Мастер и Маргарита. (2024)
alexiy70 — 10.02.2024
Если тезисно:Понравился сценарий – история самого Булгакова на фоне «Мастера и Маргариты», авторская версия исправления мира, тонкой, едва видимой нитью вкрапленное в Святое Писание.
Удивительно, сколько читал книгу, сколько смотрел фильмов, всегда оставались вопросы: о чем же произведение? Что Булгаков вкладывал в него и что я могу понять из него? Заметил, что каждое кризисное время снимает своего Мастера и Маргариту.
Заметки на полях:
Интересное представление говорящего по-гречески Йешуа – зеленоглазый Машиах, как сказано у пророка Исайи (53,2): «… нет в Нём ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нём вида, который привлекал бы нас к Нему», видящий в каждом «доброго человека».
Интересно, что в фильме свита Воланда ушла на второй план, а на первом сам профессор и Мастер.
Интересно, что Маргарита представлена не страстной сладкой красавицей, как у Каро, а тонкой, вдумчивой и решительной. Странно, но обнаженные актеры не вызвали пошлых эротических чувств – сосредоточенность была на другом.
Конечно, в фильме есть политический контекст жизни самого Булгакова, того времени, нашего времени – материальный фон, но хотелось бы остановится, даже не на мистическом в фильме, а на духовном.
Фильм начинается и заканчивается фразой из Фауста: «…часть той силы, которая постоянно желает зла и постоянно творит добро». Конечно это аллюзия на фразу из Писания: Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу (Римл. 8,28). Так что же содействует ко благу? Зло?
В погрязшем во лжи, лицемерии, разврате обществе Булгаков-Мастер уже достиг своего мастерства – остался человеком. А Маргарите еще предстояло сделать метаморфозу и обратить зло в себе в добро – не погубить в себе жемчужину (по-греч. «маргаритес» - жемчужина, Божья искра, данная каждому человеку). И вот, дошедшая до высшего ранга темных сил, Маргарита осталась Человеком и просит за платок Фриды, чем вероятнее всего успокоит ее душу (по-немецки фриде - мир, покой). Считаю, что кульминация фильма - именно эта ее просьба не за себя, которая и перевернула «w» (Воланда - зло) в «м» (в Маргариту - жемчужину).
Москва истерзана стройкой – какими-то монументальными проектами со страшной вавилонской башней на месте Храма Христа Спасителя. Зритель как будто теряется в этих неприятных, грязных дорогах и огромных зданиях. Клиника – воздушный замок светлого будущего, которая «лечит» умы для этого самого будущего. Но весь этот страшный архитектурный проект Москвы в итоге горит, взрывается изнутри, а ушедшие из материального плана Мастер и Маргарита (как обновленные Адам и Ева) живут в своем исправленном мире. На этом фоне Писание не горит - Слово Бога, Логос, Жемчужина вечна!
ПС. Посмотрите фильм и потом попробуйте перечитать этот краткий взгляд еще раз, может быть он поможет понять произведение, понять себя.
|
|
</> |
Домашний интернет от «Мегафона»: актуальные тарифы и выгоды
Только горю не помочь, нет теперь закона, - у жирафов вышла дочь замуж за бизона
Vancouver Spirit Run 2025.
Золотой камень
Караси
О прямой и явной угрозе для Путина Главная цель «Томагавков» назначена?
Долгая прогулка / The Long Walk (2025)
Музейная кража
ХИМЧАТА-МОСКВИЧАТА 2025/4

