"Мертвая дорога". Проехали по следам 501 стройки Трансполярной магистрали.
bepowerback — 11.03.2020
Между Салехардом и Надымом находится одна из интереснейших железных
дорог России, именуемая как 501-стройка. Это несбывшийся
легендарный проект Сталина Трансполярной магистрали (в официальных
документах она именовалась Великим Северным железнодорожным путем),
которая должна была связать берега Баренцева моря с побережьем
Охотского моря и Чукотки. Как и все крупные стройки того времени,
она также не обошлась без участия ГУЛАГа, но т.к. этот объект
находится в достаточно труднодоступном месте и далеко от людей,
многое до сих пор там сохранилось, в том числе сама заброшенная
дорога с техников, бараки заключенных и лагерные вышки
надсмотрщиков, тем она и интересна.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/bepowerback/mertvaia-doroga-proehali-po-sledam-501-stroiki-transpoliarnoi-magistrali-5e559d3b6617c37cfdda647c

В Салехарде есть и мемориал печально известной 501-стройке - «Мёртвая дорога» — это мемориал, посвящённый жертвам сталинских репрессий. Он установлен в память тех людей, которые погибли, строя в 1947 году транспортную магистраль.

Локомотив 1940-х годов установлен в 2003 году около Салехарда, где расположена заброшенная железная дорога

Он стоит в том месте, где и проходила железнодорожная колея. Также можно проследить следы железной дороги от памятника до взлетно-посадочной полосы аэропорта и даже дальше до берега Оби, где летом был паром, а зимой ледовая железнодорожная переправа.

Рельсы паровоза Эм 711-26 резко обрываются, символизируя оборванные, переломанные судьбы пострадавших людей.

Далее мы отправились в сторону Надыма, куда шла трансполярная магистраль, а вдоль нее зимник, но зимником это сейчас назвать сложно, дорога становится постепенно круглогодичной и скоро соединит эти два города. Из 300 километров треть (от Салехарда) - асфальт, треть (от Надыма) - отсыпка, и лишь треть посредине остаётся собственно зимником, раскисающим в оттепель, который проходит в непосредственной близости от железной дороги, а частично и по ней самой.


На этом участке должно было быть 5 станций, 34 разъезда и столько же лагерей, 350 мостов и дренажных арок, которые выглядели вот так.

Пожалуй самый частый элемент этой магистрали.


Просеки даже спустя столько лет очень хорошо виднеются.

Иногда зимник проходит по самой бывшей железной дороге.


Семафоры

И лагерные вышки. Удивительно, что они простояли столько десятков лет

Но есть в этой колоссальной стройке несколько вопросов, ответов на которые нет до сих пор.
Во-первых, прокладывалась трансполярная магистраль в авральном порядке без проекта и с грубейшими ошибками (куда и зачем спешили?): насыпи размывались и давали просадки, вечная мерзлота местами вытаивала, заставляя едва ли не каждый сезон проводить капитальный ремонт, а вместо заявленных 40км/ч поезда, рискуя сойти с рельсов, едва выжимали 15.


В-третьих, стройку свернули буквально через пару недель после смерти Сталина в марте 1953 года, потратив к тому моменту уже около 42 млрд советских рублей. Как заключённых, так и вольнонаёмных рабочих в экстренном порядке вывезли, а это десятки тысяч человек. Сооружения и немалую часть техники так и бросили гнить по лесам и тундрам.

Ставим лайк и подписываемся на мой канал: https://zen.yandex.ru/bepowerback
Источник: https://zen.yandex.ru/media/bepowerback/mertvaia-doroga-proehali-po-sledam-501-stroiki-transpoliarnoi-magistrali-5e559d3b6617c37cfdda647c
|
|
</> |
Как повысить узнаваемость компании с помощью digital-инструментов
В 1940 году моя бабушка Катя не понимала - кто такие нацисты и кто такой Гитлер
Япония, день 2 - Нара
Унылая пора
Отзывы на годовые расклады
То снег , то дождь ...
«Когда сила чумы стала расти...»
10 продуктов, которые категорически противопоказаны КОШКАМ
Пять пудов любви

