
«Мы рискнули стать современными»


Забытая женщина-арт-дилер, которая защищала Пикассо и Модильяни
В приданом Берты Вейль было 4 тысячи франков, и она не хотела выходить замуж. Брак — это авантюра с неизвестным результатом. У 36-летней парижанки были вещи получше, например, пастель корриды, которую нарисовал неизвестный молодой испанский художник по имени Пабло.
Его работы были дешевыми и достаточно интригующими, чтобы повесить в художественной галерее, которую она только что открыла 1 декабря 1901 года на улице Виктора Массе, 25.
Так использовались деньги, выделенные ей. Она стала кем-то, но не заурядной мадам, коих есть миллионы.

Берта Вейль отдавала свое время, силы и страсть современной живописи. Те, кто увлечен коллекционированием чего угодно, хоть моделей самолетов, поймет страсть, охватывающею душу истинного любителя.
«Она была единственной, кто выставлял неизвестных незнакомых художников, это была очень рискованная коммерческая ставка».

Вейль купила, выставила и продала Пабло Пикассо.
Купил картину коллекционер и издатель газеты Артур Хук за 250 франков.
Сейчас этот Пикассо в коллекции музея Гуггенхайма.

«Эта домашняя еврейская девочка с очками, толстыми, как круглые аквариумы для золотых рыбок», как описал ее биограф Пикассо Джон Ричардсон, много раз выставляла художника-фовиста.
Хук сделал еще одну покупку у Вейль, и это был Анри Матисс. Сделка по выгодной цене в 130 франков - первая в мире продажа дилером молодого художника.
Однако другие коллекционеры не склонны были делать ставку на этих ничтожеств. «Матисс интересовал Лео и Гертруду Стейн», - рассказывает Вейль в автобиографии (1933). «Они не рискнули. «Поверьте мне, купите Матисса, - сказала я им».
(Стейны позже стали крупными коллекционерами Матисса, когда он стал выше статусом).


Анри Матисс
Вейль выставляла этих будущих титанов современного искусства, когда никто другой этого не делал, более чем 400 начинающих художников, включая Андре Дерен, Жорж Брак, Аристид Майоль, Кис ван Донген, Морис де Вламинк, и Сюзанна Валадон.

Упрямая и невысокого роста Вейль отказалась, и офицеры оттащили ее в полицию.
В середине своей 40-летней карьеры она начала посвящать около половины своих выставок женщинам-художникам, включая Эмили Чарми,Гермин Дэвид, Мари Лоренцин.

Андре Дерен
Между 1901, когда она открыла Galerie Berthe Weill, и 1941, когда она его закрыла из-за растущего антисемитизма и начала Второй мировой войны, онау страивала множество выставок.
«Мы рискнули стать современными», - написала дилер в своих мемуарах.
Её риск был восхитителен, но не всегда окупался. По мере того как ее художники становились все более известными благодаря выставкам у Вейль, они оставляли ее магазин и уходили к известным дилерам.
Эти галеристы предлагали стипендии и обеспечение по контракту - расходы, которые Вейль просто не мог себе позволить.

Но она была первооткрывателем. Искусствоведческие свидетельства Вейль были впечатляющими, но ее известность никогда не достигала уровня некоторых ее коллег.

Кес Ван Донген
«Как она выскользнула из истории искусств?» - спросил Паркер, пораженный тем, что Вейль можно не заметить.
«Я пришел к выводу, что это потому, что она бедная, некрасивая и кроткая, я просто думаю, что люди не хотят знать о ней, потому что она не имела большого успеха. Она никогда не делала много денег».

Кес Ван Донген

Сюзанна Валадон

Амадео Модильяни

Амадео Модильяни
После Второй мировой войны Вейль оказалась нищей - деньги еврейская галеристка потратила на укрытие от нацистов.
И тогда художники и галеристы, с которыми когда-то она работала, пожертвовали более 80 работ на сбор средств, чтобы дать любимому дилеру финансовую безопасность в конце ее жизни.
И это многое говорит о женщине, которая всю свою жизнь выводила на передний план неизвестных художников, теперь знаменитых.

25-летие галереи Берты Вейль, 1926 год. Центр Жоржа Помпиду. Предоставлено Марианн Ле Морван.
Незадолго до смерти она написала: она написала: «Бороться! Защищаться! Это история моей жизни.»
Вейль умерла в своей скромной квартире пять лет спустя.
|
</> |