Мэрзость
you_gir — 22.01.2010 .Два мэра Москвы – бывший и нынешний – тиснули в «МК» статейку с обличениями покойного Егора Гайдара. Сам по себе факт мерзостен: один в ударные сроки развалил московское городское хозяйство, другой так наварился на «диком капитализме», что ему теперь с Тверской, 13 только в Лефортово…
Но, как заметила Даша Митина, важнее не «кто», а «что». А что?
Что написано?
В начале текста – слезоточивые истории про то, как Гайдар плевал на стариков и детей. Ни подтвердить, ни опровергнуть. Но настроение создает.
Затем – опровержение тезиса о том, что Гайдар спас Россию. Мол, не он один был готов. И впечатляющий список кандидатов на лидерство: «Был Григорий Явлинский. Был Аркадий Вольский. Был Руслан Хасбулатов. Был Юрий Скоков. Потом нашелся Виктор Черномырдин». Вы знаете эти фамилии? Вы правда верите, что кто-то из них мог быть лучше? Например, Руслан Имранович…
И – страшная правда: «Гайдара со всей силой толкал к рулю Ельцин». «Гайдар ждал, когда во главе КПСС появится силовик, способный реализовать гайдаровскую модель шокового перехода к рынку», - обличают мэры. И объясняют, почему Ельцин согласился стать таким силовиком: «Гайдара усиленно навязывали Ельцину США».
Проханов нервно курит в углу.
А дальше начинаются открытия: «Гайдар исступленно верил в свою теорию: после нескольких месяцев шока заработает рынок, и все утрясется». Расчет на то, что читатели «МК» не читают Гайдара. Который во всех своих – опубликованных, блин! – работах писал, что они всей командой прекрасно понимали, что переход будет долгим и болезненным. И брались за него, понимая, что на них повесят всех собак… Это как раз Попов, Явлинский и подобные заявляли, что у них есть рецепт, как сделать все быстро и хорошо. Явлинскому, слава Богу, попробовать не дали. А вот Попов на городе попрактиковался, да…
И еще: «Вопреки еще одному мифу — что Гайдару не дали закончить, — все свои планы он реализовал». Далее – перечень развалившегося в 90-х годах. Доказательств того, что это входило в планы Гайдара нет. Но Гайдар был? Был. Развалилось? Развалилось. Значит, он так и планировал…
«Провал гайдаровской модели был предопределен тем, что она была неправильной теорией и не соответствовала фундаментальным реалиям выходящей из социализма России», - заявляет мэрский тандем. И подтверждает свой тезис разоблачением монетаризма. Из чего следует уверенный вывод, что Гайдар неправ, потому что монетарист.
Только вот Гайдар себя монетаристом не считал. Фридмана уважал, монетарные методы почитал – но себя к этому учению не причислял. Мимо.
Дальше тоже много сказочного:
«Модель Гайдара не учитывала монополизма подавляющей части предприятий советской экономики». Гайдар натер мозоль на языке и на пальцах, говоря и расписывая трудности, связанные с монополизмом советской экономики.
«Модель Гайдара не учитывала, что одну треть жизненно важного россияне получают не по линии зарплаты». В смысле, должен был сохранить эту практику? Или не знал? Вполне знал, много об этом говорил и писал. Только считал, что она вредная и должна быть изменена. Неправильно считал?
И еще много чего не учитывала модель, приписанная Гайдару.
«В модели Гайдара никакой державной роли России не предусматривалось». Тут Гайдар с командой правда прокололись: они политическую часть вообще проигнорировали (собственно, единственная настоящая претензия к ним – именно в этом). Но именно – вообще игнорировали. Ни о какой роли – державной, колониальной, прочей – не думали. Психологически легко понять – когда горит дом, не до мыслей о соседях… Но – ошибка. Которую мудрые мэры спустя 20 лет легко разглядели.
«Тут требовалась приватизация нового типа. А что предложил Гайдар?». А что он мог предложить? Приватизационная программа в окончательном виде – продукт деятельности не столько правительства, сколько Верховного Совета. Главное, что протолкнули Гайдар и Чубайс – приватизировать побыстрее. Иначе процесс вообще мог не пойти.
«При гайдаровском силовом внедрении рынка возникал слой собственников, сформировавшийся без борьбы в рыночной конкуренции, без публичного контроля». А каких еще? Откуда могли взяться другие? Субъекты рынка требовались срочно, а легальной конкуренции до 1992 года не было в принципе. Из каких закромов их следовало извлечь?..
«Можно ли было смягчить пусть даже неизбежную жесткость? Разумеется, да». Мне нравится это «разумеется». Особенно из уст гг. Попова и Лужкова. Первый сделал «витринный город» СССР пустыней, второй создал блистательную авторитарно-коррупционную систему. И эти люди…
Нет, Даша, важно, кто говорит.
«Гайдар — символ чудовищного разлома несправедливости и бесчеловечности, зеркало того антинародного, номенклатурно-олигархического выхода из социализма, который был навязан России в начале 1992 года», - констатируют мэры.
Продолжим: Попов и Лужков – символ гнуснейшей человеческой низости, зеркало того омерзительного состояния, в которое они и им подобные обратили российскую элиту в конце ХХ века.
.