Мифы о психиатрии, часть 2
dpmmax — 05.10.2017Судя по тому, что отклик на предыдущие две статьи о мифах в психиатрии (собирательную и начально-описательную) оказался довольно живым, полагаю, что надо продолжить разоблачение... или подтверждение, это уж как получится. Итак,
1. С нами и в обычной-то жизни общаться нельзя: мы, психиатры, сразу диагнозы ставим. И правда, и не совсем правда. Вспомните ответ ударницы постельного труда с полей продажной любви, отдыхающей в Сочи, слесарю, который предлагает ей ожидаемо что: "Вот представь себе: приезжаешь ты на море, а там станки, станки..." Вообще вне работы мы всё же стараемся от неё абстрагироваться - и на приёме, знаете ли, чудес хватает. Просто не всегда это выходит: то психопатология у собеседника так фонтанирует, что ни одним вентилем не перекрыть, то беседа (заметьте - не по нашей инициативе!) плавно скатывается к консультации: "ой, а у меня тут такое приключилось..." Но стараемся изо всех сил. Опять же, стоит учитывать возраст и опыт работы психиатра: молодой - он ведь горячий ещё пока. Ищет. Утверждается. А зубру-то зачем? Зубр уже нашёл.
2. От применяемых препаратов можно поехать крышей, если изначально был нормальным. И не докажешь. Можно. Но совершенно не так, как себе это представляет непосвящённый человек. То есть, заработать от наших лекарств шизофрению или что-нибудь другое, не менее интересное - так, чтобы с бредом, с галлюцинациями - не получится. Но, к примеру, от бесконтрольного (и помногу) употребления транквилизаторов можно легко к ним пристраститься - и тогда в период, когда в кармане нет этих вкусных таблеточек, человек будет заметно невротизирован. А употребление ряда нейролептиков, особенно старых, типичных, может (особенно на высоких дозировках) вызвать лекарственное депрессивное состояние, не говоря уже о заторможенности: скажем, тест на ай-кью вы в тот момент не то чтобы завалите, но его результаты будут достоверно ниже, чем без лекарств. Кроме того (и это наблюдение тоже касается, в первую очередь, высоких доз сильных типичных нейролептиков старого поколения), может развиться на фоне длительного, годами, приёма такая вещь, как эмоционально-волевое снижение. Просто в ряде случаев это неизбежная плата за то, чтобы не оставаться в стационаре навсегда - бывает, что без лекарств человек так бы постоянно и галлюцинировал. Или бредил.
3. Все пациенты психиатрических больниц одеты в смирительные рубашки. Неправда. Да, когда эту модную в нашем заведении и ставшую его своеобразным фетишем деталь туалета предложил использовать в психиатрических больницах Филипп Пинель (а был это конец 18 века), это был прорыв. В сторону гуманности. А то всё цепи, кандалы, колодки да верёвки... И, кстати, в ряде случаев и в настоящее время лучшей альтернативы, чтобы на некоторое время ограничить подвижность излишне ретивого и буйного товарища, скорбного головою, не придумаешь. Фланелевые вязки, которые рекомендованы сейчас вместо смирительных рубашек, не всегда в состоянии так же хорошо и столь же малотравматично справиться с задачей. Просто сейчас сочли, что смирительная рубашка - это унизительно. Это пережиток тёмного прошлого. Да-да, его фетиш, призрак карательной психиатрии. И не то чтобы запретили, но не рекомендуют использовать. Хотя на складах больниц кое-где старые запасы остались. Ветшают, правда, от времени. А новые теперь разве что в секс-шопе можно купить. В разделе для любителей БДСМ и ролевых игрищ. Хотя нет, вру, кое-где ещё шьют и для учреждений, надо только поискать.
4. Желтый - это цвет психиатрии. Жёлтый дом, жёлтые стены, желтая карточка... Вопрос о том, откуда взялось название "жёлтая карточка", дискутабелен. Кто-то утверждает, что раньше, в царской России, такие карточки выдавались всем серьёзно психически больным (хотя на самом деле жёлтые билеты, как удостоверение личности, тогда выдавали проституткам, а белые - негодным к военной службе). Кто-то вспоминает, что справки, если человек был на психиатрическом наблюдении, на жёлтых бланках писали. Не застал, не могу ни подтвердить, ни опровергнуть. А вот с жёлтым домом понятнее. Дело в том, что когда-то давно это был один из официальных цветов государственных, казённых учреждений. А психиатрические больницы как раз к таким и относились. Что же насчёт стен - красили и в жёлтый, и в салатовый. Главное, что не в красный и не в чёрный - и так с психикой проблемы, зачем же ещё усугублять...
Пойду готовить очередную порцию разоблачений или подтверждений. Ну и продолжать собирать мифы.
Напоминаю, что мы теперь консультируем по скайпу на базе московской клиники: http://dpmmax.livejournal.com/572627.htm
|
</> |