"Мертвая дорога". Проехали по следам 501 стройки Трансполярной магистрали.

топ 100 блогов bepowerback11.03.2020 Между Салехардом и Надымом находится одна из интереснейших железных дорог России, именуемая как 501-стройка. Это несбывшийся легендарный проект Сталина Трансполярной магистрали (в официальных документах она именовалась Великим Северным железнодорожным путем), которая должна была связать берега Баренцева моря с побережьем Охотского моря и Чукотки. Как и все крупные стройки того времени, она также не обошлась без участия ГУЛАГа, но т.к. этот объект находится в достаточно труднодоступном месте и далеко от людей, многое до сих пор там сохранилось, в том числе сама заброшенная дорога с техников, бараки заключенных и лагерные вышки надсмотрщиков, тем она и интересна.


Мертвая дорога. Проехали по следам 501 стройки Трансполярной магистрали.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/bepowerback/mertvaia-doroga-proehali-po-sledam-501-stroiki-transpoliarnoi-magistrali-5e559d3b6617c37cfdda647c

Дорогу строили с 1947 года и до смерти Сталина по маршруту Чум - Лабытнанги - Салехард - Игарка, а затем проект законсервировали, посчитав стройку слишком затратной. Эта железная дорога должна была соединить промышленный район с европейской частью СССР.
С тех пор участок Чум-Лабытнанги так и остался действующим, Участок от Пура (ныне ст.Коротчаево) до Надыма был восстановлен Министерством нефтяной и газовой промышленности в 70-х годах, а в начале 80-х в Коротчаево из Тюмени пришла новая магистраль, между Пуром и Тазом так и осталась целина, за Енисеем пути были разобраны и отправлены на лом в Норильск, а участки Салехард-Надым и Ермаково-Долгий и есть ныне собственно "Мёртвая дорога". В 1990-х первые и последние десятки километров близ Салехарда и Надыма вывезли в металлолом, но в самом Салехарде осталось немало построек Трансполярной магистрали.

Мертвая дорога. Проехали по следам 501 стройки Трансполярной магистрали.

В Салехарде есть и мемориал печально известной 501-стройке - «Мёртвая дорога» — это мемориал, посвящённый жертвам сталинских репрессий. Он установлен в память тех людей, которые погибли, строя в 1947 году транспортную магистраль.

Мертвая дорога. Проехали по следам 501 стройки Трансполярной магистрали.

Локомотив 1940-х годов установлен в 2003 году около Салехарда, где расположена заброшенная железная дорога

Мертвая дорога. Проехали по следам 501 стройки Трансполярной магистрали.

Он стоит в том месте, где и проходила железнодорожная колея. Также можно проследить следы железной дороги от памятника до взлетно-посадочной полосы аэропорта и даже дальше до берега Оби, где летом был паром, а зимой ледовая железнодорожная переправа.

Мертвая дорога. Проехали по следам 501 стройки Трансполярной магистрали.

Рельсы паровоза Эм 711-26 резко обрываются, символизируя оборванные, переломанные судьбы пострадавших людей.

Мертвая дорога. Проехали по следам 501 стройки Трансполярной магистрали.

Далее мы отправились в сторону Надыма, куда шла трансполярная магистраль, а вдоль нее зимник, но зимником это сейчас назвать сложно, дорога становится постепенно круглогодичной и скоро соединит эти два города. Из 300 километров треть (от Салехарда) - асфальт, треть (от Надыма) - отсыпка, и лишь треть посредине остаётся собственно зимником, раскисающим в оттепель, который проходит в непосредственной близости от железной дороги, а частично и по ней самой.

Мертвая дорога. Проехали по следам 501 стройки Трансполярной магистрали. IMG_7322.jpg

По всей длине этого зимника, перепрыгивая то на правую, то на левую сторону тянется Мёртвая дорога - заметная насыпь, в снегу которой покоятся рельсы, мосты, водоспуски. Порой её постройки очень капитальны, выдержав более 60-ти лет без каких-то ремонтов. Конечно, зима - не самое лучшее время для осмотра остовов некогда колоссальной стройки, но и летом сюда добраться совсем не просто.

Мертвая дорога. Проехали по следам 501 стройки Трансполярной магистрали.

На этом участке должно было быть 5 станций, 34 разъезда и столько же лагерей, 350 мостов и дренажных арок, которые выглядели вот так.

Мертвая дорога. Проехали по следам 501 стройки Трансполярной магистрали.

Пожалуй самый частый элемент этой магистрали.

Мертвая дорога. Проехали по следам 501 стройки Трансполярной магистрали.

Мертвая дорога. Проехали по следам 501 стройки Трансполярной магистрали.

Просеки даже спустя столько лет очень хорошо виднеются.

Мертвая дорога. Проехали по следам 501 стройки Трансполярной магистрали.

Иногда зимник проходит по самой бывшей железной дороге.

Мертвая дорога. Проехали по следам 501 стройки Трансполярной магистрали.

Вдоль всей дороги за деревьями мелькают обветшалые постройки, это либо лагерные бараки либо путейские домики на разъездах.

Мертвая дорога. Проехали по следам 501 стройки Трансполярной магистрали.

Семафоры

Мертвая дорога. Проехали по следам 501 стройки Трансполярной магистрали.

И лагерные вышки. Удивительно, что они простояли столько десятков лет

Мертвая дорога. Проехали по следам 501 стройки Трансполярной магистрали.

Но есть в этой колоссальной стройке несколько вопросов, ответов на которые нет до сих пор.

Во-первых, прокладывалась трансполярная магистраль в авральном порядке без проекта и с грубейшими ошибками (куда и зачем спешили?): насыпи размывались и давали просадки, вечная мерзлота местами вытаивала, заставляя едва ли не каждый сезон проводить капитальный ремонт, а вместо заявленных 40км/ч поезда, рискуя сойти с рельсов, едва выжимали 15.

Мертвая дорога. Проехали по следам 501 стройки Трансполярной магистрали.

Во-вторых, для железной дороги использовались старые материалы и техника: списанные рельсы, дореволюционные паровозы и вагоны тех же лет, свозившиеся со всего Союза. Их до сих пор можно встретить на заброшенных путях.
Мертвая дорога. Проехали по следам 501 стройки Трансполярной магистрали.

В-третьих, стройку свернули буквально через пару недель после смерти Сталина в марте 1953 года, потратив к тому моменту уже около 42 млрд советских рублей. Как заключённых, так и вольнонаёмных рабочих в экстренном порядке вывезли, а это десятки тысяч человек. Сооружения и немалую часть техники так и бросили гнить по лесам и тундрам.

Мертвая дорога. Проехали по следам 501 стройки Трансполярной магистрали.

Ставим лайк и подписываемся на мой канал: https://zen.yandex.ru/bepowerback

Источник: https://zen.yandex.ru/media/bepowerback/mertvaia-doroga-proehali-po-sledam-501-stroiki-transpoliarnoi-magistrali-5e559d3b6617c37cfdda647c

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
По просьбе supermipter, который хоть и птенец гнезда крылова, но сравнительно с другими, небезнадежный, формулирую простой вопрос: национал-демократы, отталкиваясь от наличия в России национальной проблемы предлагают нам евроинтеграцию, вплоть до ...
Скончался Э.Хиль - Царствие ему небесное - и по всем каналам запустили попурри из его песен. И меня тут же накрыло привычной волной отвращения к масс-культуре 70х-80х: ко всей этой казенной бодрости, слащавому оптимизму и фальшивой задушевности. ...
Как врач и человек, вращающийся в творческом мире, постоянно сталкиваюсь с практической стороной вопроса об алкоголе. Во-первых, меня часто об этом спрашивают пациенты/коллеги по творческому цеху/друзья/. Во-вторых, я часто и сам себе задаю ...
Сам удивлён прогнозом - угадал. Если всё-таки Америка экономически навернётся(это не слишком вероятно в ближайшие 10 лет, уж что-нибудь они придумают, заставят мир работать дальше в долг), но всё-таки? Ну Европа тоже подурнеет экономически. Евросоюз видимо перестанет быть молодой ...
Оригинал взят у kartam47 в Вот это пропаганда!!! Генерал-майор Биязи как настоящий военный и государственный человек постарался придать этому лингвистическому труду Ауэрбаха идеологическую направленность и сдается очень сильно переборщил с эим, впрочем, прочтите сами. ...