Мастер-класс. Подземный мир

топ 100 блогов anton_petrus11.01.2013 Всем привет! Сегодня очередной выпуск рубрики "Мастер-класс", и в гостях у нас очаровательная девушка Аня Мастер-класс. Подземный мирpandora_lj, которая не боится темных подземелий и кромешной темноты. Аня написала интересную статью про съемку под землей с использованием различных источников света. Естественно это не догма, а советы бывалого фотографа, базирующиеся на личном опыте.
Больше фотографий вы найдете у Ани в журнале - прошу любить и жаловать ))
Приглашаю поучаствовать в рубрике авторов пишущих на фототематику. Следующий выпуск будет посвящен концертной фотографии

Мастер-класс. Подземный мир

Подземная съемка трудна тем, что приходится снимать при очень плохом освещении или вообще без оного. Зачастую и иные условия затрудняют съемку и делают её менее комфортной: мокро, холодно, грязно, туман, пар, чрезмерное кол-во пыли и т.п., не говоря уже об экстремальной составляющей  Но в то же время это дает возможность проявить свою фантазию и самому нарисовать светом фотографию (пардон за языковую тавтологию).

Воду туман пыль пар это все можно использовать для получения интересного кадра. 
Где же такое может быть? Например, подземные коммуникации и ходы, созданные как человеком, так и природой: пещеры, каменоломни, подземные реки, подвалы, тоннели, штольни и т.п.

Предметом первой необходимости (помимо фотооборудования, конечно) является свет. Разумеется, вы можете использовать заженную спичку или подсветку телефона, но скорее всего у вас ничего хорошего не получится. Свет — лучший друг, и чем его больше, тем лучше, чем разнообразнее - тем интереснее. Для подземной съемки лучше всего использовать компактные мощные фонари, для разнообразия и получения разных световых температур можно использовать светофильтры, эконом-вариант - цветные стеклышки, было бы неплохо носить рассеиватель для фонаря. Идеальный вариант — это наличие не менее 2-х мощных ручных фонарей. В ряде случаев можно задействовать вспышку, но только как дополнение к другим источникам света - внешней вспышкой можно осветить передний план. Вспышка "в лоб" убивает тени и делает картинку плоской, ей рекомендуется подсвечивать предмет съемки не со стороны камеры, а с боков

На первый взгляд фонари светят одинаково, но на практике можно получить множество оттенков. На дешевых фонарях цвет часто уходит в сине-фиолетовый, на некоторых фонарях вместо нейтрального белого выходит зеленый. Стоит иметь это ввиду, используя одновременно несколько фонарей, т.к. на выходе вам нужно будет получить хорошо сочетающиеся цвета. Например:

1.
Красный фильтр на фонаре и обычный фонарь вдоль стен. Как оказалось, фонарь отдает в зеленый.  f/11, выдержка 13 сек, ISO 100
Мастер-класс. Подземный мир

Кстати, не усердствуйте с красным фильтром, он приемлем только в качестве дополнительного. Красный свет практически не отражается от поверхностей и съедает детали. Но маленький красный огонек будет виден на больших расстояниях (в прямой видимости).

Мне на память приходит 3 способа съемки под землей, которые можно комбинировать:

Равномерное освещение. Человек ходит вдоль снимаемого объекта, подсвечивая предмет съемки В данном случае чем длиннее выдержка, тем лучше. По трем причинам:
1. так не будут
видны ноги,
2. больше шансов успеть осветить все что нужно,
3. более равномерное распределение света, без "кусков".

Если объект съемки - пустое или полупустое помещение, а цель - показать рельефность стен, кладки или иных образований - не надо подсвечивать воздух, свет лучше направлять вдоль стены. При "прогулке" по помещению не светите в сторону камеры. Можно высвечивать из-за камеры, водя лучом по всему, что впереди вас, но в большинстве случаев получается плоская картинка с недосвеченным помещением. 

2.
Спереди была подсветка теплым светом, сзади подсвечивалось равномерно, фонарь с голубым фильтром f/11, ISO 100, выдержка 123 сек.Мастер-класс. Подземный мир

3.
Равномерное освещение обычный белым фонарем. f/8, ISO 200, выдержка 25 сек.
Мастер-класс. Подземный мир

Статичное освещение.
Осветительные приборы можно закрепить на штативе, положить на пол, полку, камешек.

4.
фонарь с теплым светом лежит в трубе, с холодным - за поворотом f/8, ISO 100, выдержка 28 секМастер-класс. Подземный мир

Съемка с использованием контрового освещения в статичном положении (не знаю, как написать более человеческим языком). В данном случае свет направляется в сторону камеры, между камерой и источником света может быть посторонний предмет или человек, в другом случае, если фонарь светит прямо в объектив, свет необходимо направлять чуть выше камеры. Учтите, что в данном случае света будет намного больше, чем в двух способах выше, учитывайте это, проставляя значение выдержки.

5.
f/7, ISO 200, выдержка 30 сек.
Мастер-класс. Подземный мир

Иногда в качестве светофильтра и рассеивателя может выступать часть подземного мира и природные явления, например лед:

6.
теплый контровой свет идет сквозь лед, спереди подсвечивается обычным белым фонарем f/8, ISO 100, выдержка 30 сек.
Мастер-класс. Подземный мир


7.
Мастер-класс. Подземный мир
f/5.6, ISO 200, выдержка 2 сек.

Технические характеристики съемки:
В зависимости от идеи кадра и условий съемки, подойдет разное диафрагменное значение. Для простой съемки помещения/тоннеля/пещеры с равномерным освещением лучше всего ставить 8-11, это позволит ставить меньшие выдержки, нежели при полностью закрытой диафрагме, глубина резкости не страдает. В случае, если вам нужна максимально большая выдержка (а если у вас еще есть пультик под BULB, то вы можете снимать часами), то диафрагму лучше всего максимально закрыть, во избежание пересвета (если это не часть задумки), можете использовать затемняющий фильтр. Да, хоть это звучит странно, при съемке в полной темноте света может быть слишком много. Разумеется ISO лучше всего ставить минимальное, тем более, при мелких недочетах и нюансах, будет легче вытянуть эти недочеты в редакторе. Однако, если того требует ситуация, лучше пожертвовать ISO, поставив выдержку поменьше. Зачастую это необходимо при съемке людей:

8.
f/5.6, ISO 400, выдержка 46 сек.
Мастер-класс. Подземный мир

Советую делать несколько кадров с одной точки, если вы не уверены, что все получается так, как вы хотели или что мелкие недочеты можно будет исправить в фоторедакторе. Так, вы сможете спасти испорченный кадр, совместив несколько, выделив более выигрышные зоны.
Если у вас камера поддерживает съемку в RAW - обязательно выбирайте этот формат (или RAW+JPEG). Он больше весит, представляет из себя недоработанный файл с полной информацией о кадре, что дает больше пространства для фантазии, ну и так же поможет спасти "загубленный", с первого взгляда, кадр.
Не забывайте, что съемка будет происходить в ограниченном пространстве при практически отсутствующем освещении. Технику следует подбирать под эти условия (скорее всего вам понадобится широкоугольный объектив) и, конечно, не забывать про штатив. Обязательно нужен минимум один мощный фонарь, можно использовать любые световые приборы: свечки, светильники и ночники на батарейках.
При построении кадра предпочтительней использовать видоискатель, но при фокусировке лучше включить лайв вью (конечно, если он есть)  и фокусироваться вручную, высветив фонарем точку, на которой вы будете фокусироваться


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Предлагается пройти опрос (результаты открыты всем), который будет и полезен, так как он отчасти приоткроет для Вас тему посмертного донорства. 1. Знали ли Вы о том, что на Вас распространяется действие презумпции согласия на изъятие органов? 2. Согласны ли Вы с тем, что человек ...
Несколько лет тому назад пригласили меня в школу информатику читать, так сказать по совместительству. С компьютерами я дружу, предмет, на мой взгляд, знаю ...
От него отрекаются господа из всех думских фракция: и эсеры, и коммунисты, и единороссы, и все, что есть в Думе — все считают, что надо мандат у Пономарева отобрать, а самого его отдать под суд за растрату . А какая была комбинация! Никаких взяток, что вы. И никаких растрат. ...
Во времена моего детства на месте Храма Христа Спасителя располагался бассейн «Москва». Его ненавидели верующие, жители окрестных домов и работники Пушкинского музея. По мнению последних, от испарений портились экспонаты. В конце прошлого века, когда бассейн закрыли, на экспонаты тут же ...
 Вчера пофоткала сынулю sea13 .... ...