Мифы и правда в «Бурлаках на Волге»
masterok — 31.10.2021
И. Репин. Бурлаки на Волге, 1870-1873
Картина «Бурлаки на Волге», прославившая Илью Репина, с момента своего появления вызывала неоднозначные отзывы. Кто-то восхищался мастерством художника, кто-то обвинял его в отступлении от жизненной правды. Как сейчас помню мы в школе обсуждали ее и писали по ней сочинения.
Почему же знаменитая картина спровоцировала скандал на государственном уровне, и насколько Репин на самом деле погрешил против действительности?
Артель бурлаков
Эти образы несчастных оборванцев, зарабатывающих на жизнь
непосильным трудом, знакомы всем по школьным учебникам. Бурлаки в
XVI-XIX вв. были наемными рабочими, которые при помощи бечевы
тянули речные суда против течения. Бурлаки объединялись в артели по
10-45 человек, были и женские артели. Несмотря на тяжелый труд, за
сезон (весной или осенью) бурлаки могли заработать столько, чтобы
потом в течение полугода жить безбедно. Из-за нужды и плохих
урожаев в бурлаки иногда шли крестьяне, но в основном такой работой
занимались бродяги и бездомные.
Существовали и женские артели
И. Шубин утверждает, что в XIX в. труд бурлаков выглядел так: на баржах устанавливали большой барабан с намотанным на него тросом. Люди садились в лодку, забирали с собой конец троса с тремя якорями и плыли вверх по течению. Там они бросали в воду якоря поочередно. Бурлаки на барже тянули трос от носа к корме, наматывая его на барабан. Таким образом они «подтягивали» баржу вверх по течению: они шли назад, а палуба у них под ногами двигалась вперед. Намотав трос, они вновь шли на нос судна и проделывали то же самое. По берегу тянуть приходилось лишь тогда, когда судно садилось на мель. То есть изображенный Репиным эпизод – единичный случай.
Судно можно было тянуть вверх по течению с помощью
тросов
Таким же исключением из правил можно назвать и показанный на картине участок дороги. Бечевник – прибрежная полоса, по которой передвигались бурлаки, по приказу императора Павла не застраивался зданиями и заборами, но кустов, камней и топких мест там было предостаточно. Изображенный Репиным пустынный и ровный берег – идеальный участок пути, каких на самом деле было немного.
Труд бурлаков был невыносимо тяжел
Картина «Бурлаки на Волге» была написана в 1870-1873 гг., когда пароходы пришли на смену парусным лодкам-расшивам, и необходимость в бурлацком труде пропала. Еще в середине XIX в. труд бурлаков стали заменять машинной тягой. То есть на тот момент тему картины уже нельзя было назвать актуальной. Поэтому и разразился скандал, когда «Бурлаков» Репина в 1873 г. отправили на Всемирную выставку в Вене. Российский министр путей сообщения негодовал: «Ну какая нелегкая Вас дернула писать эту нелепую картину? Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю и скоро о нем не будет и помину!». Однако Репину покровительствовал сам великий князь Владимир Александрович, который не только одобрительно отзывался о работе художника, но даже приобрел ее для личной коллекции.
Артель бурлаков
«Бурлаков» Репин написал в 29 лет, заканчивая учебу в Академии
художеств. В конце 1860-х гг. он отправился на этюды в Усть-Ижору,
где был поражен увиденной на берегу артелью бурлаков.
Чтобы узнать больше об интересующих его персонажах, Репин поселился
на лето в Самарской области. Его исследования нельзя назвать
серьезными, в чем он сам признавался: «Должен сознаться откровенно,
что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя
договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы
придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже
рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их
отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».
|
</> |