Масштабная фантастика «Сто лет тому вперед» по Киру Булычёву: Путешествие в

топ 100 блогов okkomovies22.04.2024
Кадр из фильма «Сто лет тому вперед», реж. Александр Андрющенко, 2024
Кадр из фильма «Сто лет тому вперед», реж. Александр Андрющенко, 2024

В российский прокат вышел фантастический фильм по мотивам одноименной повести советского фантаста Кира Булычёва «Сто лет тому вперед». Режиссер Александр Андрющенко отходит от первоисточника и переносит события в наши дни. Рассказываем, почему фильм всерьез претендует на звание лучшего отечественного блокбастера года.

Коля Герасимов (Марк Эйдельштейн) живет с мамой в одной из чертановских хрущевок, страдает от безответной любви к однокласснице, терпит буллинг и пишет рэп. Ничего необычного здесь не происходит до тех пор, пока подросток в результате очередной хулиганской проделки не оказывается в школьной подсобке. Опустошив загадочный тайник, спрятанный под настенным портретом Ньютона, Коля обнаруживает неизвестное устройство, которое чудесным образом отправляет подростка на 100 лет в будущее.

Марк Эйдельштейн («Монастырь» и «Смычок») — не единственная молодая звезда фантастического блокбастера Александра Андрющенко. Компанию ему составляет Даша Верещагина («Оффлайн», «Секс. До и после»), исполнившая роль современной Алисы Селезнёвой. Как и Коля, Алиса ходит в школу и переживает типичные подростковые трудности. Например, конфликтует с профессором-отцом (Константин Хабенский), пытаясь выйти из-под родительской опеки. Разве что мечты о военной академии не вписываются в образ среднестатистической девочки-подростка, но и это объяснимо. Вот уже много лет Алиса живет верой в то, что ее давно исчезнувшая мама Кира (Виктория Исакова), героически сразившая пиратского предводителя Глота (Юра Борисов), всё еще жива, оставаясь где-то в ином времени. Встреча с Колей дарит юной воительнице возможность найти Киру и кучу других забот в придачу.

Масштабная фантастика «Сто лет тому вперед» по Киру Булычёву: Путешествие в

Устройством, найденным Колей в подсобке, оказался космион — прибор, работающий как машина времени. Спрос на космион большой: с помощью него Алиса должна спасти мать, а пираты — свое будущее. Некогда лишенные власти Глот и Весельчак У (Александр Петров) планируют восстановить прежние позиции, вернувшись к началу — к моменту, определившему будущее межгалактического мира. Соприкоснувшись с кровью нового обладателя, космион растворяется в его теле, превращая носителя в невольного транспортировщика. Теперь при сильном эмоциональном потрясении Коля совершает перемещения во времени, затягивая в межгалактический водоворот и друзей, и врагов.

В последние годы, как и в далекие 1980-е, спрос на прозу Кира Булычёва вырос многократно. Однако переснимать драгоценную советскую классику никто не планировал: фильм «Сто лет тому вперед» сильно отличается от одноименной повести и совершенно не похож на культовый телесериал «Гостья из будущего» 1985 года. Гораздо сильнее на новом проекте сказалось влияние комиксовой культуры — не зря фильм можно справедливо сравнивать с продукцией Marvel. Если и устраивать подобные спарринги, то «Сто лет тому вперед» держится уверенно и почти на высоте. Спецэффекты на уровне, запал бодрый, смонтировано лихо. Последнее совсем неудивительно при беглом знакомстве с фильмографией режиссера: Андрющенко, много лет выступавший продюсером на крупных российских проектах («Притяжение», «Лед», «Чики»), начинал как монтажер еще на «Русалке» Анны Меликян.

Масштабная фантастика «Сто лет тому вперед» по Киру Булычёву: Путешествие в

Однако спецэффектами и монтажом в современном кино не удивишь: нужны козыри, и «Сто лет тому вперед» может запросто блеснуть парочкой. Первое, что дает 100 очков вперед, — яркие персонажи. В кино злу и так положено быть обаятельным, но если за его воплощение отвечает Александр Петров — актер несколько замыленный, но, бесспорно, талантливый, — противостоять ему становится сложнее. Его Весельчак, несмотря на странные трансформации, внезапный героизм и переигрывание, частенько напоминает булгаковского Коровьева, зрителю однозначно запомнится и не раз его рассмешит. Но интереснее герой Юры Борисова — влиятельный пиратский предводитель, внешне поразительно похожий на Харконнена из вильнёвской «Дюны». Глот умен и расчетлив, держит связь с космосом и никогда не вступает в схватку лично, так как легко порабощает волю другого. Борисов успешно избавляется от налета комизма, характерного для отечественных антагонистов, и создает более сложный образ зла, нейтрализующего любое сопротивление, готового погибнуть во имя цели, уважающего своих оппонентов и даже не лишенного некоторого извращенного благородства.

Масштабная фантастика «Сто лет тому вперед» по Киру Булычёву: Путешествие в

Другим важным достижением картины стал броский визуальный нарратив. Помимо блеклых персонажей, российское кино частенько страдает безвкусицей и непониманием стилистических канонов. Однако «Сто лет тому вперед» и здесь не проигрывает. Создатели не скрывают увлечения наследием предшественников (бесконечные отсылки к фильмам Пак Чхан-ука, Ридли Скотта, Алекса Гарленда и, конечно, Дени Вильнёва не дают об этом забыть), но постмодернистская окрошка из культовых авторских боевиков, фэнтезийных эпиков и супергеройских франшиз выглядит уместно и невычурно. Важнее, что режиссер не скупится использовать разные способы визуального повествования: ломает четвертую стену (кивок «Дэдпулу»), вводит стильные горизонтальные панорамы (привет «Олдбою»), чередует выразительные контрастные ракурсы и в целом не сидит на месте большую часть фильма, сдавая в качестве только ближе к финалу.

Масштабная фантастика «Сто лет тому вперед» по Киру Булычёву: Путешествие в

«Сто лет тому вперед» — достойное аттракционное кино, несовершенное, но захватывающее и качественно сделанное. Амбиции у проекта скромнее, чем кажется, — так же, как и у его героев: на спасение мира никто не претендует (спасти бы родное Чертаново), но индустрии помочь в силах. Закрыв глаза на циничные заимствования и сюжетную путаницу, можно вполне получить удовольствие от взлетов и падений, пространственно-временных разрывов и вечной одиссеи по фантастическим измерениям. Поиск отсылок — тоже увлекательное хобби (где, как не в отечественной кинофантастике, могут соседствовать прототипы Боромира и Джона Сноу). Традиция превращать советскую классику в современный блокбастер всё еще безотказна — равно как и слепая вера в счастливый финал: деревья вырастут, машины взлетят, жизнь наладится. Преступники станут героями, а Москва — еще краше.


Текст: Валерия Косенко

Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мне тут вчера написал один читатель, что в моих последних политических постах вылезло мое "истинное я", и он теперь категорически отказывается читать мои книги. И предупредил, что мое гнусное истинное я отпугнет еще много читателей. Потом написала еще одна читательница и спросила, можно ...
Декабрь у меня выдался даже каким-то более нервным, чем ноябрь. И снова мне удивительно, что, оказывается, довольно много всего в нем было приятного и хорошего. Потому что по ощущениям, в нем жили одни лишь таблетки и сиропы от кашля, витамин D, стопки учебников и рабочих тетрадей, ...
С анкт-Петербургское чрево - раньше Сенная площадь называлась в народе именно так... Здесь был огромный и один из самых недорогих рынков города. Куча карманников, криминала, несвежих, но дешевых продуктов и т.п. Районы, примыкавшие к Сенной площади, традиционно были населены ...
Вот что за манечка писать в комментах, что я кому-то завидую? С какой стати? Как пишешь про Путина, Си, Трампа или кого-то аналогичного уровня, то ничего. А как тронешь какое-то унылое овно типа Сёмина или Прилепина, то "вы просто ему завидуете". Завидовать чему? У меня жена - одна из ...
Все мы в этом году стали свидетелями аномальной погоды по всей планете, то заморозки, то ураганы то листья в Рязани, то еще что-то. Конечно климатологи и метеорологи замыливают нам глаза рассказами про циклопы, антициклопы и таяние ледников. Но верится слабо, как доказать что на самом ...