![](/media/images/top/preview/img-fotki-yandex-ru-get-5624-205034419-6-0_b03f1_8fe76aef_XL.jpg)
Мы будем более лучше делать самолеты...
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Мы будем более лучше делать самолеты...](http://img-fotki.yandex.ru/get/5624/205034419.6/0_b03f1_8fe76aef_XL.jpg.jpg)
В интернетах есть такая особая дисциплина под названием "авиасрач". Сим постом я невольно приму участие в "специальной олимпиаде", хотя мне просто хотелось поделиться с вами приятной новостью, которая заключается в следующем:
«Авиаприбор-холдинг», входящий в концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Госкорпорации Ростех, заключил с Минпромторгом контракт на изготовление опытных образцов бортового оборудования (БРЭО) для моделей перспективных российских самолетов МС-21.
К 2016-2017 годам доля отечественного БРЭО в этих воздушных судах достигнет не менее 70-80% в денежном выражении. Чем именно эта новость приятна я объясню чуть позже, а пока обратимся к истории и немного освежим в памяти процесс работы над проектом "Sukhoi Superjet".
Ни для кого не секрет, что самолет состоит из импортных комплектующих чуть более чем наполовину, если точнее, то доля зарубежных материалов, оборудования и сырья составляла в разные года от 55,4% до 53,77%. Почему так получилось? Тут есть две причины.
Первая заключается в технической отсталости нашей страны, пережившей 90-е. Когда Россия начинала создавать Суперджет, она столкнулась с проблемой: промышленные предприятия страны оказались попросту неспособны принять участие в конкурсе на создание систем для самолета.
Вторая причина коммерческая. Для того, что б окупить проект по созданию самолета такого класса, объемов внутреннего рынка не хватит. Соответственно, надо думать о том, что б продавать Суперджеты за границу. Для этого надо делать машину изначально и под отечественные стандарты, и под европейский сертификат EASA. Конечно, это не гарантирует того, что Германия, скажем, или Франция, бросятся покупать наши летательные аппараты, но евросертификат признаётся почти во всём мире, и его наличие предоставит возможность попытать счастье на рынках Азии, Африки и Латинской Америки.
В общем, как ни крути, но без импорта не обойтись. Суперджет, конечно, не военная машина и, в общем-то нет ничего зазорного в использовании технологий зарубежных коллег. Однако, когда все свое, оно и обходится подешевле, и новые рабочие места возникают, ну и если кто чувствительный (я например), гордость за отечественного производителя появляется.
Ростех это тоже понимает, потому поставил соответствующую задачу своему холдингу КРЭТ по ближне-среднемагистральному самолету МС-21 и подкрепил ее контрактом на 2,33 млрд рублей. Для МС-21 удалось создать практически полностью "российский борт". При минимальной доработке эта система может устанавливаться и на другие виды техники – на вертолеты, например.
Промышленные цепочки нашего авиастроения постепенно восстанавливаются, и не исключено, что через некоторое время уже мы будем поставлять зарубежным компаниям начинку для кабины пилота – по-моему, в это никто не поверил бы еще года два назад. У иностранных партнеров даже есть вполне четкие запросы:
К ряду разрабатываемых систем и приборов уже проявляют интерес зарубежные компании. Речь идет, в частности, о системах технического зрения, навигационных средствах, интеллектуальных индикаторах и кабинных пультах.
И теперь самое приятное, как я и обещал, что касается финансовых перспектив производства отечественного бортового оборудования, то они оцениваются примерно в 25-30 млрд рублей в год. Согласитесь, это не плохо для высокотехнологичного промышленного сектора, который пришлось заново строить почти с нуля при чем в очень сжатые сроки.