рейтинг блогов

Метаморфозы в сложный период

топ 100 блогов yuripasholok15.07.2020 В начале 30-х годов у Джона Уолтера Кристи был совсем не нулевой шанс подмять под себя американскую танковую программу. Его Convertible Medium Tank T3 имел очень неплохие шансы для того, чтобы стать основной боевой машиной и для пехоты, и для кавалерии. Конечно, минусом была высокая цена, кроме того, очень сильно подгадил экономический кризис, который оставил американских военных без денег. Но на самом деле даже не это стало главной причиной провала. Представьте себе ситуацию, что вам нужно пальто, за ваши деньги, а исполнитель сделал хорошую, но жилетку, причем настойчиво убеждает, что вам нужна жилетка. Так вот, а теперь представьте, что вам предлагают танк, вроде перспективный, испытатели аж повизгивают от восторга, но он вообще изготовлен вне тактико-технических требований. Что еще хуже, исполнитель в виде U.S. Wheel Track Layer Corporation наотрез отказывается сделать из по сути легкого двухместного танка полноценный средний танк, который хотел Департамент Вооружений.
Последней каплей стало то, что Джон Уолтер Кристи увлекся летающим танком, который, по его мнению, делал все остальные танки бесполезными игрушками. Продвигать он эту бурную фантазию начал в 1932 году, причем казалось, что не такая уж это и фантазия. В отличие от M.1931, новый танк, известный как M.1932, не имел башни — вооружение, состоявшее из 75-мм гаубицы M1920, расположили в каземате аналогично носовой пулемётной установке на M.1928. В качестве силовой установки применялся новейший авиационный двигатель Hispano-Suiza 12Y, развивавший мощность 750 л.с. С этой силовой установкой на испытаниях танк показал максимальную скорость 96 км/ч, при этом M.1932 двигался на гусеницах. На колёсном же ходу скорость оказалась просто фантастической — 190 км/ч! Естественно, Кристи пытался свою машину продвигать через друзей в Конгрессе, но военных эта игрушка не заинтересовала от слова совсем. И в данном случае Департамент Вооружений был абсолютно прав. С учетом того, что из себя представлял танк, он бы просто "перед смертью устал".
Результат данных действий оказались немного предсказуемыми. В 1933 году U.S. Wheel Track Layer Corporation, уже находясь на пороге банкротства, предложила Airborne Combat Car M.1933. Это была шестикатковая боевая машина (из них два центральных катка снимались), которая должна была подвешиваться под брюхом военно-транспортного самолёта или бомбардировщика. Вот только достойного носителя не оказалось, а боевые возможности машины выглядели еще более сомнительными. Годом спустя U.S. Wheel Track Layer Corporation признали банкротом. Отчасти положение спас новый партнер Кристи - бизнесмен Уильям Бигли, который являлся большим его поклонником. Впрочем, на время о новых танках пришлось забыть: потенциальным клиентам предлагались только эскизы танков, всё еще авиадесантных. И даже после того, как англичане заинтересовались его танками, было построено всего две новых машины. Из них одна, Airborne Tank M1937, далее неоднократно переделывалась.

Появление Airborne Tank M1937 стало результатом того, что англичане купили так и не востребованный американскими военными Convertible Medium Tank M1931. Его тесты прошли успешно, на этом фоне Кристи решил, что англичане заинтересуются и новыми разработками. Базой для нового танка стал Airborne Tank M1936, ставший переосмыслением конструкции ходовой части. Во-первых, теперь упругие элементы подвески располагались под наклоном, что позволило снизить высоту корпуса (это решение первым применил Гладеон Барнс, так что новатором Кристи уже не был). Во-вторых, танк был чисто гусеничным. Отказ от колесно-гусеничной схемы выглядел логичным. При боевой массе 6,5 тонн мотор Curtiss D-12 мощностью 430 лошадиных сил обеспечивал феноменальную удельную мощность 66 л.с. на тонну. Кроме того, Кристи создал достаточно прочную (на самом деле, как показали испытания M1936 в 1941 году, недостаточно прочную - традиционные поломки крепления ленивца никуда не делись) ходовую часть. Имея такой базис, был создан тот самый танк в расчете на англичан. Машина существенно отличалась от M1936 с точки зрения корпуса, при этом боевая масса снизилась до 6 тонн (при том же моторе). Еще одним существенным отличием стало использование в подвеске в паре со свечой (пружиной) параллельно установленного амортизатора. Такое решение делало подвеску Кристи значительно совершеннее, поскольку амортизатор быстро гасил колебания танка при разгоне и торможении.

Метаморфозы в сложный период
Airborne Tank M1937, тестовая лаборатория. На фото присутствует и сам Кристи (в цилиндре).

Несмотря на то, то вообще генерал Мартель хотел, прежде всего, крейсерский танк, предложение Кристи об испытаниях Airborne Tank M1937 было одобрено. В 1937 году танк отправился в Англию, туда же направился и Кристи. Правда, Morris Motor Company, в 1938 году превратившейся в многопрофильный концерн Nuffield Mechanization & Aero, скорее рассматривала танк как носитель технологий. Кроме того, Кристи очень хотел, за счет англичан, поправить своё финансовое положение, запросив 320 тысяч долларов США. Сумма просто запредельная, позиция "очень денег надо" снова подвела талантливого конструктора, но незадачливого менеджера. Нет, что-то у него получилось, на часть элементов Airborne Tank M1937 он смог продать патенты, но не более того. Не помогли и испытания Airborne Tank M1937 в Фарнборо. На них танк развил феноменальную скорость на гусеницах - 102,5 км/ч. Но все прекрасно понимали - тестовая лаборатория и танк - это две большие разницы. Посему в 1938 году танк вернулся обратно. United States Convertible Systems Inc, как называлась совместная компания Кристи и Бигли, продолжила "окучивать" военных, но уже американских. Так на свет появился немного измененный вариант танка - M1938. За счет облегчения шасси масса снизилась до 5 тонн, но особого интереса данная машина не вызвала. Да, ее испытывали, причем вполне публично, но Департамент Вооружений и так имел вполне базис для танков, а на авиадесантную машину им было по-барабану.

Метаморфозы в сложный период
Airborne Tank M1938 на испытаниях, которые были скорее демонстрацией возможностей. Особо военных не заинтересовавших.

Надо сказать, что сам Кристи, как и его сын Эдвард, с хронологией и индексами путаются. Например, у них нет как класса M1937, а по другим танкам каша. Вплоть до того, что якобы M1936 был переделан в M1938, чего не может быть в принципе. Дело в том, что M1936, под индексом Bigley-Christie Tank, в конце апреля 1941 года находился на Абердинском полигоне. Что еще интереснее, в "официальной" хронологии отсутствует еще одна машина, которая также тестировалась на Абердинском полигоне. Иногда ее называют Airborne Tank M1941, но в переписке он именуется как Bigley Gun Motor Carriage. На самом деле это уже вторая итерация M1937, созданная в расчете на конкурс по созданию легкого истребителя танков GMC T42. На самом деле это всё то же шасси, но с "обмыльным колпаком". Тестировали Bigley GMC весной 1942 года, выявив, что ничего особенного машина не представляет. Смысла в ней не было никакого, поскольку вообще непонятно, как на ней ставить оружие.

Метаморфозы в сложный период
Bigley GMC, очередная итерация M1937

В последний раз данное шасси использовали во всё том же 1942 году, сделав макет авиадесантного танка, но было уже понятно, что Light Tank T9 разработки Marmon-Herrington явно лучше. Собственно говоря, это была последняя разработка Кристи, больше похожая на метания "хочу сделать хоть что-нибудь". Как обычно, без вписывания в ТТТ и с понятными результатами.

Статья к 155-летию Кристи: https://warspot.ru/17277-pereotsenyonnyy-yubilyar

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Посмотрел  бы в дрезину за зимней балкой, пробирался бы через дневной городишко - словно тело накачивают качалкой, словно тащит затаскиванье и крышка... словно всё состоялось и состоится - выше шеи накачивает ягодицы. И тревожит кого правота захваченная? ...
Со времен рождения ребенка сон для меня стал - мечтой. Поспать подряд 5-6 часов для меня стало реальностью только когда ребенку было уже больше двух лет и в моей жизни появился человек, который вставал к ней по ночам. Сейчас 5-6 часов стали для меня нормой, хотя я понимаю, что норма для че ...
Привет всем! Мы в сентябре приезжаем в Израиль. Точнее в кибуц под Хайфу (какой пока не знаем). У нас сын , на тот момент будет 11 мес. Подскажите, что и как в садах происходит, чем кормят, как приучают к горшку (мы уже иногда просимся). И вообще, расскажите про сады в ...
Если отойти от центра города, можно увидеть знаменитую архангельскую деревянную архитектуру, в небольшом количестве и только то, что от неё осталось. Пока. Вероятнее всего, скоро она будет утрачена. Смотрим? ...
Из Сирии идут сообщения о том, что кризис, вызванный попыткой курдов как-то вырулить из-под третьей военной операции Турции, пока не разрешен. Курды обратились к Асаду с предложением передать ему Манбидж раньше, чем в него войдут протурецкие боевики и турецкие военные. Асад начал ...