Дополнительное усиление
yuripasholok — 14.07.2020 Одним из крайне немногих танков, которые выпускались англичанами во время войны и не вызывали уж совсем противоречивых чувств, оказался Churchill. Начав свою карьеру с, откровенно говоря, конфуза, дальше эти танки всё же смогли реабилитироваться. Сначала это случилось в Тунисе, где выяснилось, что танк вполне может работать как машина тяжелого класса, да еще и способна ползать по очень крутым склонам. Не менее интересно выглядело и боевое применение данных танков на советски-германском фронте. К нам, как и в в Тунис, шли танки, прошедшие капремонт. Так вот, при ряде недостатков эти боевые машины показали не хуже, чем тот же КВ-1с. При сходной броневой защите данные танки не сильно уступали в скорости (а средняя скорость по шоссе даже была ВНЕЗАПНО выше), а по вооружению и вовсе превосходили "облегченный" советский тяжелый танк. Кстати говоря, на Прохоровке, годовщина которой была позавчера, это был едва ли не лучший советский тяжелый танк. И не так уж плохо он выступил.Именно неплохой боевой итог применения в Северной Африке стал причиной того, что Churchill оказался единственным английским танком, который было решено оставить в частях второй линии. Самой массовой версией при этом стал Churchill Mk.IV, выпущенный тиражом в 1622 танка. Также изготовили 241 Churchill V с 95-мм гаубицей, плюс 200 Churchill VI, главным отличием которых стала установка 75-мм орудия QF Mk.V. При этом нередко Churchill IV и Churchill VI путают, поскольку первый, в ходе модернизаций, также получил 75-мм орудие. Эта троица так и осталась до конца войны самой массовой, и это несмотря на то, что некоторым танкам к к тому моменту было по 2-2,5 года. В общем-то, это скорее говорит о том, что выбирать англичанам оказалось не из чего, но тем не менее. Практика показала, что данные боевые машины вполне имеют запас по модернизации, касалось это и броневой защиты. То же самое происходило и с Churchill III, которые также провоевали до конца войны. Самое интересное, что при этом модернизация (точнее, модернизации) проходили неоднородно.
Как и другие английские танки того периода, Churchill собирался на заклепках и болтах. В принципе, это ему не очень-то сильно мешало, учитывая приличную броневую защиту. Сама по себе броня у него была крайне своеобразной. Вроде 89 мм, но на самом деле где-то и 152 мм, она у этого танка была слоёной (для англичан это вполне норма). Собственно говоря, усиление брони более позднего Churchill VII заключалось в том, что там вместо слоёного пирога во лбу сделали нормальные, монолитные листы, что несколько улучшило ситуацию со стойкостью лобовой брони. Но в целом разница оказалась не столь существенной, зато масса стала выше, а заодно и снизилась подвижность. Кстати, эти отчасти объясняется, почему Churchill VII был менее популярен, и скорее использовался как огнеметный танк.
Churchill III-VI имели одинаковые корпуса, которые, в принципе, имели неплохую защиту.
Собственно говоря, проблем у Churchill III-VI было две. Первая - это башня, имевшая толщину брони 89 мм по периметру. С учетом неоднородности лобовой брони, в некоторых местах корпус оказывался толще, чем башня (в этот момент немцы и их Pz.Kpfw.IV начали грустно смеяться). Вторая - борта были уже тонковаты. Что еще хуже, в них пехотному танку прилетало с завидной регулярностью. Собственно говоря, именно их и решили усиливать. Часть танков разных версий получили дополнительные броневые листы толщиной 20 мм. Самое комичное, что на танки, собранные на болтах и заклепках, эти самые листы приваривали. Ну а куда деваться, происходил данные процесс в момент, когда сварка, наконец, дошла до широкого использования. При этом тот же Churchill VII продолжали частично клепать (англичане - они такие, загадочные). Как выглядели эти дополнительные листы, хорошо видно на примере Churchill III, который сейчас стоит в Бовингтоне. Стоит сразу же отметить, что лишь часть машин получила такое усиление. Остальные продолжали щеголять со старыми бортами.
Дополнительное усиление бортов на примере Churchill IV AVRE
На этом, как выяснилось, дело не закончилось. Английский историк Эд Френсис нарыл в архивах еще одну интересную штуку. На Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW) сделали еще более радикальную модернизацию корпуса, поставив лобовой лист от Churchill VII. Теоретически, такая модернизация позволяла неплохо поднять броневую защиту лба, поскольку пулеметная установка на Churchill III-VI была уязвимым местом.
Модернизация от MCCW
Обстреливали корпус большой модернизации английскими орудиями - 6-фунтовыми, 25-фунтовыми и 17-фунтовыми. Вот как раз результаты данных обстрелов заставили слегка приуныть. Во-первых, борта всё еще пробивались, хотя надо всё же признать - они скорее защищали от Pak 40 и танковых версий данного орудия. А вот со лбом явный конфуз. 17-фунтовка его пробила, а ведь 7,5 cm KwK 42 L/70 имела очень схожие ТТХ. Это к вопросу о то, что держал на самом деле лоб Churchill VII. Так что усиление бортов в серию пошло, а вот новый лоб - уже нет.
"Поломаты, несите другой"
https://www.facebook.com/ed.francis.524/posts/10156471720167467
Собственно говоря, результаты данных тестов во многом объясняют, почему усиление бортов было явлением не то, чтобы очень частым. Конечно, шансы выжить вырастали, но не столь и сильно. А подвижность даже для такого танка вполне важна.
Churchill в Красной Армии: https://warspot.ru/9660-britanskiy-premier-v-sssr
|
</> |