Мемуары Владимира Кукеля о потоплении флота. Часть 2.
appavlenko — 23.06.2023По приходу в Новороссийск наиболее катастрофично дело обстояло с жидким топливом: эскадренные миноносцы с нефтяным отоплением, т.е. самые современные корабли, представлявшие наиболее активную часть морских сил, сосредоточенных в Новороссийске, после прихода из Севастополя в среднем имели по 4-6 тонн запаса нефти. Конечно, такое количество топлива не допускало возможности произвести хотя бы самую скромную боевую операцию.
Дней через десять после прихода флота в Новороссийск командующий флотом Саблин получил от фельдмаршала Эйхгорна (главнокомандующего всеми немецкими вооруженными силами на Востоке) телеграмму, смысл которой заключался в следующем:
ввиду того, что суда Черноморского флота, находившиеся в то время в Новороссийске, неоднократно нарушали условия Брест-Литовского договора и принимали активное участие в борьбе против германских войск на Украине, никакие дальнейшие переговоры не могут иметь место до тех пор, пока все суда, находящиеся в Новороссийске, не вернутся в Севастополь. Если это последнее требование не будет исполнено, то германское главнокомандование на Востоке будет поставлено в необходимость продолжать наступление на побережье Черного моря.
На эту вызывающую телеграмму Саблин телеграфно ответил Эйхгорну в том духе, что Черноморский флот находится под его, Саблина, законным командованием, что суда флота Брест-Литовского договора не нарушали, равно как и не принимали участия в борьбе против немецких войск на Украине. И во всяком случае он просит сообщить конкретные данные по этому поводу, так как в противном случае он будет принужден считать эти обвинения голословными. Вместе с тем в этой телеграмме Саблин просил Эйхгорна, если последний сочтет это полезным, назначить время и порт, где представители командования флотом могли бы встретиться с представителями главного немецкого командования на Востоке для переговоров и восстановления истины.
На эту телеграмму от фельдмаршала Эйхгорна никакого ответа не последовало.
Вскоре после обмена этими телеграммами германское командование установило открытую слежку за Новороссийском.
Источник: Кукель В. Потопление Черноморского флота в июне 1918 г. // Пролетарская революция. 1925. № 6. С. 157.
|
</> |