
Материнство - не единственный путь к экзистенциальному опыту


Дискутируя о материнском статусе с другими феминистками, я обнаружила один важный момент. Мне кажется, что из-за него многим женщинам сложно перестать идентифицироваться с патриархальной ролью Матери. Это экзистенциальный опыт, полученный в беременности, родах и трудностях первых детских лет.
[Поскольку я сама не имела опыта родов,

Итак, для многих - но далеко не для всех - матерей роды стали глубоким жизненным кризисом, который обогатил их личность. Такой уникальный опыт, навсегда меняющий человеку, называется экзистенциальным, другие названия - пограничный опыт, трансцендентный.В интернете куча наукообразных статей мужского авторства, пестрящих фамилиями мужиков-философов, но вкратце это выглядит так: неизвестность, страх и боль, беспомощность, столкновение со своей смертностью, изменённые состояния психики, тело пугающе меняется, ощущение вселенского одиночества, потеря личных границ, потеря контроля, умирание каких-то частей личности, следование своему подсознанию… и в конце концов, обретение нового направления жизни, открытие в себе новой силы.
Такой опыт играет невероятно важную роль в личностном развитии, и когда у женщины спрашивают: «Хотела бы ты всё переиграть и отказаться от материнства?», она зачастую не может ответить «Да», потому что уже не представляет свою личность без этого опыта. Каким бы страшным и травмирующим он ни был.
Однако. Поговорите с людьми, которые прошли через несчастный случай, и многие скажут нечто похожее: «Я заново пересмотрела свою жизнь», «Я поняла, что сильная и могу справиться со многим», «Моё тело может творить чудеса и восстанавливаться из руин», «Я никогда не буду прежней».
Разница между материнством и несчастным случаем в том, что материнство мифологизировано мужчинами. Оно даёт новый статус в женской иерархии, а несчастный случай - нет. И это большая ложь патриархата: мужчины и идентифицированные с ними женщины внушают девушкам, что материнство – это единственный путь не только социального, но и личностного роста.
А на самом деле, таких путей множество. Что служит спусковым крючком для глубокого личностного кризиса? Это может быть (но не гарантированно, конечно):
- работа над трудным ответственным проектом;
- тяжёлая или хроническая болезнь;
- долгожданное творческое достижение;
- погружение в какую-либо радикальную идеологию (привет сёстрам-радфемкам!)
- интенсивные дружеские или романтические отношения (особенно расставания);
- глубокая привязанность к домашней питомице (и её потеря);
- длительный семейный конфликт, перекапывающий родовые роли;
- длительная психотерапия, прорабатывающая глубокие травмы;
- смерть близкой человеки;
- несчастный случай;
- смена места жительства;
- участие в военных действиях;
- духовные практики;
- путешествия;
- и т.д.
Вслед за патриархальным обществом мы думаем, что материнство – самый важный, незаменимый и обязательный из экзистенциальных опытов. Точнее, даже не думаем – это зашито в подсознании. Расхожая фраза матерей, в которой скрыто немало хвастовства: «Только пройдя через роды, можно стать настоящей женщиной» - эта фраза ни у кого, кроме феминисток, не вызывает возражений. И почти все остальные матери кивают головой, ведь это работает на их статус, даже если им материнство принесло тонны проблем.
“Да, но как можно сравнивать материнство с болезнью или работой?” Задавая такой вопрос, мы вслед за мужчинами обесцениваем другие способы получения трансцендентного опыта для женщины, кроме материнства. Однако мужчины как-то справляются со своим личностным ростом и без этого. У них есть сотни других способов, детально исследованных в литературе и в кино. Перед ними открыты все дороги. Перед нами – лишь та, которая выгодна патриархату.
Пожалуйста, если у вас был опыт материнства, не ставьте его выше других экзистенциальных событий в женской жизни. А если такого опыта не было - то и не надо! Мы редко замечаем свои вехи личностного роста, если их не одобряет общество. Это никуда не годится, давайте исправляться :)
Напоследок - рассказ психологини об экзистенциальном опыте, который пришёл к ней в путешествии: https://www.b17.ru/article/32607/ (статья с примесью патриархальности, но зато с хорошей психологической осознанностью). Есть очень сильный биографический фильм о девушке, для которой экзистенциальным опытом стало нападение акулы: http://www.kinopoisk.ru/film/496745/. Делитесь ещё примерами в комментах (можно из своей жизни, если есть желание)!
* * *
От

Относительно родов могу сказать только о своем опыте, но, судя по рассказам о родах, многие женщины чувствовали нечто похожее. Несомненно, это экзистенциальный опыт. Я до сих пор вспоминаю этот опыт не столько как обновляющий (для меня это слово имеет положительные коннотации), сколько как очень страшный. Тебя берут на руки, как какую-то вещь, куда-то везут, потом с тобой проделывают манипуляции, которые ощущаются как грязные и крайне болезненные, тебя ругают. И делают это другие женщины. Я для себя это описывала, как прохождение через ад и чистилище, через череду трудных испытаний, после которых возврат к прежней жизни уже невозможен.
Я очень боялась родов. После них у меня было чувство, что у меня что-то отобрали, как часть меня украли. У меня было чувство, что теперь у меня есть кто-то, за кого я несу огромную ответственность, и кто в то же время мне совершенно не принадлежит. Сложно это описать, как будто ты теперь не одна, а тебя как бы две, и ты уже не своя собственная. Это очень тяжело, это несвобода, ты сразу как привязанная к кому-то.
Обычно рассказы о родах заканчиваются словами: «Но родовая боль быстро забывается, и тебя накрывает ощущение счастья». Не знаю, может, у кого-то и так, но на себе я этого не ощутила.
Точнее всего, пожалуй, метафора Уртики, которая писала, что материнство как что-то вроде армии. "Не служил - не мужик", "Не рожала - не женщина". Да, ты регулярно проходишь через унижения, через тяжелый опыт и боль. Но ты начинаешь считаться той, кто повидала жизнь и к чьему мнению можно теперь прислушиваться.
Е.А. Белоусова пишет, что "роды традиционно относят к переходным обрядам, теория которых разработана А. Ван-Геннепом (van Gennep 1960) и развивается В. Тэрнером (Тэрнер 1983). Суть обрядов перехода заключается в повышении социального статуса иницианта. Для этого он должен символически умереть и затем вновь родиться в более высоком статусе. Путь к повышению статуса лежит через пустыню бесстатусности: "чтобы подняться вверх по статусной лестнице, человек должен спуститься ниже статусной лестницы" (Тэрнер 1983: 231)"
http://www.ruthenia.ru/folklore/belousova4.htm
|
</> |
