Мемуары о Нижегородской бурсе...

топ 100 блогов kalakazo03.12.2022 Семинария. Дневник бывшего / небывшего семинариста. Жизнь до, во время и после....

Мысли, зарисовки на тему жизни в духовной семинарии. Рассуждения и немного философии:

"Прежде чем написать про еще одного дежурного помощника, который, как мне кажется, выбивался из общей колеи, хочется рассказать о духовной школе, как о "системе".

Именно это слово - " система" я услышал впервые на первом курсе. От старших собратьев.

- Ты в систему?
- Нет, нужно еще в магазин зайти.
- А, ну ладно, хотел тебе рюкзак отдать, думал ты в систему. Занёс бы мне в келию.

Этот диалог был на улице, недалеко от семинарии. И, честно сказать, оно, это слово - меня раздражало. Вызывало рвотный рефлекс! Я не понимал его смысл. Изначально, мне думалось, что это сокращение слова семинария. Потом, что там все в "секрете".



Но, как оказалось - все гораздо проще.

Система - это то место, где все идет своим чередом, где есть правила и законы, где свой "мир" во вселенной. Нарушающий этот "мир" - будет изгнан. Пытающийся изменить систему - будет изгнан. Ты думающий, задающий неудобные вопросы - изгнан. Ты понял, что тебе врет система и начал искать правду - изгнан. Если ты не верен правилам системы - изгнан. Ты не готов врать, нарушать правила РАДИ системы - изгнан. Ты хочешь написать свои правила - изгнан. Ты хочешь придумать лучшую систему в уже имеющейся системе - изгнан.... И так до бесконечности.

Временами, мне кажется, что "лучший" священник для системы - это студент,принявший сан после 2-3 курса. Он еще не знаком со сложными предметами - каноническое право, риторика, история религий, психология, миссиология, апологетика, аскетика и тд. Самые интересные и сложные дисциплины появляются на старших курсах - 4 и 5.

Но, пройдя пару курсов, ты еще не познал и тридцати процентов информации, которая может помочь осуществлять деятельность на приходе. Правильную, грамотную, креативную ( чего так не хватает). И самое главное - это парень 19-20 лет! Но уже священник!!!!

Из таких священников системе проще "лепить" того, кого им нужно! Покорных, послушных, малограмотных, не умеющих самостоятельно думать, анализировать, задавать вопросы. А наоборот - всего боятся, бояться потерять свое место, бояться потерять расположение начальствующих и т.д.

Страх выйти из общепринятых рамок. Из рамок системы. Это, во многом, воспитывала в нас, студентах, система.

И лишь не многие смогли победить этот страх. Выйти за рамки и стать "свободными от рамочного мышления"."

отсюда

"В продолжении.... И в завершении воспоминаний о ДежПомах.

Третий дежурный помощник, который в нашу бытность работал в стенах семинарии на постоянной основе - С.

Это тот человек, который лично меня спас от отчисления. Он выбивался из общего системного контекста и не был похож на других. С был предпенсионного возраста, работавший какое-то время в органах и это было заметно. Его прежняя работа оставила определенный отпечаток, возможно - глубокий. Но, в тоже время не подавила его как личность и С всегда оставался "живым" человеком. Понимал боль и переживания семинариста. Пожалуй, С был единственным ДежПомом с которым можно было поговорить... И получить жизненный совет. Это было бесценно.

С не стремился довлеть над нами - первокурсниками или пятикурсниками. Все были для него равны.
Он не носил масок и не любил тех, кто придерживался масконошения.

Не будучи священником, он делал для студентов гораздо больше, в воспитательном плане, чем духовные лица.

С яркий транслятор живого в полумертвой системе."

отсюда

"Прошло несколько лет после нашего выпуска. Но, проходя или проезжая возле Нижегородской семинарии, невольно останавливаешь взгляд на этом здании, увенчанном трубящим ангелом. Который, то ли зовёт, то ли от чего хочет уберечь своим видом.

Мы встретились с С около духовной школы. Как выяснилось, он уже там не работал. Вскоре я узнал, что его подставили и вынудили уйти. (Ничего необычного, к сожалению).
У нас завязался разговор. Очень простой и душевный. Конечно, отчасти это были воспоминания об учебе, его мысли о Церкви и церковной структуре. Я просил у него прощения за какие-то проделки во время учёбы. Он улыбался, и сказал, что все помнит. И про "почти отчисление" и.... многое другое.

С не был обижен на церковь (церковь, как систему). Это меня удивило и порадовало одновременно. Он воспринял это (увольнение) как должное. Спокойно, стойко и без лишних эмоций. Без всякого сомнения, ему было больно. Глубоко внутри. Но он смог это спрятать. Не похоронить... А прикрыть, заслонить какими-то, возможно, добрыми воспоминаниями.

И его фраза, при нашем расставании, осталась у меня в голове до сих пор.

"Знаешь, вы были какими-то живыми, что-ли. Чего-то хотели, к чему-то стремились. Нет, вы не были лучшими семинаристами, самыми умными. Нет. Но, прежде всего - живыми"."

отсюда

"Введение в воспоминания подошли к своему логическому завершению. Все приготовления к основной части моего дневника - сделаны.
Мы уже "внутри" духовной школы и теперь у нас есть возможность рассказать дорогому читателю о многих тонкостях жизни, учебы, непредвиденных нюансах новоиспеченных семинаристов.

Оговорюсь еще раз. У меня нет задачи написать дневник так, чтобы он пришелся по нраву всем читателям. Также я не ставлю во главу угла то, чтобы читатель узнал всех тех людей о которых уже сказано, и тех, о которых будет идти речь. Это мое личное восприятие. Размышления по тем или иным темам - тоже мое.
Каждый человек имеет возможность, если у него есть желание написать СВОЙ путь, свое видение, свои воспоминания.
Я с большим уважением отношусь ко всем вам, дорогие читатели. Благодарю вас за то, что тратите свое время на прочтение этих текстов.
Надеюсь, кто-то из вас понимает, о ком идет речь. Уверен, таких большинство."

отсюда

"Улыбка, радость, легкая тоска по дому, новые открытия и надежда на что-то новое, красочное, небывалое в нашей жизни. Именно так помнятся первые дни жизни меня - как студента первого курса Нижегородской семинарии. Теперь я стал не "эээ, абитура", иди сюда, а.... "эээ, первак, как тебя зовут? Иди сюда".
Чувствуете эту тонкую разницу?

Теперь мы стали такими, как они - второки (второй курс) и т. д. Разница между нами была лишь в том, сколько времени мы " семинаристы" - два дня или пятый год.

Все студенты от нас, перваков, до пятикурсников - казались большой, дружной семьей. Нас объединяла, как мне думалось, общая идея - служить Матери - Церкви и людям. Но, это все только казалось!

Буквально через неделю-две я узнал, с горестью в сердце (правда), что есть "элитные семинаристы" И остальные. Есть ж@полизы , которым многое дозволено И остальные. Есть "закрытые" кружки семинаристов, куда вход только по / через особые заслуги И остальные!

Прежде, чем писать об учебном процессе - ликбез об околоучебном!"

отсюда

"Стоит понимать, что каждый студент духовной школы, "принес" в это учебное заведение не только себя, как личность "Я" , но и свои проблемы, боли, переживания, радости, маленький жизненный опыт и т. д.
И не важно в каком "клане" ты оказался или окажешься, а возможно - ни в каком. Главное, на мой взгляд - не предать СЕБЯ, свои идеи, свое сердце и душу в угоду системе. В угоду каким-то возможным благам. Как ни странно, но самое сложное в семинарии (для многих ребят. Возможно - ошибаюсь) - остаться самим собой. Это звучит просто! А выполнить в жизни - сложно и парой - .... становится нереальной задачей.
Расшифрую вышесказанное о кланах, которые имели место быть в наше время.

Первый клан - дети священников. Не обязательно нижегородцы. Просто - дети священников. Они, ставили себя немного, мягко говоря, выше всех остальных. Смотрели на нас - выходцев из беспоповских семей с некоторым превосходством и брезгливостю. Конечно, не все. Были и отличные ребята, отцы которых - священнослужители."

отсюда

"Но, как правило, это больше исключение, чем правило.

Так получалось, что им было позволено немного больше, чем нам. Ведь у них, как бы, уже были "какие-то заслуги". На вопрос : " Почему так? " ответ сбивал с ног : " А ты знаешь, кто его отец? ".

Сказать, что дети священников чем-то отличались от нас? Думаю, это ложь. Мы все абсолютно одинаковы! С такими же проблемами как и у них, с подростковыми бреднями, шалостями и непримиримый желанием что-то вытворить такое, чтоб об этом говорили другие: " Ого, это он залез на крышу семинарии! ". (Например).

Разговаривая с поповскими (не обидное слово, надеюсь) детьми мне часто приходила мысль о том, что они более ограничены, чем мы. Им многое запрещали в жизни. Что они видели: храм, дом, школу... За редким исключением - спортивный кружок. Более чаще - музыкальная школа. Почему так? Скорее всего, их, этих мальчиков, с самого детства готовят к тому, чтобы услышать древнегреческое слово за Божественной литургией - Аксиос. С самого детства они ходят в воскресную школу. Алтарь и клирос для них - второй дом. И знаете, они этим гордятся. Потому что больше нечем... гордиться. Во многом.

За них решили родители и не дали возможность выбрать другую профессию. Стать музыкантом, например. Или певцом. Или... Пекарем. А может, у него тяга к автоделу - механик.

Нет! Этого они были лишены. И эта ограниченность в восприятии мира чувстовалась. Их это раздражало. Возможно, они и сам это понимали, но боялись это признать. Скорее всего им сказали, что это ИХ призвание. Очень красивое слово - призвание. Но решили это не они, а родители.

Справедливо было бы заметить, что дети священников чувствовали себя, не смотря на то, что я писал выше, - более чем комфортно с стенах духовной школы. Это была привычная для них среда. Снова закрытая зона, хоть и вдали от дома. Нет внешних разражителей. Все, как может показаться, заняты одним делом - учеба, молитва... Но, стоило немного выйти из зоны комфорта - прийти на лекцию в университет, провести семинар с пришедшими из "мира сего" студентами .... И они "плыли". Это было заметно.

Тепличные условия дома, тепличные условия в духовной школе и как итог - многие не готовы выйти в "мир сей", куда мы и должны идти, по слову Христа. Страх перед людьми. И он реальный. Не все могут говорить на людях, не все могут писать и излагать свои мысли.... Не все могут петь.... Играть на фортепиано.... Этому всему МОЖНО научиться, при желании. Для этого необходимо выйти из СВОЕЙ зоны комфорта. К сожалению, не все способны на это.

Что касается нравственной стороны жизни, если так можно сказать.... Тема очень личная и тяжёлая. Поповичи, зачастую, лишенные возможности нормально общаться со своими сверстниками, познавать мир со всех возможных сторон - удивляли и удивлялись там, где обычный человек "просто проходит мимо". Особенно, это было заметно, когда речь шла о женской половине. Здесь было потрясающе всё, или многое.

Кто-то был уверен, что пройдя за руку с девушкой, - она может забеременеть. Эту .... мысль я лично слышал от семинариста. И думал: "Боже, неужели так можно размышлять в XXI веке? Тебя что, держали в подвале 16 лет? Ты серьезно это говоришь? ". И были те, кто верил этому бреду и ещё больше отдалялся (в своей голове) от девушек, еще больше их начинал бояться.

Эта одна крайность! Была и другая!

Не раз приходилось слышать, все от тех же представителей описываемого клана, как много женщин у них было! Они любили об этом говорить! Рассказывать, невероятно подробно описывая известные сцены постельной любви. И что здесь умиляло - тоже находились те, кто верил и этим сказаниям.

Вообще, тема секса для семинариста - очень болезненна, запутанна , таинственно-пугающая..."

отсюда

"Не хочу развивать последний тезис. К слову сказать, мы коснемся этой темы. Позже.

Второй клан, как было замечено - ж@полизы. Кланом их назвать сложно. Скорее всего, это просто ребята, которые придерживались определенных правил: угодить всем, или некоторым/многим, чтобы жилось хорошо, весело и непринужденно. У многих это получалось.

Это такой тип семинариста, который можно описать так: найти подход к тому или иному преподавателю, ДежПому и исполняй роль, меняя маски.

Кому-то нравятся комедийные сериалы - о, я тоже ценитель этого жанра. Кто-то читает Канта - нет проблем, это лучший философ всех времён. Зарубежная музыка приводит в восторг - конечно, по другому и быть не может...

Умения приспособиться к чему угодно - был "конёк" таких студентов.

Что здесь такого? Спросите вы! Каждый выживает как может! Хм... Каждый играет роль. Да. Это уже ближе к истине. Можно понять многое. Но, не тогда, когда человек улыбается тебе в лицо, а за закрытой дверью брызжет ядовитой слюной в твою сторону."

отсюда

"На первый взгляд может показаться, что это самые безобидные "обитатели" духовной школы.
Напротив, мне кажется, что такой тип людей - самый опасный. Он играет роль твоего друга, а потом запросто предает тебя.

- Как же так, Д? Никто кроме тебя и меня не знал об этом!
- Да, прости. Но, я думал, ты сдашь меня. Поэтому решил это сделать первым.
- В каком смысле? Сдашь? Мы вместе ....
- Ну да. Только я сказал, что ты делал это один!!!

Идти и доказывать Дежпому свою полупричастность к тому или иному делу - смысла не было. Делался определенный вывод о человеке. И ставилась точка в ваших с ним отношениях. Потом, об его поступке узнавали и другие. И через время, условный Д становится изгоем. С ним никто не хотел иметь никаких дел. Справедливо? Скорее всего - да.

Можно ли их оправдать? Вопрос не простой. Зачем это делать? Человек выбрал "свою норму" жизни и "свои" ценности. Куда они его приведут!? Вот более интересный вопрос! На него может ответить лишь время.

Кто-то из "таких" , со временем, становились священниками. И являются таковыми до сих пор. Но, могу заметить, что поменяться им так и не удалось. По крайней мере так это вижу я. Они не смогли найти в глубине себя силы переступить чрез эту "болезнь" и остались приспособленцами.

Мне жаль таких людей (семинаристов) . Среди них есть способные, умные ребята. Но, как говорил один из "таких", когда мне пришлось, в диалоге, "ткнуть" его носом в эту проблему: " Мне так удобно! Нужно уметь приспособиться к системе и жить. А не как ты. Со своими мыслями, желаниями, идеями! Ты не системный. В этом твоя проблема! ".

Вывод вышесказанного: ты должен быть " мертвым" , как личность. Выполняй команды, не думай. Они, те, кто выше тебя по карьерной лестнице, знают, как нужно. Если не будешь выполнять команды - тебя выбросят на помойку и забудут о твоем существовании.

Но!!! Если ты станешь знаменитым, если о тебе начнут писать песни или снимать кино.... Они тут же появятся. И непременно вы услышите в свой адрес: "Это наш парень! Мы его воспитали! Мы гордимся тобой! ""

отсюда

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Более подробный показ отснятых в гарнизоне Дягилево авиационных столовых. Трапезничал там в двух разных - для авиатехников и инженеров и для лётного состава. У них разное нормативное питание, так что логично и разведены по разным зданиям. А ...
Когда я закончила институт, в нашей стране набирала популярность книга Бенжамина Спока "Ребёнок и уход за ним". Поэтому на "грудничковом" приёме я постоянно чувствовала незримое присутствие этого авторитета. - Я перестала брать ребёнка на руки, как только ему исполнилось три месяца. ...
Сегодня у меня звучит Шуберт...Fantasie in F minor... А исполняют Lucas & Arthur Jussen (Лукас и Артур Юссен) – знаменитые голландские пианисты, которых заслуженно называют «феноменом классической музыки». Несмотря на свой юный возраст (братья родились в 1993 и 1996 году в семье ...
...