Мечеть Султанахмет в Стамбуле. Часть 1.
marinagra — 05.12.2017Подробный интересный рассказ об истории строительства самой известной мечети Стамбула – Сутанахмет (она же Ахмедие и Голубая мечеть), а также о мытарствах туриста, который, чтобы попасть в мечеть, должен быть подобающе одет, но при этом разут), предлагает в своем посте zalgalina. А я пользуюсь случаем дополнить ее пост своими фотографиями. Я была в Стамбуле в не очень туристическое время – на рубеже февраля и марта, когда отсутствии тюльпанов компенсировалось отсутствием туристических толп. Хотя в мечети Султанахмет было несколько групп, все же оставалось пространство для передвижений и фотографирования, которого в разгар сезона была лишена Галина. С удовольствием отправляю вас к ней за историческими подробностями, добавлю лишь несколько слов.
В этом посте я покажу интерьеры мечети, поражающие сплошным ковром керамической плитки, гладкой и узорной, в которой преобладает голубой цвет, за что мечеть и получила еще одно название - Голубая мечеть. Считается, что в мечети более 200 000 превосходных плиток из Изника. (Небольшой город Изник, богатый залежами белой глины, был центром производства керамики, изникская керамика считалась лучшей в Турции.)
Теперь об архитектуре. Султанахмет – самая поздняя их крупных стамбульских мечетей: в 1550–57 годах построена Сулеймание, в 1597 году начала строиться Йени-Джами (завершена в 1665), в 1609-1616 годах возведена Султанахмет. Разница по времени небольшая, но принципиальная: мечеть Сулеймание строил великий архитектор Мимар Синан, и она недаром считается вершиной османской архитектуры, мечети Йени-Джами и Султанахмет строили его талантливые ученики. Мехмет Ага, архитектор Голубой мечети, стремился превзойти своего учителя, но все же не смог. Голубая мечеть остается несравненной по декоративности убранства, но не по архитектурному решению. Надеюсь как-нибудь показать вам шедевр Синана - мечеть Сулеймание, а пока полюбуемся райскими садами на стенах, куполах и и колоннах Голубой мечети.
Слева у колонны султанская ложа.
Очень мягкий и пушистый ковер - важный элемент убранства мечети.
Самое главное место в мечети. Стена в направлении "Кибла" (сторона, куда обращаются лицом во время молитвы - к мусульманской святыне Кааба в Мекке). В центре михраб — молитвенная ниша, вырезанная из цельного куска мрамора. На нём установлен чёрный камень, привезённый из Мекки. Рядом с михрабом находится минбар — место имама для чтения проповедей. В стене три ряда больших витражных окон, что не облегчает задачу фотографа(.
Свет падает из 260 окон витражных окон. Первоначально стёкла в них были венецианские, позднее их заменили.
Центральный зал размером 53 х 51 метр накрыт куполом диаметром 23,5 метра и высотой 43 метра. Купол окружают четыре больших полукупола и двенадцать малых, а также четыре малых купола по углам. Купола, полукупола и колонны украшены надписями — сурами из Корана и изречениями пророка Мухаммеда.
Купол опирается на четыре колонны, диаметром по 5 метров. Считается, что они напоминают слоновьи ноги.
Здесь хорошо виден один из малых куполов.
Керамическая плитка прекрасно смотрится и издалека, и вблизи. В крупные узоры вписываются более мелкие, контуры узора всегда четко обозначены. Яркие, но не пестрые – в них главенствует синий цвет при поддержке винно-красного и бирюзы, плитки вторят архитектуре, поддерживают и подчеркивают ее формы, но не спорят с ней. Покрытые керамической плиткой стены отражают свет, кажутся невесомыми, а пространство – необъятным.
В орнаментах преобладают цветы — традиционные тюльпаны, лилии, гвоздики и розы на белом фоне. Одних лишь вариантов изображения тюльпанов в мечети насчитывают более 50!
|
</> |