
циновки и охра, каменные топоры и посуда в виде кубков и амфор с
параллелями в КША, КШК, культурах Чернавода II, Езерово II, Эзеро
на Балканах, а также Коцофени и Костолац в Карпатском бассейне и
Северной Сербии. Встречаются единичные сосуды Бадена и КВК, и
небольшое число ямной посуды Буго-Днепровского междуречья [Иванова,
Никитин, Киосак, 2018. С. 118; Иванова, 2021. С. 43–52,
163–170, 279]. Контакт позднеэнеолитических групп с
балкано-карпатскими популяциями вызвал трансформацию в
Северо-Западном Причерноморье и там появились группы с новыми
стереотипами. В эту систему стали включаться иные степные группы.
Но присутствие в буджакской культуре скорченных на спине
захоронений указывает на восток.
С.В. Иванова предполагает, что их источником была группа
постстоговских погребений [Иванова, 2021. С. 156–158]. Но подобные
погребения свойственны поздним энеолитическим группам на большом
пространстве от Днепра до Волги. Поэтому доминирование этого обряда
в ямной культуре от Карпат до Урала указывает на вовлеченность
восточных популяций. Объяснений требует и появление у ямников
Поднепровья (Озера) анатолийских генов. Их доля там выше, чем в
иных ямных культурах и в Майкопе. Это не связано с энеолитическими
популяциями Балкан, так как примесь западных охотников и
собирателей (WHG) отсутствует, зато есть смесь восточных и
кавказских охотников (EHG и CHG). С другой стороны, ямники
Северного Кавказа, сформировавшись на местной основе, имели около
16 % предков в популяции КША. Видимо, формирование ямной популяции
было динамичным, поскольку в ней, помимо местных энеолитических,
участвовали центральноевропейские группы и был приток генов из
Анатолии [Wang et al., 2019. Fig. 4. P. 7].
В итоге, везде в основе процесса были местные энеолитические
популяции. Будущие ямные обрядовые стереотипы были распространены в
широком ареале от Днепра до Волги. Огромную роль сыграли
майкопско-новосвободненские влияния. При формировании буджакской
группы были влияния из восточных ареалов между Днепром и Доном, но
и из Балкано-Карпатья. Ямная попу ляция Волго-Уралья формировалась,
вероятно, в Подонье, но затем продвинулась на восток и
ассимилировала потомков хвалынцев в Поволжье
[Хохлов, Китов, 2021. С. 639]. Таким образом, принципиально мы
видим ту же ситуацию, что и в энеолите: миграции с юга стимулируют
развитие в Предкавказье и Доно-Донецком регионе, которые выступают
медиатором импульсов в степную зону к востоку и западу. При этом,
как и в предыдущую эпоху, наблюдаются обратные импульсы из
Карпато-Дунайского бассейна, куда проникают эти племена.
Ямные памятники в Балкано-Карпатье
В конце IV – начале III тыс. до н.э. начинается ямное
проникновение в Балкано-Карпатье, и сформировавшиеся системы
взаимодействия просуществовали до 25–24 вв. до н.э. От Нижнего
Дуная до Паннонии распространяются курганы со скорченными на спине
погребениями, охрой и циновками, и эта волна была более
многочисленной: только число исследованных курганов превышает 500.
Керамика представлена местными формами, хотя иногда встречается и
посуда, напоминающая КШК [Włodarczak, 2010. P. 301–303; Frînculeasa
et al., 2015. P. 45, 49, 76, 77, 82, 83; Heyd, 2016. P. 61, 62;
Heyd, 2021. P. 385, 386; Иванова, Никитин, Киосак, 2018. С. 118;
Иванова, 2021. С. 186, 188, 228].
Памятники сконцентрированы в степных ареалах между Карпатами и
долинами Днестра, Дуная и Тисы. Во Фракии, в ареале культуры Эзеро,
курганы часто содержат посуду культуры Коцофени Венгрии, что
указывает на связи с иными ямными группами [Иванова, Никитин,
Киосак, 2018. С. 121]. В Воеводине ямные курганы появляются в конце
IV – начале III тыс. до н.э. и существуют до середины III тыс. до
н.э. Часто погребения сделаны в курганах пред-ямного горизонта,
содержат кремации и посуду Вучедол. В некоторых случаях в положении
костяка угадывается сочетание ямных и энеолитических черт. Но ямные
погребения соотносятся как с ранними ямными, так и с погребениями
более поздней стадии культуры в Причерноморье [Włodarczak, 2021a.
P. 215, 217, 220–225, 232, 235, 237, 239, 245], следовательно,
происходила ассимиляция носителей ранней курганной тра-
диции и сохранялось взаимодействие с исходным ареалом на
востоке.
Эти материалы не дают оснований для обсуждения волны
кочевников-завоевателей, которые положили конец «Старой Европе»,
как это описывали М. Гимбутас и Д. Энтони [Gimbutas, 1956; Anthony,
2007], и сформировали европейское население [Haak et al., 2015;
Allentoft et al., 2015]. Была продолжительная инфильтрация
небольших групп, сосуществовавших с местным населением. Эта
волна охватила лишь Северные Балканы и Карпатский бассейн
[Frînculeasa et al., 2015. P. 84, 85; Heyd, 2016. P. 63, 64, 65,
68, 69; Иванова, 2021. С. 185, 284]. В Карпатском бассейне
предполагается сосуществование ямников и местных племен в разных
нишах. Погребенные ямники представлены преимущественно мужчинами
[Dani, 2011. P. 26, 36; Gerling et al., 2012. P. 1099, 1107, 1109].
Последнее характерно и для буджакской культуры, но в ее погребениях
соотношение мужчин и женщин составляет 2:1, в то время как в
северо-западной Болгарии – 14:3, а между Тисой и Карпатами – 12:3.
Поэтому предполагается переселение специализированных групп
[Иванова, 2021. С. 255]. Для Воеводины допускается, что ямники
ликвидировали или маргинализировали местные сообщества
[Włodarczak, 2021a. P. 245].
Появление ямников совпадает с изменениями в Европе, где
поздние стадии культур Коцофени, Баден, Эзеро A, КША и КВК
трансформируются в Вучедол, Самогивар–Винковцы, Глина, Шнекенберг,
Ливезиле, Мако-Косихи-Чака, Эзеро B и КШК [Dani, 2011. P. 25;
Gerling et al., 2012. P. 1098; Frînculeasa et al., 2015. P. 84;
Heyd, 2016. P. 53, 54].
Основным актором европейских связей выступает буджакская культура
[Иванова, Никитин, Киосак, 2018. С. 102]. В начале III тыс. до н.э.
к востоку от Прута ямные погребения часто содержат посуду Триполья
C2, Хородишти-Фолтешти, Баден-Коцофени и Мако, единичные кремации,
характерные для Коцофени [Frînculeasa et al., 2015. P. 80;
Heyd,
2016. P. 67]. После проникновения ямного комплекса в
Карпато-Балканский регион и формирования КШК, в буджакской культуре
появляются амфоры типа А, некоторые с чертами КША, и есть черты
северобалканских культур Чернавода II, Фолтешти II,
Мако-Косихи-Чака, Шнекенберг-Глина III, Вучедол, Винковицы. Идет
обратный импульс и
устанавливаются связи с западными регионами. Последние
проявляются в том, что в буджакской культуре появляются более
поздние формы амфор и кубков КШК. Эти последние процессы охватывают
период с 2800/2700 гг. до н.э. до середины III тыс. до н.э.
[Iванова, Косько, Влодарчак, 2014; Иванова, 2021. С. 177, 178].
Тем самым, формируется система «маятниковых миграций», когда
приход групп в Балкано-Карпатский регион обеспечивает не только
проникновение туда элементов степной культуры и генов, но и
дальнейшие связи, потоки населения, и обратный дрейф культуры и
генов, вплоть до Северного Кавказа [Иванова, Никитин, Киосак, 2018.
С. 125–135]. Этот растянутый процесс противоречит выводам генетиков
о массовой ямной миграции в Европу. Поскольку ямные памятники там
датируются с 3100 до 2500 г. до н.э., число мигрантов было
невелико, сохранялось взаимодействие с исходными ареалами, что вело
к нарастанию степного компонента, но не к изменению культуры, так
как каждый раз потоки невелики [Kaiser, 2016. P. 32,
35–37, 39, 40; Иванова, Никитин, Киосак, 2018. С. 107–112;
Иванова, 2021. С. 184]. Нельзя забывать, что этому предшествовала
энеолитическая волна, способствовавшая проникновению
ирано-кавказского компонента в Европу и роль ямников в европейском
культурогенезе преувеличена [Kaiser, 2016. P. 33; Иванова. Никитин,
Киосак, 2018.
С. 101–105, 118–120]. Это очевидно при обращении к проблеме
формирования культур шнуровой керамики.
МИГРАЦИИ СТЕПНЫХ ПЛЕМЕН В ЕВРОПУ В КОНЦЕ IV – III ТЫС. ДО
Н.Э. И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУР ШНУРОВОЙ КЕРАМИКИ
Станислав Аркадиевич Григорьев Институт истории и
археологии УрО РАН, Челябинск, Россия
http://rihll.com/files/%D0%A3%D1%84%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA/%D0%A3%D0%90%D0%92%2022-2/2.%D0%A3%D0%90%D0%92-22.2%2C%20%D0%A1.%D0%90.%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2.pdf
Продолжение в воскресенье.