
«Мастер и Маргарита» 2024. Впечатления

Но по порядку.
Начнем с того, что понравилось.
- Удачный выбор актеров
на главные роли. Воланд, Маргарита и Мастер – все хороши. Воланд –
достаточно ехиден и обаятелен, Маргарита, наконец-то, взрослая,
знающая себе цену красивая женщина, Мастер – умеренно бесстрастен и
погружен в свою реальность.
- Атмосфера, наполненная
правильной булгаковской бесовщинкой. Она есть, и это хорошо. Потому
что ни у Бортко, ни у Кары ее не было вовсе. Но до уровня спектакля
театра на Юго-Западе все равно еще очень
далеко.
- Относительно неплохо
сделаны те сцены, которые соответствуют булгаковскому тексту:
разговор с Воландом на Патриарших, разговор Пилата с Иешуа, сцены в
домике Мастера и, пожалуй, с некоторой натяжкой, бал
Воланда.
- Прочие актеры – это
какая-то труппа бродячего цирка. Гротеск и ничего кроме. Иешуа –
так просто полный провал. Вместо сына Бога – мы видим хитроватого
проходимца.
- Цельности никакой нет.
Весь фильм – это сборная солянка из отдельных фрагментов, плохо
скомпонованных на фоне среднего качества компьютерной
графики.
- Часть булгаковских сцен
сделаны (или смонтированы) словно впопыхах. Осталось впечатление,
что пленку клеили на глазок, теряя паузы, части слов и т.д., лишь
бы уложиться в хронометраж. В итоге смотрится так, словно
проматывают в ускоренном режиме. Это полет Маргариты, разгром
квартиры Латунского, все сцены со свитой Воланда, сцена после
бала.
- Все то, что досочинили
к булгаковскому тексту – беспомощно, в том числе и потому, что
изобилует штампами (уже одних злобных работников НКВД достаточно,
чтобы испортить впечатление) и заезженными приемами (взгляд на
происходящее глазами пациента психиатрической клиники - так
измусолен в театральных постановках, что дальше уже просто
некуда).
- Старательно (но
совершенно нереалистично) нарисованные здания видимо были
предназначены продемонстрировать давление тоталитарного режима. Это
нашлось где-то в объяснениях то ли критиков, то ли
дизайнеров. Последние, также пояснили, что Москва оказалась
недостаточно тоталитарна и часть сцен поэтому снимали в Питере.
Странно, но не важно.Так вот. Эти
компьютерные декорации, к сожалению, не сыграли вообще. Цитируя
фильм, «проделана большая работа», но…. Никак они не обыграны, лишь
маячат, как картонки на заднем плане, причем все это больше похоже
на Нью-Йорк 20-х, чем на Москву 30-х.
- Кот. Кота
слили полностью. Он говорит настолько невнятно, что невозможно
понять половину слов. Кроме того, мейн-кун и так-то не очень
вяжется с образом упитанного Бегемота, но это еще ладно. Но так
испортить кошачью морду! Начисто убить весь юмор кошачьих
эпизодов!
- Кстати, не
только кошачьих. В фильме вообще нет юмора! Ну, максимум, пара
шуток где-то мелькнула (одна из которых – «Патриаршие пруды
им. Маркса», на мой взгляд, выглядит скорее глупо, чем смешно). Это
в фильме по «Мастеру и Маргарите», книге, полной иронии и
прекрасных оборотов речи, то смешных, то
язвительных.
- Но это все
еще как-то можно было бы простить, если бы фильм в целом интересно
смотрелся. Но нет. Основная претензия к нему – то, что он чертовски
скучен. Действие промеж реперных точек (Патриаршие, Варьете, Пилат
с Иешуа и т.п.) просто провисает, особенно в
середине.
|
</> |