Закончился период осени, когда речная вода была особенно
прозрачной, краски природы угасли вместе с листвой растений,
улетели стаи перелетных птиц, выпал белый снег. Потянуло на
философские размышления о сущности бытия. Уверен, что думы о
смысле и цели жизни посещали и посещают многих людей после прожитых
40 лет. Я не стал здесь исключением.
Толчком нынешних размышлений выступил живописный диптих
"Новобрачные"- "Мертвые любовники", он был создан около 1450
года неизвестным автором. По манере письма искусствоведы
приписывают это зловещее средневековое полотно анонимному
"Мастеру из Ульма".
В настоящее время половина картины хранится в Музее
изобразительных искусств, Страсбург, Франция.
Вторая часть картины находится в Кливленде, США.
На первой створке живописного диптиха мы видим пару молодых
людей, запечатленных сразу после обручения. Счастливые влюбленные
молодые люди одеты, и именно этот факт указывает нам на символику
телесной наготы в религиозном искусстве.
В христианской религиозной живописи Средневековья обнаженные
тела изображали не с целью вызвать у зрителя сладострастные
ощущения. Это случится позже, с приходом искусства Нового времени.
В Средневековье людская нагота символизировала бедствие, болезнь,
смерть. Переход в тот мир, где человеку никакая одежда уже не
потребуется. И наоборот, чем больше и нарядней одежды на фигурах
людей рисовал художник, тем более счастливыми и здоровыми
представлялись они зрителю.
Мне этот средневековый диптих символически говорит, что
все на свете временно, все течет и все изменяется. Что все
люди без исключения, в конечном счете из счастливых
молодых новобрачных любовников становятся теми, кто
изображены на диптихе справа, и уже на веки вечные.
Известно, что современное всеобщее старательное
приукрашивание человеческого тела одеждами, косметикой,
татуировками и даже рельефными мышцами. Думаю, что
на самом деле это лишь достойный уважения легкий флер, что
покрывает нашу истинную сущность случайно собравшихся вместе атомов
белковых тел.
Но надо ли впадать в уныние из-за скоротечности бытия? Ни в
коем случае! "Пока мы живы, смерти нет, а смерть есть, нас нет",
так говорил Эпикур, философ Древней Греции.