Мастер XX века - Аристид Майоль

Аристид Майоль родился 8 декабря 1861 года на юге Франции — в городке Баньюльс-сюр-Мер в провинции Руссильон (Пиренеи). Учился в Школе изящных искусств и Школе декоративных искусств в Париже, занимался рисунком и живописью в классе Александра Кабанеля, но ухудшение зрения заставило его обратиться к скульптуре.

Расцвет французской скульптуры в первой четверти XX века ознаменовался творчеством Майоля, глубоко изучившего опыт великого Родена. Напомню, что к искусству скульптуры, к своему стилю Майоль пришел далеко не сразу, лишь тогда, когда ему было около сорока лет.

Молодым человеком Майоль приехал учиться в Париж. В Школе изящных искусств он не заслужил одобрения профессоров. Его творческое развитие пошло самостоятельным путем.
Майоль был медлителен, но упорен. На него, как и на ряд других молодых художников его поколения, в в 1890-е годы большое впечатление произвели картины Поля Гогена.
В его живописи торжествовало декоративное начало. Эта тенденция к декоративизму, свидетельствовавшая о зарождении стиля модерн.
Его привлекла идея возрождения старинного ковроткачества. У себя на родине, в Баньюле, Майоль организовал мастерскую, где шесть девушек работали над коврами по его эскизам. Однако в 900-е годы Майоль отказывается от ковроделия.
Его увлекает новый вид искусства — его истинное призвание — скульптура.
В 1901 —1905 годах Майоль работает над первой своей большой скульптурной композицией — сидящей женской фигурой.
Скульптура имеет два названия — «Мысль» и Средиземноморье». Они взаимосвязаны между собой. В первой большой работе Майоль отдает дань традиции создания аллегорических фигур.
В 1905 году в осеннем Салоне Парижа скульптура предстала перед публикой.

Успех был огромен. И не только высочайшее техническое мастерство скульптора потрясло зрителей.
В удивительно пластичной, безупречной по композиции, выполненной в классических традициях скульптуре были заключены поэтичность, музыкальность, особое майолевское видение мира.
Сидящая обнаженная женщина, погруженная в задумчивость, словно застыла в вечности. Прекрасная и грациозная, полная жизни и теплоты, она одновременно воплощала некое общечеловеческое начало, являя собой совершенство форм, созданных природой, разумную красоту мироздания.
«Я никогда не довольствовался ни формой, ни материалом, - говорил позже Майоль. - Я хотел не творить форму, а вкладывать в нее душу. Я искал дух».

Писатель Андре Жид считал, что «Средиземноморье» - олицетворение нового искусства. В самом деле, это произведение - своего рода манифест, которым Майоль утверждал эстетические и идейные принципы скульптуры, свое понимание проблем, стоящих перед монументалистами.
В 1905 году после выставки «Средиземноморье» купил немецкий любитель искусства граф Г. Кесслер.
Он сыграет благотворную роль в дальнейшей судьбе мастера, став страстным почитателем таланта Майоля и пропагандистом его творчества в Германии.

Именно благодаря его заказам скульптор смог выбиться наконец из нищеты и обрести возможность для дальнейшего творчества.
Вплоть до Второй мировой войны Майоль работал поочередно в двух разных концах Франции - летом под Парижем в Марли ле Руа, а в остальные месяцы - в Баньульсе.

В дальнейшем Майоль отходит от таких сложных композиций к более простым и лаконичным, и его излюбленным мотивом становится изображение стоящей женской фигуры. Майоль говорил:
Создавая фигуру девушки, я хочу передать впечатление от всех девушек. Мои статуи — это поэмы жизни. Вместо того чтобы выражать себя в стихах, я делаю это в скульптуре.
В 1907 году, по заказу русского мецената И. А. Морозова, Майоль начал работать над статуей Помоны — она должна была представлять аллегорическую фигуру осени и плодородия.

«Помона» стоит и держит в каждой руке по яблоку. Идея яблока — округлая шаровидная форма — прочитывается во всей пластике ее тела: и в выпуклом лбе, и в полусферах груди, и в лепке живота.
Классическая стройность и симметрия, ясность образа могут напомнить о музейных прототипах. Но Майоль действительно является мастером XX века.
Изображая обнаженную фигуру, он не стремится передать реальную красоту женственности, он мыслит объемами, достигает их архитектонического сочетания, величавой строгости целого.

Военный мемориал Сере — военный мемориал , созданный французским скульптором Аристидом Майолем, расположенный в Сере ( Восточные Пиренеи ).

Статуя установлена в Сере на площади Свободы, на углу улицы Аристид-Майоль. Военный мемориал Сере представляет собой постамент со списком детей Сере, погибших за Францию, увенчанный статуей из светло-серого песчаника, изображающей женщину по прозвищу Ла Дулер.
Работа представляет собой сидящую женскую фигуру, ее правый локоть опирается на колено, а голова опирается на правую руку.
Памятник был заказан в мае 1919 г., он был открыт в 1922 году.
Несколько подготовительных эскизов к скульптуре хранятся в Музее современного искусства Сере. Военный мемориал Сере, принадлежащий муниципалитету, был классифицирован как исторический памятник с момента 17 марта 1994 г.
Бронзовая копия скульптуры Боль установлена с 1964 года в саду Карусель в Тюильри , в 1-м округе Парижа. Это часть группы статуй Майоля, выставленных на открытом воздухе.
Потрясенный Первой мировой войной, Аристид Майоль бесплатно создал в своем родильном отделении четыре мемориала: в Сере (1922 г.), Баньюль-сюр-Мер (1933 г.), Эльне (1921 г.) и Пор-Вандре (1923 г.)

Скульптуры Майоля — памятники стройности художественной мысли, образы идеальной законченности и отшлифованности художественной формы.
Бронзовые отливки многих известных скульптур Майоля стоят теперь в центре Парижа, перед входом в Лувр.
Эти фигуры относительно небольших размеров (как правило, чуть меньше или чуть больше натуры) не теряются на широком зеленом пространстве газона. Они с достоинством занимают свое место в окружающей среде современного города — стоят на границе между шумом уличного движения и тишиной музейных залов.
|
</> |