Мифы о железных дорогах Российской Империи

топ 100 блогов von_hoffmann29.04.2023
Мифы о железных дорогах Российской Империи


Миф 1:
"В Российской Империи строили только одноколейные дороги (без вторых путей). В СССР — со вторыми путями.
Одноколейные строить проще, Этим якобы и объясняются рекорды Империи
".

Реальность:
При Николае II были установлены рекорды не только по приросту железных дорог в целом, но и рекорды по приросту протяженности дорог со вторыми путями. В 1894 году таких дорог было 7,8 тыс. км, в 1917 году — 21,1 тыс. км. Прирост за указанный период составил 13,3 тыс. км — больше, чем за сопоставимые периоды «до» и «после».
Прирост протяжённости ж/д со вторыми путями в РИ /СССР (тыс. км):
• С 1869 по 1894 год (25 лет) - 6,5;
• С 1894 по 1917 год (23 года) — 13,3 (рекорд);
• С 1917 по 1940 год (23 года) — 7,4;
• С 1940 по 1970 год (30 лет) — 10,1.
Информация о железных дорогах со вторыми путями за период до 1940 года в официальных советских статистических сборниках не публиковалась. Детальное сравнение с Империей за сопоставимые периоды времени было невозможным, что и создавало почву для мифов. Между тем необходимые сведения были найдены среди внутренней документации советского Министерства Путей Сообщения, хранящейся ныне в Российском государственном архиве экономики.

Миф 2:
"После революции все построенные ранее дороги перестроили, все рельсы заменили на более тяжёлые, а кроме того, построили множество служебных дорог необщего пользования.
Из этого следует, что революция всё же приводит к взлёту железнодорожного строительства
".

Реальность:
Периодическая замена рельсов — обыкновенный рутинный процесс. Это вовсе не изобретение советской власти.
По мере развития ж/д транспорта рельсы становились всё тяжелее.
Процесс массовой замены рельсов на более тяжёлые идёт и при Николае II, когда вся ж/д система активно развивается. Дороги становились сложнее, снабжались разъездами, вторыми путями, строились служебные ветви. Общие масштабы строительных работ можно оценить исходя из веса произведённых рельсов.
При Николае II изготовлено в 3,6 раза больше рельсов, чем за равный период времени до него. Это позволило вывести строительство дорог на действительно новый уровень.
А вот за равный период времени после него рельсов произведено меньше — следовательно, никакого взлёта строительства быть не могло.
Производство рельсов в Российской Империи/СССР (млн тонн):
• Всего в течение 1873-1894 годов (22 года) - 2,7;
• Всего в течение 1895-1916 годов (22 года)- 9,8 (рекорд)
• Всего в течение 1917-1938 годов (22 года) - 8,6.

Внутреннее производство рельсов дополнялось импортом. В период с 1895 по 1916 год в страну было ввезено из-за границы 0,1 млн тонн рельсов.
В СССР импорт растёт. С 1917 по 1938 год ввезено — 0,3 млн тонн рельсов, но даже с учётом повышенного импорта провал в производстве компенсировать не удаётся.

Характерно, что в 1910-е годы внутреннее производство рельсов доходит до 0,8 млн тонн в год. В связи с программой увеличения объёмов строительства, принятой в 1916 году, показатель должен был расти и дальше.
Таким образом, в течение 1917-1938 годов страна должна была получить от отечественных заводов более 16,8 млн тонн рельсов. По факту, после революции вместо ожидаемого роста происходит падение, но сведения
об этом были уведены в тень.

Источник: Андрей Борисюк, кандидат исторических наук.

"История России, которую приказали забыть. Николай II и его время." М.: 2021. С. 9-11.


Найдено здесь: https://vk.com/nick2ru?w=wall-104157862_112654


Кнопка
или
Мифы о железных дорогах Российской Империи

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я вот как-то с трудом представляю какие люди будут платить деньги за то, что-бы смотреть жопу Ким Кардашиан в своём телевизоре. У меня была подписка на телевизионные каналы, просто в нагрузку к интернету. Разница в ценах была что-то порядка 20% с телевизором или без него. В конце концов я ...
Доброго дня всем! Сегодня покажу вам грандиозное ( по размеру)творение. Выпросила его неожиданно дочка Тася на день рождения, отказать ей не смогла, да и задекупажить сразу захотелось. Возилась дней 6, размерчик все-таки не маленький( внутри без ...
...
Сегодня Верховный суд Республики Татарстан оставил без изменения постановление Вахитовского районного суда, которым Закиев Ф.В. был оштрафован на 75 тысяч рублей за нарушение правил проведения митинга. При этом в чем именно заключалось нарушение Закиевым как организатором правил ...
Тык Мне лень переводить. А ещё Кагеро и Хацухару зачем-то апнут. (А я продолжаю говорить что надо Кагеро на Акацки заменить) Мало торпедного супа, видимо. УПД:А нет, не апнут, эта фигня вместо дымов будет. На форуме вой про Russian Bias про Кутузова. УПД: А вот и бюллетень на русском ...