
Мем об оккупации Крыма

Верховный комиссар по правам человека ООН иорданский принц Зейд Раад аль-Хусейн.
Управление Верховного комиссара по правам человека ООН выпустило уже почти два десятка докладов по ситуации на Украине за последние три с половиной года, с тех пор как 14 марта 2014 г. по просьбе Киева отправило Мониторинговую миссию ООН по правам человека. В докладах указывалось на грубые нарушения Украиной прав своих граждан, в том числе живущих на Донбассе, о применении пыток задержанных, о неправосудных казнях и т.д.
И я, признаться, всегда удивлялся тому, что системно-послушное УВКПЧ позволяет себе жестко критиковать опекаемую США Украину. Для меня его доклады были свидетельством того, что нэньку явно собираются сливать, для чего скрупулезно подбираются и бережно хранятся поводы, чтобы в нужный момент их достать с полки, стряхнуть пыль и ткнуть Киев носом.Так МВФ и Евросоюз постоянно упоминают о коррупции и реформах, чтобы отказать Киеву в матпомощи или очередном транше. Да что там далеко ходить, совсем недавно пресс-служба Белого дома сочла необходимым написать в коротком отчете о встрече Трампа с укролидером: «Президент рекомендовал президенту Порошенко продолжить работу по ликвидации коррупции и улучшению делового климата в Украине».
Вожделенных «Джавелинов» и другого летального оружия США Украине не предоставят. Какие могут быть «Джавелины», когда коррупция до сих пор не побеждена? Невероятно удобная форма отказа.
Однако последний доклад УВКПЧ касается России. Разумеется, как и Киев, официальная Москва не будет реагировать на выпады правозащитников. Но, как и в случае с Украиной, воспринимать доклад следует как создание вокруг нас общего негативного фона, «выстрел» в информационной войне между США и Россией.

Не думаю, что этот документ заслуживает какого бы то ни было серьезного внимания. Хорошо знаю, как готовятся такого рода якобы «независимые» доклады, прикрываемые столь серьезной аббревиатурой, как ООН.
Сначала принимается политическое решение о выводах, которые должны быть в докладе и его общей направленности (допустим, «Россия оккупировала Крым и грубо нарушает права человека»). Затем подбирается команда надежных и проверенных экспертов (открытых, чьи фамилии указываются, или скрытых, чья работа остается за кадром), готовых подбирать под выводы «факты» и аргументацию. Серьезность доказательств даже и не требуется.
В дело идет все: газетные статьи, интервью, ТВ-программы, какая-то обрывочная информация и т. п. Когда информации становится много, то составляется сам доклад, исходя из стандартного плана.
Обязательным условием является придание ему видимой объективности, что достигается путем нескольких нехитрых приемов:
а) разнообразных фактов должно быть много, и что-то из них может быть правдой (кто-то где-то умер, кто-то где-то нарушил чьи-то права и т. п.);
б) какая-то часть фактов и выводов должна хоть немного понравиться стороне, против которой доклад направлен (дескать, видите — мы объективны);
в) в докладе должны быть псевдо-нейтральные рекомендации, адресованные всем и вся.
Непременным условием является также отработанный правозащитный «новояз», который придает докладу необходимую политкорректность и рукопожатность: «пытки», «государство не приняло мер», «отсутствие независимого расследования», «заместительная терапия», «независимый суд» и т. д., и т. п.
После этого продукт готов, его можно публиковать, пиарить и т. п. Заинтересованная сторона, против которой доклад направлен, может возмущаться, негодовать, оспаривать какие-то факты, но варианта только два: 1) либо она втягивается в дискуссию, из которой не выбраться; 2) либо игнорирует доклад и становится априори виновной во всех смертных грехах, посягающих на современный миропорядок (нарушение прав человека, наличие пыток и т. д.).
Это, скажем так, методология. Что касается существа, то серьезно обсуждать доклад сложно, даже невозможно. Приведу только два примера.
В качестве правовых оснований доклада указываются Гаагская конвенция 1907 г., Женевская конвенция 1949 г. и т. д. (см. пп. 42, 43 и др. доклада). Дескать, Россия оккупировала Крым, в силу чего международное право налагает на нее определенные обязательства.
Но в международном праве оккупация — термин не эмоциональный, а вполне конкретный, обозначающий режим так называемой «военной оккупации» (иных «оккупаций» сегодня не бывает). Под ней понимается временное занятие вооруженными силами воюющей стороны в международном конфликте территории неприятеля в период ведения военных действий, после чего устанавливается так называемая «оккупационная власть», являющаяся временной, фактической и сугубо административной, которая обязана обеспечить соответствующие права населения. О них и идет речь в Гаагской и Женевской конвенциях. Есть и ст. 39 Устава ООН, понятие агрессии, которое дается в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12.1974 г., ее формы, в том числе «военная оккупация» (ст. 3) и т. д. Все это правовая азбука, не знать которую нельзя.
Ситуацию февраля-марта 2014 г. в Крыму и Севастополе можно оценивать по-разному. О ней можно спорить, в том числе юридически. Но говорить о том, что речь шла о вооруженном конфликте между двумя государствами — это очевидный абсурд. А если не было открытого вооруженного конфликта, то не может быть и речи ни о Гаагской, ни о Женевской конвенциях, после чего вся юридическая аргументация доклада теряет всяческий смысл.
Второй пример более конкретен. В докладе постоянно упоминается, что Россия то и дело игнорировала права обвиняемых, заключенных под стражу и осужденных, отказывалась применять почти идеальное украинское уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, переводила осужденных в пенитенциарные учреждения за пределы Крыма, переквалифицировала деяния в соответствии с законодательством РФ («иногда в ущерб заключенным») и т. п. (см. пп. 73 — 79, 112, 116 и др. доклада). В общем, ужас и произвол.
Но в претендующем на компетентность и объективность докладе нет ни слова (даже в сносках) о ФЗ № 91-ФЗ от 5.05.2017 «О применении положений УК РФ и УПК РФ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Видимо, этот закон оказался неудобен составителям доклада, и они просто решили его проигнорировать, хотя другие российские законодательные акты вроде бы упоминают. Действительно, в этом законе все подробно расписано и урегулировано: кто и в каком порядке осуществляет переквалификацию деяния по российскому законодательству; как гарантируются права обвиняемых и осужденных; как должны исполняться наказания тех, кто совершил преступление до 18.03.2014 г. Есть даже специальная оговорка, что «поворот к худшему не допускается». К чему тогда весь пафос «разоблачений» по поводу уголовного правосудия в Крыму и Севастополе, которыми буквально испещрен доклад?
На самом деле, случаев, подобно крымскому, когда требовалось решать проблему перехода с уголовного права одной страны на уголовное право другой страны, в истории права было очень мало. В Европе за последнее столетие можно вспомнить Эльзас и Лотарингию после первой мировой войны (переход с немецкого права на французское) и вхождение ГДР в состав ФРГ (переход с восточногерманского уголовного права на западногерманское). Везде была своя уникальная ситуация. В Крыму и Севастополе данная проблема была решена весьма качественно и со всеми гарантиями прав личности. Крымский вариант обсуждается в серьезной западной уголовно-правовой научной литературе, онлайн, к сожалению, недоступной (например, парижский Revuepénitentiaireetdedroitpénal, 2016, № 2, с. 487 — 489), анализируются подходы, их выбор, правовые основания, отличия от эльзаско-лотарингского и германского случаев.
Но это, конечно, не тот уровень, который доступен составителям доклада, предпочитающих «страшные случаи», когда какой-то суд отклонил ходатайство какого-то адвоката об исключении из дела доказательств, поскольку они «предположительно» (sic!) были получены под давлением (п. 76 доклада). Отклонение судом предположительного ходатайства адвоката — случай, разумеется, в истории права невиданный и неслыханный. Для его выявления требуется целая мониторинговая миссия.
Дальше анализировать доклад лично я смысла не вижу. На мой взгляд, это документ крайне низкого интеллектуального, правового и даже нравственного уровня. И относиться к нему надо сообразно с этим.
|
</> |

Мем об оккупации Крыма
Оставить комментарий
Популярные посты:
Утро.Ru | Запад готовил атаку на Крым Утро.Ru "Мы просто не дали заокеанским коллегам возможности реализовать на практике эти меры в Крыму, где, напротив, состоялся референдум, в ходе которого жители свободно и, кстати, в присутствии сотен представителей тех же американских СМИ приняли решение о выходе из состава ... Шойгу рассказал о войне с Украиной, США и битве за Крым Гибридная война Запада провалилась в Крыму, заявил Шойгу Шойгу заявил о провале гибридной войны Запада в Крыму |
Утро.Ru | Переправу в Крым восстановили после трещины :: Новости Крыма Утро.Ru Паромная переправа в Керчи снова функционирует после аварии. Напомним, 7 июля, в субботу, там произошло серьезное ЧП. У судна "Анненков" ... Еще две немецкие компании и одна норвежская нарушили антироссийские санкции ЕС Признание аннексии Крыма: Трампу рассказали, как вести себя с Путиным |