Мемуары в комментах." Когда мы были молодые и чушь прекрасную несли"...
galinam — 08.11.2021 На выпускном вечере учителя напутствовали выпускников по-разному: кто-то произносил речь, кто-то пел, а учитель физкультуры Борис Иванович Пономарев, стройный, в элегантном костюме-тройке, легко вспарив в воздух, сделал сальто-мортале со сцены в зал. В актовом зале долго не смолкали овации.Боря был мастером спорта по спортивной гимнастике и входил в сборную СССР, но сломал руку и после окончания института физкультуры пришел работать в школу. Вторым учителем физкультуры был Шелехов Сергей Алексеевич. Когда я их вспоминаю, на память приходят слова Мюнхаузена:" Умное лицо - это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!" А эти ребята откровенно шкодили.
Забегаю как-то в учительскую руки вымыть - мелом перепачкалась, а над раковиной канцелярской кнопкой приколот бычок, и над ним надпись:"Борькин бык. Не трогать!"
Прихожу на урок физкультуры в свой 10-й Б. Стоит шеренга, перед ней Сергей Алексеевич, и вместо приветствия: "Ну что, урки, дистрофия замучила? Напра-во! Бегом марш!"
Летом 1979-го года отпуска у меня не было: я замещала директора и готовила школу к учебному году - сдавала ее комиссии из СЭС. Год для школы был юбилейным - мы готовились отметить её пятилетие.
1-го сентября, отпустив после уроков знаний школьников по домам, накрыли мы столы в актовом зале, а потом решили продолжить кутеж у англичанки Татьяны Николаевны Гостениной. Таня жила в доме напротив школы. Я осталась прибраться и пришла к ней чуть позже. Картина, открывшаяся взору: Шелехов отмокает в ванной с цветами, Борька, уже вымытый, гуляет в спортивных трусах по коридору в поисках своих вещей. Потом они с Сергеем вышли на бапкон и побросали оттуда детский стульчик, мячик, пытались еще что-то скинуть, но Таня рассердилась: "Вы что творите? Мне здесь жить, а вы хулиганите! Немедленно все верните на место!" И они послушно пошли за вещами. Таня попросила меня:" Галя, пока я на стол накрываю, последи за ними, пожалуйста". Я спустилась в лифте с 8-го этажа и завернула на лужайку, что за домом. Без смеха смотреть на то, что творила эта парочка, было невозмоно. Сначала Боря решил сам поднять стульчик и мячик, но как только он брал мячик, у него падал стульчик. Брал стульчик - падал мячик. Боролся он с ними, пока Серега не пришел к нему на помощь. В итоге Боря нес мячик, Сергей - стульчик, а я вела их обоих. И тут навстречу нам бегут гулявшие во дворе дети:" Борис Иванович! Сергей Алексеевич!"
Сергей остановился, посмотрел на детей:
- Дети, вы наши?
- Ваши! Ваши!- Радостно закричапи те...
- Чтоб вы сдохли, - произнес Сережа и понес стульчик дальше.
Авторитет их при этом был беспрекословный! Ребята их боготворили. Я думаю, люди были увлеченные, поэтому нарочитая грубость им сходила с рук без детских обид. При этом Сергей Алексеевич был завучем по воспитательной работе и твердо убежден был в том, что если детей занять, то хлопот с ними не будет, в чем был абсолютно прав.
Вспомнила, как к подросшему Мите пришли дворовые друзья и просочились ко мне на кухню поговорить. Учились они тогда в классе седьмом. Разговорились мы об этикете, о воспитании, о поведении, и, когда речь зашла о "Кодексе джентельмена" 1875 года, я познакомила их с высказыванием о том, что "настоящий джентельмен тот, кто кошку называет кошкой, даже если он споткнулся об нее и упал". Судя по реакции ребят, было понятно: если они споткнутся о кошку, то она узнает о себе много интересного! На кухне стоял хохот. Знакомство с афоризмом не прошло бесследно: хотя промчалось много лет с той поры, Митя, споткнувшись, до сих пор произносит:"Кошка!" Думаю, и друзья его извлекли урок.
Еще вспомнила, как мы с Валерием Евгеньевичем Храповым добирались до Арбата на новоселье Шелехова. Уже вечерело, когда, проведя факультативы в школе, мы тщетно пытались поймать такси, но зато отловили маленький фургончик мороженшика, и тот вызвался нас довезти в морозильной камере. Температура там была такая же, как на улице, занесенной сугробами, - благо ехать нам было недалеко. Все равно, добравшись до места, мы напоминали героев "Кавказской пленницы", но в доме царила такая теплая атмосфера, что мы очень быстро оттаяли.
Помню, был у нас обмен с польским лицеем: наши ученики гостили в Варшаве, а мы принимали поляков. В классах были оборудованы спальни, и учителя дежурили посменно в школе, следили за порядком - охранников тогда и в помине не было.
Пришла я на дежурство, сижу в кабинете директора и ... расчесываю руки. У меня аллергия на некоторые запахи. Совершенно не выношу запаха краски и спиртного... Стала искать аллерген и обнаружила спирт в самоваре, предназначенном в подарок полякам. К нему еще прилагался и сервиз. Сменили меня на посту Борис и Сергей, которых моя находка явно обрадовала, потому как они вызвались дежурить и еще пару ночей перед отъездом поляков.
Наступил день отъезда. Автобус уже увез польскую делегацию на Киевский вокзал, когда директор школы Гуров В.М. вспеснул руками:"Ребята! А про подарки-то мы забыли! Догоняйте!"
Втроем мы втиснулись в переполненный автобус №157 - как раз возвращалась по домам заводская смена. Нам повезло занять местечко рядом с кассой, к которой мы прислонили самовар и коробку с фарфором...
А из носика самовара - кап-кап-кап... Сережка говорит: "Галка, давай чашку!" Он ее подставил под самовар... Напротив сидит работяга и спрашивает:
- Ребята, а что это у вас в самоваре?
- Спирт, - отвечает Сергей.
- Ну да?
- На, пробуй! - Все, кто ехал в автобусе, оживились.
Попробовали все! От остановки "Универмаг "Минск" до конечной из автобуса никто не вышел. В переполненный автобус никто не зашел - не впустили. К Киевскому вокзалу подъезжали с песнями. Самовар был пуст, и налегке мы успели добежать до поезда и вручить подарки полякам.
И такое тоже бывало с нами, когда нам было по 20 с небольшим лет.
|
</> |