Мы еще повоюем
sergeytsvetkov — 04.06.2020История древности — это по преимуществу история войн. Война не просто сопутствовала жизни древних обществ, она была неотъемлемым и, без преувеличения, наиболее важным способом социального взаимодействия, ключевым фактором бытия.
«Мирные дикари» — всего лишь пасторальная идиллия, преследующая так называемые цивилизованные народы на протяжении почти всей их истории. На самом деле, детство человечества прошло отнюдь не в детской комнате, а на полях сражений. Согласно археологическим исследованиям доисторических стоянок в Европе, Северной Америке и Северной Африке, самые ранние случаи группового боя датируются XII тысячелетием до н.э., а вооруженные столкновения между индивидами имели место еще в неандертальскую эпоху . Дикарь, варвар жил войной и для войны. Он творил историю единственно доступным ему способом, — сжигая города и поселения, истребляя племена и народа, стирая с лица земли государства и цивилизации. Следы его деяний большей частью уже упрятаны в земные недра, но об этих разрушительных победах громогласно вопиют — то с радостью, то с ужасом — сотни тысяч разноязыких страниц анналов, хроник и летописей, несчетные мириады легенд, преданий, мифов, поэм и песен. В древней литературе, устной и письменной, безраздельно царит суровый образ Воина, готового без устали разить врага и погибнуть в пьянящем исступлении битвы.
Подавляющее большинство (около 95%) всех известных в истории обществ прибегали к войне как средству разрешения внешних или внутренних конфликтов. По некоторым подсчетам, за последние пять с половиной тысячелетий произошло приблизительно 14 500 войн, в которых погибло более 3,5 миллиардов человек, а количество этносов сократилось с 17 000 до 2011. Причем, наиболее кровавым был именно древнейший период (первобытная эпоха, античность, средневековье), тогда как четырехсотлетний период новой и новейшей истории (1600–2010 годы), с его колониальными захватами, Тридцатилетней войной, Карлами XII, Фридрихами II, Наполеонами, Бисмарками и двумя мировыми войнами, обошелся «всего» в 125–130 миллионов человеческих жизней (Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты). М., 1994. С. 255. Правда, методика подсчета мне не известна. Верить тем цифрам потерь, которые зачастую содержат древние хроники, разумеется, нельзя).
Что касается нашей страны, то сайт «Военная история России» утверждает, что с IX по начало XXI века Россия приняла участие в более чем в 70-ти войнах и других различных локальных вооруженных конфликтах.
Впрочем, эта цифра явно занижена. Скажем, И.А. Ильин в статье «О России» замечает: «Соловьев насчитывает с 1240 г. по 1462 г. (за 222 года) — двести войн и нашествий. С четырнадцатого века по двадцатый (за 525 лет) Сухотин насчитывает 329 лет войны. Россия провоевала две трети своей жизни».
Так что не случайно одна из самых популярных поговорок в России гласит: «Ничего, мы еще повоюем».