Междугородний автобус: транспорт для провинциальных бедняков?
moscow_i_ya — 10.09.2021В течение месяца мне пришлось пять раз воспользоваться междугородним автобусом, и я пришла к выводу, который вынесла в заголовок. Если железнодорожный транспорт у нас в последнее время все-таки улучшился, то автобус, похоже рассматривается как средство передвижения почти никому не нужное, а если и нужное, то беднякам или маргиналам, которым не нужен ни комфорт, ни сервис, ни элементарное уважение. И уж точно он не нужен богатым москвичам.
Я преувеличиваю? Перегибаю палку? давайте я просто расскажу про все пять случаев и вы сделаете свои выводы.
Случай первый, самый прискорбный: Рыбинск - Москва.
В Рыбинск ходит единственный поезд, очень неудобный, поэтому, если судить по расписанию, автобусное движение хорошо налажено: в нем много автобусов, правда на те из них, которые идут на удобный для меня автовокзал, ни один агрегатор билетов не продает (в отличие от поездов, это типичная картина для автобусного сообщения: билетов в интернете то ли нет, то ли они непонятно где продаются). Нахожу сайт перевозчика, без проблем покупаю билет. Я должна была приехать в Рыбинск утром из Ярославля, билет взяла на 6 вечера.
Накануне рейса мне звонят: автобус в 6 не пойдет, мы вас пересаживаем на тот, что уходт вна два часа раньше. А если позже? Только на ночной автобус, который утром приедет. такой подставы не ожидала, но делать нечего. Откуда вас забирать? - спрашивает диспетчер. Оказывается, автобус собирает пассажиров по городу (на сайте об этом ни слова, но кому надо - знает, а для остальных это их личные трудности). Я обещаю узнать и перезвонить.
На следующий день, выяснив, где мы будем около 4 часов, звоню, называю адрес. - А мы забираем только с остановок, - говорит диспетчер, назовите ближайшую остановку. Лезу в Яндекс-карты (диспетчер, наверное с ними не знаком), нахожу название остановки, перезваниваю еще раз.
Когда к всему прочему происходит задержка с выездом из Ярославля, я понимаю, что времени на Рыбинск не остается совсем и остаюсь в Ярославле. И правильно делаю, потому что в 2 часа мне звонят снова и сообщают: вам надо быть на остановке в 3 часа 5 минут! Это называется "автобус в 4 часа". Говорю, что никуда не поеду. Деньги мне конечно же, не вернули...
Случай второй, Москва - Конаково.
От нас в Конаково нет удобного по времени поезда, а вот автобус неожиданно нашелся. По расписанию, он шел два часа (около 140 км) и зная по прошлому опыту, что обычно автобусы приходят чуть раньше, чем по расписанию, я решила, что наверное он идет по платной трассе. Ага, как же...
В маленьком микроавтобусе нас всего трое. Мы выезжаем на старое Ленинградское шоссе и водитель останавливается почти на каждой остановке в надежде найти пассажиров. Так, не торопясь, мы доезжаем до 40-минутной пробки... На даже если бы ее не было, то в заданные 2 часа мы бы не уложились: ехали 3 часа с небольшим.
Обратно взяли такси до Завидово, где сели на ласточку.
Случай третий, самый удачный, Приволжск-Кострома. Как и в прошлом случае, я ехала в полупустом микроавтобусе, которые шел в Кострому из Иваново. Я поймала его на выезде из автостанции, деньги заплатила водителю, и уже потом поняла, что для оплаты мимо кассы есть свой тариф, более выгодный пассажиру. Доехали быстро и без проблем.
Случай четвертый, Кострома - Ярославль. Постояв в небольшой очереди на унылом автовокзале Костромы, я без проблем купила билет. Автобус - улучшенный ПАЗик, для межобластного рейса я ждала чего-то получше. На посадке проверили паспорта, после чего нам строго приказали: сидеть пристегнутыми, маски не снимать, на дороге проверки. Сидячих мест не было, но первого пассажира мы взяли на выезде из автовокзала, потом 40 минут ползли по пробкам через город, собирая пассажиров. Была пятница, люди ехали с работы в родные деревни и поселки, автобус был битком. Маски конечно почти никто не носил. Сидячие места появились на подъезде к Ярославлю. Доехали практически по расписанию.
Случай пятый, надеюсь, надолго крайний, Ярославль - Москва. Мы взяли билеты на автобус, потому что на поезд на воскресенье вечером их не было. На Москву шел микроавтобус (а я еще помню огромные Икарусы Москва - Ярославль), и в нем в воскресенье были свободные места, которые заняли только на полпути, в Переславле. Вместо четырех часов мы ехали пять с половиной, но для воскресного вечера это ожидаемо и не в укор расписанию.
В общем, автобусный транспорт не только не развивается, но скорее деградирует. По-видимому, автомобилизация населения и пробки приводят к тому, что автобусом теперь пользуются лишь от безвыходности. Отсутствие цивилизованной продажи билетов, отмена рейса, оплата мимо кассы, нарушения расписания, давка - со всем этим должны мириться те, кто все-таки ездит на автобусе.
Или мне просто категорически не повезло и я сгущаю краски?