«Мы клевещем, доносим. И опять хотим в клетку»


«Мы клевещем, доносим. И опять хотим в клетку»
Речь Константина Райкина — о цензуре и борьбе государства за нравственность 24 октября руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин выступил на седьмом съезде Союза театральных деятелей России с большой речью против цензуры — и о борьбе государства «за нравственность в искусстве».
Аудиозапись была опубликована в фейсбуке Ассоциации театральных критиков; «Медуза» публикует полную расшифровку речи Райкина.
Сейчас я буду говорить немножко взбалмошно, так сказать. Потому что я с репетиции, у меня еще вечерний спектакль, и я внутренне немножко сучу ножками — я привык заранее приходить в театр и готовиться к спектаклю, который сыграю. И еще как-то мне довольно сложно говорить спокойно на тему, на которую я хочу [сейчас говорить].
Во-первых, сегодня 24 октября — и 105 лет со дня рождения Аркадия Райкина, я вас всех поздравляю с этим событием, с этой датой.
И, вы знаете, я вам так скажу. Папа, когда понял, что я стану артистом, учил меня одной вещи; он как-то в мое сознание вложил одну такую вещь, он называл это — цеховая солидарность.
Это некая этика по отношению к занимающимся одним делом вместе с тобой.
И, мне кажется, сейчас время про это вспомнить всем. Потому что меня очень тревожат — я думаю, как и вас всех — те явления, которые происходят в нашей жизни.
Эти, так сказать, наезды на искусство, на театр, в частности.
Эти совершенно беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные, прикрывающиеся словами о нравственности, о морали, и вообще всяческими, так сказать, благими и высокими словами: «патриотизм», «Родина» и «высокая нравственность».
Вот эти группки оскорбленных якобы людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло очень себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна — дистанцируется.
Мне кажется, что это безобразные посягательства на свободу творчества, на запрет цензуры.
А запрет цензуры — я не знаю, как кто к этому относится, а я считаю, что это величайшее событие векового значения в нашей жизни, в художественной, духовной жизни нашей страны…
Это проклятие и многовековой позор вообще отечественной нашей культуры, нашего искусства — наконец, был запрещен.
И что сейчас происходит?
Я сейчас вижу, как на это явно чешутся руки кого-то — это изменить и вернуть обратно.
Причем вернуть обратно не просто во времена застоя, а еще в более давние времена — в сталинские времена.
Потому что с нами разговаривают наши начальники непосредственные таким лексиконом сталинским, такими сталинскими установками, что просто ушам своим не веришь!
Это говорят представители власти, мои непосредственные начальники, господин [первый заместитель министра культуры Владимир] Аристархов так разговаривает.
Хотя его вообще надо переводить с аристархского на русский, потому что он говорит языком, которым просто стыдно, что от имени министерства культуры так человек разговаривает.
Мы сидим и слушаем это.
Мы чего — не можем как-то высказаться все вместе?
Я понимаю, у нас довольно разные традиции, в нашем театральном деле — тоже.
Мы очень разобщены, мне кажется.
Мы достаточно мало интересуемся друг другом.
Но это полбеды.
Главное, что есть такая мерзкая манера — клепать и ябедничать друг на друга.
Мне кажется, это просто сейчас недопустимо!
Цеховая солидарность, как меня папа учил, обязует каждого из нас, работника театра — артиста, режиссера ли, — не говорить в средствах массовой информации плохо друг о друге.
И в инстанциях, от которых мы зависим.
Ты можешь сколько угодно быть не согласным творчески с каким-то режиссером, артистом — напиши ему смску злобную, напиши ему письмо, подожди его у подъезда, скажи ему.
Но не надо в это вмешивать средства массовой информации, и делать это достоянием всех. Потому что наши распри, которые обязательно будут, будут, творческое несогласие, возмущение — это нормально.
Но когда мы заполняем этим газеты и журналы, и телевидение — это на руку только нашим врагам.
То есть тем, кто хочет прогнуть искусство под интересы власти.
Маленькие конкретные идеологические интересы.
Мы, слава богу, от этого освободились.
Я помню: мы все родом из советской власти.
Я помню этот позорный идиотизм!
Это причина, единственная, по которой я не хочу быть молодым, не хочу вернуться туда опять, эту мерзкую книжку читать.
А меня заставляют читать эту книжку опять.
Потому что словами о нравственности, Родине и народе, и патриотизме прикрываются, как правило, очень низкие цели.
Не верю я этим группам возмущенных и обиженных людей, у которых, видите ли, религиозные чувства оскорблены.
Не верю!
Верю, что они проплачены.
Так что — это группки мерзких людей, которые борются незаконными мерзкими путями за нравственность, видите ли.
Когда мочой обливают фотографии — это что, борьба за нравственность, что ли?
Вообще не надо общественным организациям бороться за нравственность в искусстве.
Искусство имеет достаточно фильтров из режиссеров, художественных руководителей, критиков, души самого художника.
Это носители нравственности.
Не надо делать вид, что власть — это единственный носитель нравственности и морали.
Это не так.
Вообще, у власти столько соблазнов; вокруг нее столько искушений, что умная власть платит искусству за то, что искусство перед ней держит зеркало и показывает в это зеркало ошибки, просчеты и пороки этой власти.
А не за то платит власть, как говорят нам наши руководители:
«А вы тогда и делайте. Мы вам платим деньги, вы и делайте, что надо».
А кто знает?
Они будут знать, что надо?
Кто нам будет говорить?
Я сейчас слышу:
«Это чуждые нам ценности. Вредно для народа».
Это кто решает?
Это они будут решать?
Они вообще не должны вмешиваться.
Они должны помогать искусству, культуре.
Собственно, я считаю, что нам надо объединиться.
Еще раз говорю: нам надо объединиться.
Нам надо плюнуть и на время забыть о наших художественных тонких рефлексиях по отношению друг к другу.
Мне может сколько угодно не нравиться какой-то режиссер, но я костьми лягу, чтоб ему дали высказаться.
Это я повторяю слова Вольтера вообще.
Практически.
Ну, потому что такие качества высокие человеческие у меня.
Понимаете?
А вообще, на самом деле, если не шутить, то мне кажется, это все поймут.
Это нормально: будут несогласные, будут возмущенные.
В кои-то веки наши деятели театра встречаются с президентом.
Это встречи такие — нечастые.
Я бы сказал, декоративные.
Но все-таки они происходят.
И там можно решить какие-то серьезные вопросы.
Нет.
Почему-то и здесь начинаются предложения установить возможную границу трактовки классики.
Ну зачем президенту-то устанавливать эту границу?
Ну зачем его в эти дела…
Он не должен вообще этого понимать.
Он не понимает — и не нужно ему понимать.
И вообще, зачем устанавливать эту границу?
Кто на ней будет пограничником?
Ну не надо это…
Пусть ее трактуют…
Кто-то будет возмущен — замечательно.
У нас вообще в театре происходит масса интереснейших вещей.
И масса интересных спектаклей.
Ну, масса — я называю, когда много.
Я считаю, это хорошо.
Разных, спорных, прекрасных!
Нет, мы опять почему-то хотим…
Мы друг на друга клевещем, доносим иногда — прямо вот так, ябедничаем.
И опять хотим в клетку.
В клетку-то зачем опять?
«Чтоб цензура, давайте!»
Не надо, не надо!
Господи, что же мы утрачиваем и сами отказываемся от завоеваний?
Что же мы иллюстрируем Федора Михайловича Достоевского, который говорил:
«Только лиши нас опеки, мы тут же попросимся обратно в опеку».
Ну что же мы?
Ну неужели он такой гений, что и на нас настучал на тыщу лет вперед?
Про наше, так сказать, раболепство.
Я предлагаю: ребята, нам нужно внятно высказаться по этому поводу.
По поводу этих закрытий, а то мы молчим.
Почему мы молчим все время?
Закрывают спектакли, закрывают это…
Запретили «Иисус Христос — суперстар».
Господи!
«Нет, кого-то это оскорбило».
Да, оскорбит кого-то, и что?
И церковь наша несчастная, которая забыла, как ее травили, уничтожали священников, срывали кресты и делали овощехранилища в наших церквях.
Она начинает действовать такими же методами сейчас.
Значит, прав был Лев Николаевич Толстой, который говорил, что не надо соединяться власти с церковью, иначе она начинает не богу служить, а власть обслуживать.
Что мы в большой степени наблюдаем.
И не надо (неразборчиво), что церковь будет возмущаться.
Ну, ничего!
Не надо сразу закрывать все.
Или, если закрывают, надо реагировать на это.
Нам вместе.
Вот попытались там что-то сделать с Борей Мильграмом в Перми.
Ну, вот как-то мы встали дыбом, многие.
И вернули его на место.
Представляете?
Наша власть сделала шаг назад.
Совершая глупость, сделала шаг назад и исправила эту глупость.
Это потрясающе.
Это так редко и нетипично.
Мы сделали это.
Вместе собрались и вдруг высказались.
Мне кажется, сейчас, в очень трудные времена, очень опасные, очень страшные; очень это похоже…
Не буду говорить, на что. Но сами понимаете.
Нам нужно вместе очень соединиться и очень внятно давать отпор этому.