Мастер и Маргарита
baby_lyaliko — 31.01.2024Все пишут про новую экранизацию "Мастера и Маргариты", ну и я напишу. Шла я на нее с большим скепсисом, стараясь много не ждать - трейлер мне не понравился, отсебятина какая-то, да и история экранизаций не внушала оптимизма. Но раньше меня фильм посмотрела моя дочь-подросток и вернулась из кино в полном восторге, так что пришлось и мне идти в кино, чтобы составить свое мнение.
Как я уже выше написала - история экранизаций оптимизма не внушала. Не беру иностранные и мультяшные версии, у нас основных версий (до этого года) было две - фильм Юрия Кары, снятый в 90х и сериал Бортко, снятый в 00х. И то и другое я даже не смогла целиком посмотреть, приходилось иногда перематывать
Сериал 2005 года - невероятно нудный и меееедленный. Он дотошно переносит с бумаги на экран каждую реплику, каждое описание, только ни атмосферы, ни настроения, не смеха, ни жути - ничего этого нет. И удивительно - ведь Булгаков отлично умеет передавать фантасмагоричность и ощущение горячечного бреда и ужаса - и средствами кино это можно сделать, но нет, сериал пресный как диетическая кашка. Попытка буквальной иллюстрации не работает (или работает не с любым текстом) - у литературы свои законы, у кино - свои. Ну и главные претензии у меня к касту, точнее к возрасту двух исполнителей главных ролей. Басилашвили (Воланд) за 70, Лавров (Пилат) - 80! Это очень, очень много. Они чудесные актеры, но они не годятся на эти роли. Годах в 1970-80 годились бы, но не 2005! Ну не могут Воланд и Пилат быть стариками. Про кота Бегемота в обеих экранизациях я просто промолчу.
И вот после этого всего, когда тебе кажется - ну раз уж дословная экранизация выглядит так.. гм.. неудачно. Что может спасти новый фильм?
Внимание, дальше будут спойлеры! Спойлеры к тому как устроен фильм, а не к сюжету романа, который, я надеюсь, все знают.
Оказывается, спасти может отказ следовать букве романа. Не начинать фильм со знаменитого вступления "Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина" и знаменитой сцены с покупкой и распитием абрикосовой воды.
Главное достоинство фильма, имхо - хорошо сделанные спецэффекты (наконец-то нормальный разгром квартиры критика Латунского! с козырей зашли создатели фильма) и атмосфера в целом. Мне неожиданно очень понравилось, что это не разухабистая и веселая история о приключениях свиты Воланда, а мрачная и темная история о довольно болезненных отношениях главных героев. И, кстати, все вполне вписывается в христианскую картину мира - герои-самоубийцы отправляются к дьяволу. А что их идиллический подвальчик перенесся на берег моря - так мы не знаем что это - может предсмертные глюки или мечтания. То есть романтизации самоубийства там нет.
К заглавным артистам у меня сложное отношение. Не люблю Цыганова, он кажется мне везде одинаковым и невыразительным - иногда это кстати, иногда мешает. Но тут вполне кстати. Снигирь красотка, здесь она немного болезненная и нервная
В общем, я понимаю, почему фильм кому-то может не понравиться, я не могу сказать, что я в безоговорочном восторге - вовсе нет. Но это лучшая на сегодня экранизация и это хорошо снятое, очень зрелищное кино, которое стоит посмотреть независимо от литературного первоисточника.
|
</> |