Масштабная фантастика «Сто лет тому вперед» по Киру Булычёву: Путешествие в

топ 100 блогов okkomovies22.04.2024
Кадр из фильма «Сто лет тому вперед», реж. Александр Андрющенко, 2024
Кадр из фильма «Сто лет тому вперед», реж. Александр Андрющенко, 2024

В российский прокат вышел фантастический фильм по мотивам одноименной повести советского фантаста Кира Булычёва «Сто лет тому вперед». Режиссер Александр Андрющенко отходит от первоисточника и переносит события в наши дни. Рассказываем, почему фильм всерьез претендует на звание лучшего отечественного блокбастера года.

Коля Герасимов (Марк Эйдельштейн) живет с мамой в одной из чертановских хрущевок, страдает от безответной любви к однокласснице, терпит буллинг и пишет рэп. Ничего необычного здесь не происходит до тех пор, пока подросток в результате очередной хулиганской проделки не оказывается в школьной подсобке. Опустошив загадочный тайник, спрятанный под настенным портретом Ньютона, Коля обнаруживает неизвестное устройство, которое чудесным образом отправляет подростка на 100 лет в будущее.

Марк Эйдельштейн («Монастырь» и «Смычок») — не единственная молодая звезда фантастического блокбастера Александра Андрющенко. Компанию ему составляет Даша Верещагина («Оффлайн», «Секс. До и после»), исполнившая роль современной Алисы Селезнёвой. Как и Коля, Алиса ходит в школу и переживает типичные подростковые трудности. Например, конфликтует с профессором-отцом (Константин Хабенский), пытаясь выйти из-под родительской опеки. Разве что мечты о военной академии не вписываются в образ среднестатистической девочки-подростка, но и это объяснимо. Вот уже много лет Алиса живет верой в то, что ее давно исчезнувшая мама Кира (Виктория Исакова), героически сразившая пиратского предводителя Глота (Юра Борисов), всё еще жива, оставаясь где-то в ином времени. Встреча с Колей дарит юной воительнице возможность найти Киру и кучу других забот в придачу.

Масштабная фантастика «Сто лет тому вперед» по Киру Булычёву: Путешествие в

Устройством, найденным Колей в подсобке, оказался космион — прибор, работающий как машина времени. Спрос на космион большой: с помощью него Алиса должна спасти мать, а пираты — свое будущее. Некогда лишенные власти Глот и Весельчак У (Александр Петров) планируют восстановить прежние позиции, вернувшись к началу — к моменту, определившему будущее межгалактического мира. Соприкоснувшись с кровью нового обладателя, космион растворяется в его теле, превращая носителя в невольного транспортировщика. Теперь при сильном эмоциональном потрясении Коля совершает перемещения во времени, затягивая в межгалактический водоворот и друзей, и врагов.

В последние годы, как и в далекие 1980-е, спрос на прозу Кира Булычёва вырос многократно. Однако переснимать драгоценную советскую классику никто не планировал: фильм «Сто лет тому вперед» сильно отличается от одноименной повести и совершенно не похож на культовый телесериал «Гостья из будущего» 1985 года. Гораздо сильнее на новом проекте сказалось влияние комиксовой культуры — не зря фильм можно справедливо сравнивать с продукцией Marvel. Если и устраивать подобные спарринги, то «Сто лет тому вперед» держится уверенно и почти на высоте. Спецэффекты на уровне, запал бодрый, смонтировано лихо. Последнее совсем неудивительно при беглом знакомстве с фильмографией режиссера: Андрющенко, много лет выступавший продюсером на крупных российских проектах («Притяжение», «Лед», «Чики»), начинал как монтажер еще на «Русалке» Анны Меликян.

Масштабная фантастика «Сто лет тому вперед» по Киру Булычёву: Путешествие в

Однако спецэффектами и монтажом в современном кино не удивишь: нужны козыри, и «Сто лет тому вперед» может запросто блеснуть парочкой. Первое, что дает 100 очков вперед, — яркие персонажи. В кино злу и так положено быть обаятельным, но если за его воплощение отвечает Александр Петров — актер несколько замыленный, но, бесспорно, талантливый, — противостоять ему становится сложнее. Его Весельчак, несмотря на странные трансформации, внезапный героизм и переигрывание, частенько напоминает булгаковского Коровьева, зрителю однозначно запомнится и не раз его рассмешит. Но интереснее герой Юры Борисова — влиятельный пиратский предводитель, внешне поразительно похожий на Харконнена из вильнёвской «Дюны». Глот умен и расчетлив, держит связь с космосом и никогда не вступает в схватку лично, так как легко порабощает волю другого. Борисов успешно избавляется от налета комизма, характерного для отечественных антагонистов, и создает более сложный образ зла, нейтрализующего любое сопротивление, готового погибнуть во имя цели, уважающего своих оппонентов и даже не лишенного некоторого извращенного благородства.

Масштабная фантастика «Сто лет тому вперед» по Киру Булычёву: Путешествие в

Другим важным достижением картины стал броский визуальный нарратив. Помимо блеклых персонажей, российское кино частенько страдает безвкусицей и непониманием стилистических канонов. Однако «Сто лет тому вперед» и здесь не проигрывает. Создатели не скрывают увлечения наследием предшественников (бесконечные отсылки к фильмам Пак Чхан-ука, Ридли Скотта, Алекса Гарленда и, конечно, Дени Вильнёва не дают об этом забыть), но постмодернистская окрошка из культовых авторских боевиков, фэнтезийных эпиков и супергеройских франшиз выглядит уместно и невычурно. Важнее, что режиссер не скупится использовать разные способы визуального повествования: ломает четвертую стену (кивок «Дэдпулу»), вводит стильные горизонтальные панорамы (привет «Олдбою»), чередует выразительные контрастные ракурсы и в целом не сидит на месте большую часть фильма, сдавая в качестве только ближе к финалу.

Масштабная фантастика «Сто лет тому вперед» по Киру Булычёву: Путешествие в

«Сто лет тому вперед» — достойное аттракционное кино, несовершенное, но захватывающее и качественно сделанное. Амбиции у проекта скромнее, чем кажется, — так же, как и у его героев: на спасение мира никто не претендует (спасти бы родное Чертаново), но индустрии помочь в силах. Закрыв глаза на циничные заимствования и сюжетную путаницу, можно вполне получить удовольствие от взлетов и падений, пространственно-временных разрывов и вечной одиссеи по фантастическим измерениям. Поиск отсылок — тоже увлекательное хобби (где, как не в отечественной кинофантастике, могут соседствовать прототипы Боромира и Джона Сноу). Традиция превращать советскую классику в современный блокбастер всё еще безотказна — равно как и слепая вера в счастливый финал: деревья вырастут, машины взлетят, жизнь наладится. Преступники станут героями, а Москва — еще краше.


Текст: Валерия Косенко

Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Тут парочка дискуссий заставила высказаться на тему какой именно я вижу Россию великой и почему я считаю крымнашенскую историю - быдляческой . Итак, (чисто для определения позиции, не обвиняйте в идеализме). Великая Россия для меня - эта свободная Россия, в которой живут свободные люди, ...
В 2031 году двое мужчин и двое женщин в рамках программы Mars One достигнут красной планеты, они будут первыми земными колонистами на Марсе. Анастасия Степанова и еще три россиянки были выбраны в топ-сто участников программы, из свыше двухсот тысяч добровольцев, которые хотят ...
Не знаю, мы с Сашей забились по поводу чемпионата мира.  Я сказала, что сейчас выиграет Марокко, а чемпионом станет Аргентина. Этот, разочаровавшийся в шефе, сказал, что, нет. Всюду, и сейчас и в финале, выиграет Франция. И если нет, он разочаруется и во Франции. А наш ...
Термин "лошадиная сила" более-менее привычен для слуха. Это наименование внесистемной единицы мощности. Для двигателей есть даже "налоговая лошадиная сила", она же метрическая. (Тут вспоминается анекдот про студента, который говорит, что лошадиная сила - это сила лошади ростом в 1 метр и ...
— Хочу тебе что-то показать. — Я уже посмотрел тот шкаф, что ты мне по ватсапу прислала. — Нет, другое. Смотри какой сильный ветер на завтра обещают. 64 я раньше видела, но 72 вижу впервые. — Если на самом деле будет такой ветер, позвоню менеджеру, скажу, что не смогу на работу приехать. ...