Мы вступаем в очередное Темновековье

топ 100 блогов swamp_lynx30.10.2023 "Длинный XVI век был чем-то вроде исторической "чёрной дыры", в которой, словно сдавив настоящее до сингулярности, присутствовали одновременно прошлое и будущее, и особо чувствительные натуры, к которым, безусловно, относился Босх, смогли почувствовать что-то очень важное и отразить это на своих полотнах. Мы живём в эквивалентно-сравнимую эпоху. Нам не дано знать, будет ли XXI век длинным, начавшись в 1991 году разрушением Советского Союза и окончившись где-нибудь в 30-е годы XXII века (привет Стругацким) или же, напротив, окажется коротким, уступив пальму "длинновековости" ХХ и XXII векам (разумеется, если XXII веку суждено состояться). Но что мы несомненно можем констатировать — это нишевое, хроноисторическое сходство эпох. Мы живём на выходе из той эпохи (и системы), у входа в которую творил Босх, а вход и выход, как известно, зеркальны." Андрей Фурсов

Мы вступаем в очередное Темновековье

"В полотнах Босха зашифровано очень много. В них замкнуто упреждающее отражение реальности, упреждающее на уровне эмоций, на уровне интуиции. Босх родился в середине XV века, прожил 50 лет и оказался в XVI веке. За это время была открыта Америка, хлынуло серебро из Мексики. Художник не дожил одного года до Мартина Лютера с его тезисами. Не дожил нескольких лет до страшной крестьянской войны в Германии. Казалось бы, он не застал этих событий, но они словно присутствуют в его произведениях!

Средневековье — эпоха постоянных войн, но то были в основном династические войны. Столетняя война — это не война между "государствами Англией и Францией". Не было тогда таких государств — они в значительной степени родились в огне этой войны, воевали династии по династическому поводу. А вот войны Нового времени, причём с самого начала, с раннего Нового времени, к которому и относится "длинный XVI век", приобрели другой характер.

Во-первых, они стали намного более жестокими — "войнами на уничтожение". Классовый и религиозный накал войн "длинного XVI века" не идёт ни в какое сравнение со средневековыми при всех их жестокостях и эксцессах. Старые правила и старая мораль ушли, а новые не пришли. Моральный вакуум — специфика волкодавьих веков со всеми последствиями.

"Траву ел жук, жука клевала птица, хорёк пил мозг из птичьей головы и страхом перекошенные лица лесных существ смотрели из травы". Эти строки Н. Заболоцкого как нельзя лучше характеризуют психологическую атмосферу третьего западного европейского Темновековья."


Вернер Зомбарт. Главным образом и здесь следует помнить о различии между эпохой раннего капитализма и эпохой высокоразвитого капитализма. Если захотеть кратко и выразительно охарактеризовать различное положение, которое занимал в прежнюю и занимает в нашу эпоху хозяйствующий субъект, то можно сказать: в эпоху раннего капитализма предприниматель делает капитализм, в эпоху высокоразвитого капитализма капитализм делает предпринимателя.

...Нынешняя капиталистическая организация — это, как метко выразился Макс Вебер, огромный космос, внутри которого рождается отдельная личность и который для нее, по крайней мере как для отдельной личности, является данным как фактически не могущее быть измененным обиталище, в котором она должна жить. Он навязывает отдельному лицу, поскольку оно вплетено в отношения рынка, нормы его хозяйственного поведения. Отдельному лицу противостоит еще и огромная гора навыков, которые грозят раздавить его; методы бухгалтерии, учета, заработной платы, организации производства, техники дела и т. д. так утонченны, что одно только их применение составляет значительный труд, и в то же время они сами давно уже далее разрабатываются специалистами для выгоды, капиталистического предпринимателя.

...В каждом законченном буржуа обитают, как нам известно, две души: душа предпринимателя и душа мещанина, которые только в соединении обе образуют капиталистический дух. Согласно этому я бы и в буржуазной натуре различал две различные натуры: натуру предпринимательскую и натуру мещанскую, что означает, повторим это лишний раз, совокупность предрасположений, душевных наклонностей, образующих предпринимателя, с одной стороны, мещанина — с другой.

Что и так же часто мещанин сидит в крови, что человек является «от природы» мещанином или все же склонен к тому, чтобы им стать,— это мы все представляем самым ясным образом. Мы осязаем совершенно ясно сущность мещанской натуры, нам знаком своеобразный аромат этой человеческой разновидности совершенно точно. И все же является бесконечно трудным, даже, может быть, невозможным при нынешнем состоянии исследования этой области, указать особые «наклонности», основные черты души в отдельности, которые предопределяют человека как мещанина. Нам придется поэтому удовлетвориться тем, что мы несколько более точно отграничим своеобразную мещанскую натуру и главным образом противопоставим ее натурам, покоящимся на иной основе. (via papalagi).


Мы вступаем в очередное Темновековье az118: Эстетика в общем - это просто чувственность, не важно какая - чувство красоты или уродства. но в высоком значении - чувство гармонии целого, что и есть красота, от красного цвета как признака того, что дает жизнь - красно солнышко, красные зрелые плоды или пре-красная женщина, жена пре-красного князя или царя, раджи (RADJ ~ RAD ~ ROT ~ РУДА, рыжый, русый от Т,Д --> С). у др.индоевропейцев красный цвет символ воинов и царской власти, огненного небесного сословия (черный - почвенного земного, а белый - жреческого моста между небом и землей).

после чумы, Возрождения и Реформации целое в Европе распалось на гниющие куски, отражением являлся стиль Барокко, в высших слоях в конце сменившийся шаловливым Рококо, кончившийся революцией, но стремление буржуазии стать подобием аристократии прошлого в имперство Наполеонов породило академизм, чудесно выражавший красоту, пока уже массовое городское психе под влиянием искусства Вост.Азии, созданного совершенно иной соц.средой, не потребовало себе место в европейском искусстве чувственности здесь и сейчас независимо от характера чувства - импрессионизм, декадентство, экспрессионизм и т.д., компенсированные модернизмом и реализмом


Мы вступаем в очередное Темновековье creator74: Проблема современных людей в том, что они "не видят и не слышат, живут в сём мире, как впотьмах". Не улавливают красоту ни в искусстве, ни в жизни. При том, что само существование, например, музыки, является настолько разительным доказательством наличия божественного замысла и божественного устроения, что уже дальше и некуда.


Г.К.​Честертон. Главная польза от чтения великих писателей не имеет отношения к литературе, она не связана ни с великолепием стиля, ни даже с воспитанием наших чувств. Читать ​хорошие​ книги полезно потому, что они не дают нам стать "истинно современными людьми".


Nicolás Gómez Dávila. Прошлое мертво, и это оправдывает тех, кого недостаток воображения заставляет предпочитать настоящее, но ничто не извинит того, кто предпочитает современное искусство, когда искусство прошлого живо.

Радикальная разница между людьми проявляется в том, что одни, говоря об удовольствии, возносятся к метафизике, а другие скатываются к физиологии.

Реакционное мышление – это не реакция страха, а реакция на преступление.


Мы вступаем в очередное Темновековье civil_engineer: Отличительная черта российского мыслящего сословия – внушённая советской пропагандой мысль о существовании какой-то «интеллигенции». Никем не виданной, но наделённой особыми правами. Отсюда его отличительная черта – готовность легко грешить, так же свободно каяться и самим себе беспечно отпускать грехи.


Андрей Парибок. В чем мой белорусский народ - хороший, добрый народ? В черте оседлости в Малороссии и в Молдавии были еврейские погромы. Во время гитлеровской оккупации жители Украины и Литвы сразу рьяно набросились на евреев. Эстонцы быстренько превратили свою маленькую страну в judenfrei. В Белоруссии же (тоже черта оседлости) евреев было очень много. Бабушка в Гомеле была гимназисткой. К ним на обобщенные уроки закона божьего приходили поп, ксёндз и раввин. Поровну было учениц.
Но белорусы не соучаствовали в гитлеровских "мероприятиях" никак.
Собственно, в западной половине Белоруссии отличие белоруса (православного) от поляка (католика) совпадало с вероисповеданием. В западной Украине были униаты, литовцы - католики, эстонцы - лютеране
Я не симпатизирую православному вероучению (а прадед был у меня попом в Гомеле), но отдаю должное фактам.


Архиепископ Иоанн. ...«Пацифизм» вне-Божий есть не лучшая форма войны в мире. Нельзя не допустить, что настоящая война с ее траншеями и снарядами и штыками может быть более честным выражением жизни этого мира. Вот отчего война приемлется многими верующими и никто из святых «пацифистически» не отвергал ее. Сам Господь иной раз более благословлял этот узкий путь страданий от войны, и взаимное - вулканическое, почти бесстрастное - убиение людей, чем то состояние лицемерия и эгоизма, в котором заплесневело человечество. Буря оказывалась угоднее Богу, чем тина. И буря исчезнет лишь в метаистории, когда исчезнет и тина.


Кирилл Яковлев. Евреи они вообще евреи, будучи торговцами, их психика всегда предпочитала результаты процессам — вот и выбор (s.election), как операция внимания (души, движимой глубинными потоками духа), иногда называемая абстракцией, стала их всем.

— отсюда и "естественный отбор", как доминирующая биологическая теория, и выборы, как социальная ("демократическая") процедура, и возможность совершать выбор, как мерило свободы, и избранность (и их богоизбранность, и навязанные другим, как раз западным/бритоамериканским/белым людям, мессианство / мессионерство / кресто/цивилизацио/культуро-носцство) и другое (типа "победителей не судят", "компромисс — поражение", "пришёл, увидел, победил").

— вот и (не столь синтез, поскольку это бесперспективный союз, однако) симбиоз.

Да какой там "общий язык"? Арефлексивно-предсознательная манипулятивно-стимулятивная подчинённость-загипнотизированность и положительные подкрепления. А как результат — служа смерти, вымирает и вырождается сам же белый человек, бредя своим исключительным положением.


Вернер Зомбарт. ...Но фризы наложили печать своего характера еще на другой народ, о котором мы также знаем, что он сворачивает на путь (торгашества и мещанско-счетного образа жизни: на голландцев, так что мы, пожалуй, с некоторым правом можем рассматривать фризов как специфический народ торговцев среди германских племен, рядом с которым потом становится на равном праве племя алеманнов, из которого произошел торгашеский народ швейцарцев.

...Таким образом, мы можем установить следующее, имеющее важное значение положение: капиталистический дух в Европе был развит рядом обладавших различным первичным предрасположением народов, из которых три выделяются как специфические народы торговцев среди остальных героических народов: это этруски, фризы и евреи.

...Флорентийцы были сильно смешаны с германской кровью, которая текла главным образом в жилах дворянства; пока оно задавало тон. Флоренция представляла собою картину вполне воинственного города. Мы наблюдаем потом с интересом, как во Флоренции раньше и полнее, чем где бы то ни было, вытравляются из национального тела враждебные господствующему типу элементы. Большая часть дворянства исчезла без внешних принудительных мер: мы знаем, что уже Данте оплакивает гибель многочисленных дворянских родов. А остальные были устранены принудительно. Уже в 1292 г. popolani, т. е. люди с кровью торговцев, добились того, чтобы никакой grande не мог попасть в члены городского управления. Это оказало на дворян двоякое действие: приспособляющиеся элементы отказываются от своего обособленного положения и заносят свои имена в списки dei arti (здесь: ремесленники (итал.)). Другие — как мы должны предположить, те варианты, в которых было слишком сильное сеньориальное самосознание, кровь которых противилась всякому торгашеству,— эмигрировали. Дальнейшая история Флоренции, все усиливающаяся демократическая окраска общественной жизни показывают нам, что уже с XIV столетия мещане были в своем собственном обществе.


Андрей Парибок. Андрей Фурсов сказал как-то о «зловещем интеллектуальном превосходстве» (Карл Поланьи) верхушки НСДАП, благодаря чему те пришли к власти. Тактическое превосходство было налицо.
И в эти дни на той половине земного шара оно самое и случилось. Но как мне объяснил изучивший тему умный человек, у финансистов - а победили финансисты - нет стратегического мышления. Только виртуозное тактическое. У Капитолия сыграна была финальная партия блиц-турнира. Ну и грохнет же всё, когда резервы тактики исчерпаются. Вот ведь политический взрыв кальдеры Йеллоустона будет...


Мы вступаем в очередное Темновековье az118: САСШ возникли из стремления колоний обрести свободу торговли от метрополии, ибо именно морской торговлей с Европой в основном занимался северо-восток, откуда началась революция, а торговлю эту контролировала Великобритания, которая сама отобрала монополию на нее у Голландии в четырех англо-голландских войнах 1655-1720 гг. При этом на северо-востоке, в Нью-Йорке (бывшем Новом Амстердаме), обосновалась ветвь того же еврейского капитала родом из Амстердама, что за сто лет до этого создал Лондонский Сити. Но с движением на запад росла доля мелких землевладельцев, своим трудом обрабатывавших свою землю, а на юге возникали крупные сельхоз хозяйства и плантации как в Римской империи, требовавшие много дешевой раб.силы, которая и завозилась из Африки.

С началом пром.революции на севере стали бурно расти пром.предприятия с машинным производством, особенно машиностроительные, для которых необходимы наемные рабочие, свободно переходящие от одного работодателя к другому, а не рабы, намертво привязанные к хозяину. Именно на такие предприятия с высокой нормой прибыли к середине 19 веке переориентировался капитал северо-востока, который тогда же начал экспансию в Вост.Азию на освоения тамошних необъятных рынков сбыта и сырья.

Т.о. к 1860 г страна оказалась расколота на сельхоз. плантационный рабовладельческий юг и промышленный торг-фин север с большой долей мелких фермеров с совершенно различной ментальностью и сильно мешающих друг другу, что и привело к гр.войне.

но еще через сто лет урбанизация и прогресс университетов (сперва снова на северо-востоке) под влиянием эмиграции 1910-1970 гг из Европы (значительная часть которой состояла из образованных немецких и российских левориентированных либеральных евреев) вызвала трансформацию сознания американской полит.элиты, воспитанной этой новой, неотроцкистской и неомарксистской профессурой в неолиберальном духе при старой потребности в контроле мировой торговли и от нее в мировой гегемонии


Андрей Фурсов. Едва ли речь может идти о воскрешении "старого колониализма" — в истории ни воскресить, ни реставрировать ничего нельзя. Ослабление гегемонии США — процесс очевидный с 1970-х годов. Однако этот процесс развивается не по Валлерстайну, то есть не так, как это происходило в случае с Великобританией и ее мировой гегемонией. Благодаря "холодной войне" США смогли "выковать" такую систему военных союзов, которая обрела свою автономную логику. В результате утрата экономической гегемонии компенсируется иными факторами и в иной сфере. Однако и у военно-политической гегемонии на общезападной "подушке" есть предел — элементарное перенапряжение. События последних лет могут существенно ускорить военно-политическое ослабление США и оставить им в утешение "театральный милитаризм" (О.Тодд).

Приток иммигрантов и наложение экономической поляризации на расово-этнически-религиозные различия обострит социальную и политическую ситуацию в государствах Запада. Это, в свою очередь, может способствовать демонтажу в интересах коренного населения (от верхов до рабочих) демократических институтов, возникших в 1848-1968 гг. и являющихся одной из несущих конструкций капитализма.

«Властным гиперболоидом» стационарных групп может стать главным образом сильное государство, напоминающее праворадикальные западноевропейские режимы 1930-х годов и ЮАР времён апартеида одновременно, отвергающее мультикультурализм и жёстко противостоящее «змею горынычу» финансового капитала, транснациональных корпораций и наднациональным бюрократиям (типа евросоюзовской и натовской), цепными псами которых в противостоянии стационарам-середнякам и их организациям могут стать – и скорее всего так и будет – межнациональные бродячие низы.

Мы имеем дело с формированием невиданного доселе классового противоречия, замешанного не только на классе, но и на расе, нации и религии. Причём это противоречие расколет целые слои, страны и страты, включая мировую верхушку с её клубами и ложами, поскольку нынешний мировой кризис – это и кризис мировой верхушки, её форм организации и методов управления массовыми процессами.

В то же время усилившееся государство, особенно в условиях катастрофы, скорее всего будет переходной формой к иной, постгосударственной форме организации – скорее всего орденско-корпоративного типа (как в XV в. «новые монархии» Генриха VII в Англии и Людовика XI во Франции были переходными формами от феодальной организации власти к собственно государственной). Возможно, по иронии истории последней миссией, «прощальным поклоном» государства станет уничтожение рынка, который оно когда-то и породило – sic transit gloria mundi.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
А на эксперименты с «темой власти в этой инкарнации» huilu отпущено всего-то 43 дня. Это не таймер обратного отсчёта. Это хуже, чем таймер обратного отсчёта. Это пушной зверёк обратного отсчёта. Это цикл Чёрной Луны, очень своевременный. Спасибо небесам, но это херовая новость для путлера ...
Сколько сегодня людей пройдёт торжественным маршем по Тверской улице и Красной площади? Сто тысяч? Двести? Миллион? Думаю, никто не сможет точно посчитать. Половина моих знакомых точно сюда собирались пойти. Как получилось узнаю, когда вечером усядусь просматривать ленты Facebook и In ...
Агузарова сменила привычный образ «марсианки» на более женственный и элегантный. Из коротко стриженой блондинки превратилась в брюнетку с каре до плеч и пышной челкой ХОРОША?! ...
Оригинал (частично)  взят у uglich_jj в Россия во мгле На фото ниже - два друга, Павел и Сергей, из Петербурга. Сели в баре, взяли по пивку, накатили слегка. Тот что помоложе (Павел, он в кепке), вроде и не по слегка уже. Селфи в туалете: Павел и Сергей вместе р ...