Медведев нарушает традиции Путина
skurlatov — 12.12.2009 Вчера долго обсуждали проблемы становления «общества знания» с директором белорусского Парка Высоких Технологий (ПВТ) Валерием Вильямовичем Цепкало — что можно и нужно сделать в Республике Беларусь на государственном уровне, чтобы обеспечить конкурентоспособность страны в постиндустриальном мире. ПВТ уже приносит прибыль в несколько сот миллионов долларов, осваивая рынки программного обеспечения, работая в основном на аутсорсинге. Ранее в этой сфере достигли больших успехов-доходов индийцы, причем подписано с ними соглашение о сотрудничестве, и десятки молодых белорусов по рекомендации ПВТ уже проходят стажировку в Бангалоре, а осенью открывается индийский филиал в Минске. Однако локальный плацдарм на всю республику — необходим, но недостаточен, и напрашивается реформа всей системы подготовки современных профессионалов. Как практически подступиться к этой задаче?Естественно, первым делом вспомнили о недавних предложениях американского президента Барака Обамы по реформе системы образования в США. Но богатые США способны выделить десятки миллиардов долларов («более 3% ВВП на исследования и разработки»), а как ухитриться провести модернизацию в не столь богатой Беларуси? Конечно, пример дают те же Тайвань, Сингапур, Малайзия, КНР и Индия, а также чрезвычайно удачный опыт советской модернизации, на который ссылаются как Барак Обама, так и лидеры «новых индустриальных стран», и мы в Программе постиндустриальной модернизации России «Путь из тупика» (2003) обобщили апробированные рецепты модернизационного прорыва и кратко изложили их в Пункте 1 «Создать налогонеоблагаемый модернизационный сектор экономики» и в Пункте 5 «Образование и воспитание нации». Налоговый градиент абсолютно необходим, чтобы стимулировать инновации. Барак Обама объяснял наметившееся отставание США от конкурентов тем, что «мы неоднократно позволяли отменять налоговые льготы на исследования и эксперименты, столь необходимые для развития бизнеса и его инновационной деятельности». Валерий Вильямович сказал, что в этих пунктах обозначен правильный вектор действий, но нужны практические рекомендации. Я ответил, что ключевой должна стать субъектизация подрастающих граждан, и ещё четверть века назад разработал и частично реализовал образовательно-воспитательную систему «школа-вуз-производство», в которой социализация школьников и студентов сопрягалась с их субъектизацией через участие в реальном производстве и достижение экономической самодостаточности. Меня в апреле 1985 года исключили из рядов КПСС за «буржуазность» этой системы (я тогда возглавлял Сектор воспитания студенческой молодежи во Всесоюзном научно-исследовательском институте проблем высшей школы Минвуза СССР, меня ретиво травил Григорий Григорьевич Квасов, продвинутый моим личным врагом Александром Николаевичем Яковлевым в начальники министерского главка по преподаванию общественных наук).
Моя система продолжала прогрессивные начинания МФТИ, МИФИ, МВТУ, МГУ и ряда других советских вузов, в которых студенты включались в исследовательские проекты ведущих научных центров, а преподавание вели многие корифеи науки и технологии. Валерий Цепкало пояснил, что сегодня в Республике Беларусь оказалась разорванной эта смычка науки и образования, и в результате ученые варятся в своём соку, а преподаватели следуют инерции прежних знаний. В таких условиях не возникает инновационная среда, необходимая для рождения новых проектов и конкурентоспособных стартапов, засыхают на корню прежние научные школы и не взрастают новые. Вывод — необходимо преодолеть межведомственную разобщенность, сблизить Национальную Академию Наук (НАН) и Белорусский Государственный Университет (БГУ) и подключить их к деятельности ПВТ. Ясно, что это пока благое пожелание, даже если удастся провести сответствующие указы Президента РБ или постановления Совета министров. Ибо необходим работающий механизм мотивации — прежде всего финансовое
Страдая от скудости бюджетного финансирования, научная голь зато «хитра на выдумки». Надо только раскрепостить её экономическую инициативу, дать вузам и научным центрам возможность вести «хозяйственную деятельность», освободить от налогов и администрирования, не допуская, как ныне в РФ, «коммерциализации» образования за счёт легализации поборов со школьников и студентов «за обучение». Учащиеся, студенты, аспиранты, преподаватели и научные работники - «человеческий капитал», который должен обращаться и приносить прибыль за счёт профессиональной деятельности. Здесь значимы три источника финансирования — бюджет, бизнес и венчур. С каждым источником — свои правила.
Исходной ячейкой инновационной деятельности является самоорганизующаяся группа разработчиков и исполнителей вокруг конкретного инновационного проекта или стратапа. Каждый проект или стартап должен изначально иметь бизнес-план и соответственно ориентироваться на конкретный источник финансирования и на рыночно-прикладную пользу и самостоятельно распоряжаться финансовыми ресурсами. Центральной фигурой каждого проекта или стартапа должен быть профессионал вуза или научного центра, имеющий выходы на учебную аудиторию (потенциальный источник кадров). Не бизнес и не государство должны задавать параметры-профиль обучения, а профессиональное сообщество, которое давно осознало, что стержнем образования является фундаментальное знание и выработка способности к самообразованию. Бизнес и государство могут и должны рекомендовать требования к специализации кадров и обозначать объем потребностей в них и помогать в обеспечении их трудоустройства, но профессиональное сообщество способно на основе фундаментального знания и с учетом стратегической перспективы оптимальнее решить тактические задачи подготовки нужного ассортимента профессионалов.
Современное фундаментальное знание сопряжено с субъектизацией человека, прежде всего с целенаправленно-форсированным взращиванием низовой субъектности, и тем самым предполагает усиление «гуманитарности» знания, принципиальное расширение мировоззренческого и искусствоведческого кругозора, преодоление узости «просвещенческого» технократизма. В МГУ, МФТИ, МВТУ и в других наших продвинутых вузах предусмотрено преподавание философии, культурологии и других гуманитарных дисциплин, и как быть с преподавателями-гуманитариями, как их финансировать? Предположим, «технари» будут зарабатывать по 10 тысяч у.е. в месяц, и тогда «гуманитарий» на преподавательской ставке порядка 1 тысячи у.е. будет по сравнению с ними выглядеть бедным родственников, что явно несправедливо. Разумеется, необходим «рынок гуманитариев» и соответственно резкое повышение доходов самых квалифицированных из них, для чего необходима система конкурсов, отбора, грантирования и т.п. Источник финансирования — наверное, прежде всего собственные финансовые ресурсы учебного заведения, складывающиеся в том числе из отчислений инновационно-исследовательских групп.
Важный вопрос — критерии отбора проектов и стартапов и процедуры отбора. Три заказчика — три системы. Государство может, как предлагается в Пункте 1 Программы «Путь из тупика», создать трехсторонние экспертно-отборочные комиссии из представителей профильных министерств, профильных организаций экспертов-профессионалов и депутатов (соответствующих комитетов и комиссий законодателей). Комиссия определяет, на какие инновационные исследования и разработки целесообразно направить бюджетные деньги. Бизнес пусть финансирует те конкретные проекты, стартапы и программы, которые кажутся ему выгодными для собственного развития, или предлагает профессионалам разработку своих предложений. Венчурные компании и фонды, бизнес-ангелы и прочие (местные и зарубежные) — могут финансировать любой проект и стартап. Короче, волка ноги кормят.
В условиях Республики Беларусь есть довольно скромный бюджет и есть зарабатывающий неплохие деньги на аутсорсинге и сотрудничестве с зарубежными заказчиками и партнерами Парк Высоких Технологий. И есть в республике неплохой уровень преподавателей математики, есть сильные профессионалы, потенциальные лидеры научно-исследовательских школ и конкурентоспособных хайтек-компаний. Надо обеспечить беспрепятственный доступ профессионалов к деньгам и к вузам (источникам кадров). Для начала — разрешить профессионалам запускать свои налогонеоблагаемые проекты и стартапы. Межведомственные берьеры между ПВТ, БГУ и НАН тогда падут почти сами собой. А инновационные группы выйдут на первый план и в народном хозяйстве, и в образовании.
|
</> |