Мифы о железных дорогах Российской Империи
von_hoffmann — 29.04.2023Миф 1:
"В Российской Империи строили только одноколейные дороги (без вторых путей). В СССР — со вторыми путями.
Одноколейные строить проще, Этим якобы и объясняются рекорды Империи".
Реальность:
При Николае II были установлены рекорды не только по приросту железных дорог в целом, но и рекорды по приросту протяженности дорог со вторыми путями. В 1894 году таких дорог было 7,8 тыс. км, в 1917 году — 21,1 тыс. км. Прирост за указанный период составил 13,3 тыс. км — больше, чем за сопоставимые периоды «до» и «после».
Прирост протяжённости ж/д со вторыми путями в РИ /СССР (тыс. км):
• С 1869 по 1894 год (25 лет) - 6,5;
• С 1894 по 1917 год (23 года) — 13,3 (рекорд);
• С 1917 по 1940 год (23 года) — 7,4;
• С 1940 по 1970 год (30 лет) — 10,1.
Информация о железных дорогах со вторыми путями за период до 1940 года в официальных советских статистических сборниках не публиковалась. Детальное сравнение с Империей за сопоставимые периоды времени было невозможным, что и создавало почву для мифов. Между тем необходимые сведения были найдены среди внутренней документации советского Министерства Путей Сообщения, хранящейся ныне в Российском государственном архиве экономики.
Миф 2:
"После революции все построенные ранее дороги перестроили, все рельсы заменили на более тяжёлые, а кроме того, построили множество служебных дорог необщего пользования.
Из этого следует, что революция всё же приводит к взлёту железнодорожного строительства".
Реальность:
Периодическая замена рельсов — обыкновенный рутинный процесс. Это вовсе не изобретение советской власти.
По мере развития ж/д транспорта рельсы становились всё тяжелее.
Процесс массовой замены рельсов на более тяжёлые идёт и при Николае II, когда вся ж/д система активно развивается. Дороги становились сложнее, снабжались разъездами, вторыми путями, строились служебные ветви. Общие масштабы строительных работ можно оценить исходя из веса произведённых рельсов.
При Николае II изготовлено в 3,6 раза больше рельсов, чем за равный период времени до него. Это позволило вывести строительство дорог на действительно новый уровень.
А вот за равный период времени после него рельсов произведено меньше — следовательно, никакого взлёта строительства быть не могло.
Производство рельсов в Российской Империи/СССР (млн тонн):
• Всего в течение 1873-1894 годов (22 года) - 2,7;
• Всего в течение 1895-1916 годов (22 года)- 9,8 (рекорд)
• Всего в течение 1917-1938 годов (22 года) - 8,6.
Внутреннее производство рельсов дополнялось импортом. В период с 1895 по 1916 год в страну было ввезено из-за границы 0,1 млн тонн рельсов.
В СССР импорт растёт. С 1917 по 1938 год ввезено — 0,3 млн тонн рельсов, но даже с учётом повышенного импорта провал в производстве компенсировать не удаётся.
Характерно, что в 1910-е годы внутреннее производство рельсов доходит до 0,8 млн тонн в год. В связи с программой увеличения объёмов строительства, принятой в 1916 году, показатель должен был расти и дальше.
Таким образом, в течение 1917-1938 годов страна должна была получить от отечественных заводов более 16,8 млн тонн рельсов. По факту, после революции вместо ожидаемого роста происходит падение, но сведения
об этом были уведены в тень.
Источник: Андрей Борисюк, кандидат исторических наук.
"История России, которую приказали забыть. Николай II и его время." М.: 2021. С. 9-11.
Найдено здесь: https://vk.com/nick2ru?w=wall-104157862_112654
или