Мы вступаем в очередное Темновековье
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Мы вступаем в очередное Темновековье Мы вступаем в очередное Темновековье](/images/main/mi-vstupaem-v-ocherednoe-temnovekove-706a61.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/swamp_lynx/15406519/723926/723926_original.jpg)
"В полотнах Босха зашифровано очень много. В них замкнуто упреждающее отражение реальности, упреждающее на уровне эмоций, на уровне интуиции. Босх родился в середине XV века, прожил 50 лет и оказался в XVI веке. За это время была открыта Америка, хлынуло серебро из Мексики. Художник не дожил одного года до Мартина Лютера с его тезисами. Не дожил нескольких лет до страшной крестьянской войны в Германии. Казалось бы, он не застал этих событий, но они словно присутствуют в его произведениях!
Средневековье — эпоха постоянных войн, но то были в основном династические войны. Столетняя война — это не война между "государствами Англией и Францией". Не было тогда таких государств — они в значительной степени родились в огне этой войны, воевали династии по династическому поводу. А вот войны Нового времени, причём с самого начала, с раннего Нового времени, к которому и относится "длинный XVI век", приобрели другой характер.
Во-первых, они стали намного более жестокими — "войнами на уничтожение". Классовый и религиозный накал войн "длинного XVI века" не идёт ни в какое сравнение со средневековыми при всех их жестокостях и эксцессах. Старые правила и старая мораль ушли, а новые не пришли. Моральный вакуум — специфика волкодавьих веков со всеми последствиями.
"Траву ел жук, жука клевала птица, хорёк пил мозг из птичьей головы и страхом перекошенные лица лесных существ смотрели из травы". Эти строки Н. Заболоцкого как нельзя лучше характеризуют психологическую атмосферу третьего западного европейского Темновековья."
Вернер Зомбарт. Главным образом и здесь следует помнить о различии между эпохой раннего капитализма и эпохой высокоразвитого капитализма. Если захотеть кратко и выразительно охарактеризовать различное положение, которое занимал в прежнюю и занимает в нашу эпоху хозяйствующий субъект, то можно сказать: в эпоху раннего капитализма предприниматель делает капитализм, в эпоху высокоразвитого капитализма капитализм делает предпринимателя.
...Нынешняя капиталистическая организация — это, как метко выразился Макс Вебер, огромный космос, внутри которого рождается отдельная личность и который для нее, по крайней мере как для отдельной личности, является данным как фактически не могущее быть измененным обиталище, в котором она должна жить. Он навязывает отдельному лицу, поскольку оно вплетено в отношения рынка, нормы его хозяйственного поведения. Отдельному лицу противостоит еще и огромная гора навыков, которые грозят раздавить его; методы бухгалтерии, учета, заработной платы, организации производства, техники дела и т. д. так утонченны, что одно только их применение составляет значительный труд, и в то же время они сами давно уже далее разрабатываются специалистами для выгоды, капиталистического предпринимателя.
...В каждом законченном буржуа обитают, как нам известно, две души: душа предпринимателя и душа мещанина, которые только в соединении обе образуют капиталистический дух. Согласно этому я бы и в буржуазной натуре различал две различные натуры: натуру предпринимательскую и натуру мещанскую, что означает, повторим это лишний раз, совокупность предрасположений, душевных наклонностей, образующих предпринимателя, с одной стороны, мещанина — с другой.
Что и так же часто мещанин сидит в крови, что человек является «от природы» мещанином или все же склонен к тому, чтобы им стать,— это мы все представляем самым ясным образом. Мы осязаем совершенно ясно сущность мещанской натуры, нам знаком своеобразный аромат этой человеческой разновидности совершенно точно. И все же является бесконечно трудным, даже, может быть, невозможным при нынешнем состоянии исследования этой области, указать особые «наклонности», основные черты души в отдельности, которые предопределяют человека как мещанина. Нам придется поэтому удовлетвориться тем, что мы несколько более точно отграничим своеобразную мещанскую натуру и главным образом противопоставим ее натурам, покоящимся на иной основе. (via papalagi).
![Мы вступаем в очередное Темновековье Мы вступаем в очередное Темновековье](/images/main/mi-vstupaem-v-ocherednoe-temnovekove-fdaba8.jpg?from=https://l-stat.livejournal.net/img/userinfo_v8.png?v=17080&v=705)
после чумы, Возрождения и Реформации целое в Европе распалось на гниющие куски, отражением являлся стиль Барокко, в высших слоях в конце сменившийся шаловливым Рококо, кончившийся революцией, но стремление буржуазии стать подобием аристократии прошлого в имперство Наполеонов породило академизм, чудесно выражавший красоту, пока уже массовое городское психе под влиянием искусства Вост.Азии, созданного совершенно иной соц.средой, не потребовало себе место в европейском искусстве чувственности здесь и сейчас независимо от характера чувства - импрессионизм, декадентство, экспрессионизм и т.д., компенсированные модернизмом и реализмом
![Мы вступаем в очередное Темновековье Мы вступаем в очередное Темновековье](/images/main/mi-vstupaem-v-ocherednoe-temnovekove-fdaba8.jpg?from=https://l-stat.livejournal.net/img/userinfo_v8.png?v=17080&v=705)
Г.К.Честертон. Главная польза от чтения великих писателей не имеет отношения к литературе, она не связана ни с великолепием стиля, ни даже с воспитанием наших чувств. Читать хорошие книги полезно потому, что они не дают нам стать "истинно современными людьми".
Nicolás Gómez Dávila. Прошлое мертво, и это оправдывает тех, кого недостаток воображения заставляет предпочитать настоящее, но ничто не извинит того, кто предпочитает современное искусство, когда искусство прошлого живо.
Радикальная разница между людьми проявляется в том, что одни, говоря об удовольствии, возносятся к метафизике, а другие скатываются к физиологии.
Реакционное мышление – это не реакция страха, а реакция на преступление.
![Мы вступаем в очередное Темновековье Мы вступаем в очередное Темновековье](/images/main/mi-vstupaem-v-ocherednoe-temnovekove-fdaba8.jpg?from=https://l-stat.livejournal.net/img/userinfo_v8.png?v=17080&v=705)
Андрей Парибок. В чем мой белорусский народ - хороший, добрый народ? В черте оседлости в Малороссии и в Молдавии были еврейские погромы. Во время гитлеровской оккупации жители Украины и Литвы сразу рьяно набросились на евреев. Эстонцы быстренько превратили свою маленькую страну в judenfrei. В Белоруссии же (тоже черта оседлости) евреев было очень много. Бабушка в Гомеле была гимназисткой. К ним на обобщенные уроки закона божьего приходили поп, ксёндз и раввин. Поровну было учениц.
Но белорусы не соучаствовали в гитлеровских "мероприятиях" никак.
Собственно, в западной половине Белоруссии отличие белоруса (православного) от поляка (католика) совпадало с вероисповеданием. В западной Украине были униаты, литовцы - католики, эстонцы - лютеране
Я не симпатизирую православному вероучению (а прадед был у меня попом в Гомеле), но отдаю должное фактам.
Архиепископ Иоанн. ...«Пацифизм» вне-Божий есть не лучшая форма войны в мире. Нельзя не допустить, что настоящая война с ее траншеями и снарядами и штыками может быть более честным выражением жизни этого мира. Вот отчего война приемлется многими верующими и никто из святых «пацифистически» не отвергал ее. Сам Господь иной раз более благословлял этот узкий путь страданий от войны, и взаимное - вулканическое, почти бесстрастное - убиение людей, чем то состояние лицемерия и эгоизма, в котором заплесневело человечество. Буря оказывалась угоднее Богу, чем тина. И буря исчезнет лишь в метаистории, когда исчезнет и тина.
Кирилл Яковлев. Евреи они вообще евреи, будучи торговцами, их психика всегда предпочитала результаты процессам — вот и выбор (s.election), как операция внимания (души, движимой глубинными потоками духа), иногда называемая абстракцией, стала их всем.
— отсюда и "естественный отбор", как доминирующая биологическая теория, и выборы, как социальная ("демократическая") процедура, и возможность совершать выбор, как мерило свободы, и избранность (и их богоизбранность, и навязанные другим, как раз западным/бритоамериканским/белым людям, мессианство / мессионерство / кресто/цивилизацио/культуро-носцство) и другое (типа "победителей не судят", "компромисс — поражение", "пришёл, увидел, победил").
— вот и (не столь синтез, поскольку это бесперспективный союз, однако) симбиоз.
Да какой там "общий язык"? Арефлексивно-предсознательная манипулятивно-стимулятивная подчинённость-загипнотизированность и положительные подкрепления. А как результат — служа смерти, вымирает и вырождается сам же белый человек, бредя своим исключительным положением.
Вернер Зомбарт. ...Но фризы наложили печать своего характера еще на другой народ, о котором мы также знаем, что он сворачивает на путь (торгашества и мещанско-счетного образа жизни: на голландцев, так что мы, пожалуй, с некоторым правом можем рассматривать фризов как специфический народ торговцев среди германских племен, рядом с которым потом становится на равном праве племя алеманнов, из которого произошел торгашеский народ швейцарцев.
...Таким образом, мы можем установить следующее, имеющее важное значение положение: капиталистический дух в Европе был развит рядом обладавших различным первичным предрасположением народов, из которых три выделяются как специфические народы торговцев среди остальных героических народов: это этруски, фризы и евреи.
...Флорентийцы были сильно смешаны с германской кровью, которая текла главным образом в жилах дворянства; пока оно задавало тон. Флоренция представляла собою картину вполне воинственного города. Мы наблюдаем потом с интересом, как во Флоренции раньше и полнее, чем где бы то ни было, вытравляются из национального тела враждебные господствующему типу элементы. Большая часть дворянства исчезла без внешних принудительных мер: мы знаем, что уже Данте оплакивает гибель многочисленных дворянских родов. А остальные были устранены принудительно. Уже в 1292 г. popolani, т. е. люди с кровью торговцев, добились того, чтобы никакой grande не мог попасть в члены городского управления. Это оказало на дворян двоякое действие: приспособляющиеся элементы отказываются от своего обособленного положения и заносят свои имена в списки dei arti (здесь: ремесленники (итал.)). Другие — как мы должны предположить, те варианты, в которых было слишком сильное сеньориальное самосознание, кровь которых противилась всякому торгашеству,— эмигрировали. Дальнейшая история Флоренции, все усиливающаяся демократическая окраска общественной жизни показывают нам, что уже с XIV столетия мещане были в своем собственном обществе.
Андрей Парибок. Андрей Фурсов сказал как-то о «зловещем интеллектуальном превосходстве» (Карл Поланьи) верхушки НСДАП, благодаря чему те пришли к власти. Тактическое превосходство было налицо.
И в эти дни на той половине земного шара оно самое и случилось. Но как мне объяснил изучивший тему умный человек, у финансистов - а победили финансисты - нет стратегического мышления. Только виртуозное тактическое. У Капитолия сыграна была финальная партия блиц-турнира. Ну и грохнет же всё, когда резервы тактики исчерпаются. Вот ведь политический взрыв кальдеры Йеллоустона будет...
![Мы вступаем в очередное Темновековье Мы вступаем в очередное Темновековье](/images/main/mi-vstupaem-v-ocherednoe-temnovekove-fdaba8.jpg?from=https://l-stat.livejournal.net/img/userinfo_v8.png?v=17080&v=705)
С началом пром.революции на севере стали бурно расти пром.предприятия с машинным производством, особенно машиностроительные, для которых необходимы наемные рабочие, свободно переходящие от одного работодателя к другому, а не рабы, намертво привязанные к хозяину. Именно на такие предприятия с высокой нормой прибыли к середине 19 веке переориентировался капитал северо-востока, который тогда же начал экспансию в Вост.Азию на освоения тамошних необъятных рынков сбыта и сырья.
Т.о. к 1860 г страна оказалась расколота на сельхоз. плантационный рабовладельческий юг и промышленный торг-фин север с большой долей мелких фермеров с совершенно различной ментальностью и сильно мешающих друг другу, что и привело к гр.войне.
но еще через сто лет урбанизация и прогресс университетов (сперва снова на северо-востоке) под влиянием эмиграции 1910-1970 гг из Европы (значительная часть которой состояла из образованных немецких и российских левориентированных либеральных евреев) вызвала трансформацию сознания американской полит.элиты, воспитанной этой новой, неотроцкистской и неомарксистской профессурой в неолиберальном духе при старой потребности в контроле мировой торговли и от нее в мировой гегемонии
Андрей Фурсов. Едва ли речь может идти о воскрешении "старого колониализма" — в истории ни воскресить, ни реставрировать ничего нельзя. Ослабление гегемонии США — процесс очевидный с 1970-х годов. Однако этот процесс развивается не по Валлерстайну, то есть не так, как это происходило в случае с Великобританией и ее мировой гегемонией. Благодаря "холодной войне" США смогли "выковать" такую систему военных союзов, которая обрела свою автономную логику. В результате утрата экономической гегемонии компенсируется иными факторами и в иной сфере. Однако и у военно-политической гегемонии на общезападной "подушке" есть предел — элементарное перенапряжение. События последних лет могут существенно ускорить военно-политическое ослабление США и оставить им в утешение "театральный милитаризм" (О.Тодд).
Приток иммигрантов и наложение экономической поляризации на расово-этнически-религиозные различия обострит социальную и политическую ситуацию в государствах Запада. Это, в свою очередь, может способствовать демонтажу в интересах коренного населения (от верхов до рабочих) демократических институтов, возникших в 1848-1968 гг. и являющихся одной из несущих конструкций капитализма.
«Властным гиперболоидом» стационарных групп может стать главным образом сильное государство, напоминающее праворадикальные западноевропейские режимы 1930-х годов и ЮАР времён апартеида одновременно, отвергающее мультикультурализм и жёстко противостоящее «змею горынычу» финансового капитала, транснациональных корпораций и наднациональным бюрократиям (типа евросоюзовской и натовской), цепными псами которых в противостоянии стационарам-середнякам и их организациям могут стать – и скорее всего так и будет – межнациональные бродячие низы.
Мы имеем дело с формированием невиданного доселе классового противоречия, замешанного не только на классе, но и на расе, нации и религии. Причём это противоречие расколет целые слои, страны и страты, включая мировую верхушку с её клубами и ложами, поскольку нынешний мировой кризис – это и кризис мировой верхушки, её форм организации и методов управления массовыми процессами.
В то же время усилившееся государство, особенно в условиях катастрофы, скорее всего будет переходной формой к иной, постгосударственной форме организации – скорее всего орденско-корпоративного типа (как в XV в. «новые монархии» Генриха VII в Англии и Людовика XI во Франции были переходными формами от феодальной организации власти к собственно государственной). Возможно, по иронии истории последней миссией, «прощальным поклоном» государства станет уничтожение рынка, который оно когда-то и породило – sic transit gloria mundi.
|
</> |