«Маска, я вас знаю»

Задание для марафона от Люси fotovivo.
Вас приглашает театр юного зрителя — один из ведущих театров Сибири, который был основан в 1964 году. Скульптурная композиция и фонтан «Арлекин и Коломбина» на площади у театра создают атмосферу эпохи комедий «дель арте» и переносят в маленькую Венецию, окруженную водой.

Открытие состоялось в 2008 году и было приурочено к 380-летию со дня основания города. Авторы — архитектор Андрей Касаткин и скульптор Александр Ткачук. Бронзовую скульптурную композицию театральных героев XVI века окружает 9 мощных водных струй. Особенно привлекателен фонтан в вечернее время, когда включается подсветка.

Уличные театры в Венеции были связаны с традицией карнавала. Этот праздник, который проходил в городе, включал театрализованные представления, в том числе импровизированные спектакли. В XIII веке карнавал был официально признан государственным праздником. В эпоху Возрождения в Венеции особенно популярной была импровизационная комедия «дель арте», персонажи которой Панталоне, Арлекин, Коломбина нашли отражение в карнавальных костюмах. Тут мы видим Арлекина и Коломбину, запечатленных в бронзе.

Арлекин и Коломбина герои старинной итальянской уличной пантомимы.

Комедия дель арте (итал. commedia dell'arte), или комедия масок, — вид итальянского площадного театра, который существовал с середины XVI до конца XVIII века. Сюжеты были каноничны: молодые влюблённые, счастью которых мешают старики, благодаря помощи ловких слуг преодолевают все преграды. Сценарий, как правило, имел комедийный характер, но это могли быть и трагедия, и трагикомедия, и пастораль, редко — трагедия. Устраивались представления моралий — пантомим в масках.

Арлекин первоначально был одним из слуг. Крестьянский юноша-простачок постоянно попадал в нелепые, комичные ситуации, вызывая смех зрителей. Костюм из разноцветных лоскутов говорил о его бедности и скупости хозяина. А на шляпе Арлекин носил заячий хвост — символ трусости.

Коломбина первоначально была служанкой в итальянской комедии, но со временем, уже во Франции, превратилась в возлюбленную Арлекина. Популярность этих героев росла, они веселили публику своими трюками и шутками — зрители требовали своих любимых персонажей опять и опять.

В 2012 году Красноярский ТЮЗ признан особо ценным культурным объектом Красноярского края, развивает программу театральной педагогики с экскурсиями по закулисью, литературными чтениями, мастер-классами.

В театре функционируют три сцены: основная сцена (вместимость зрительного зала — 332 места), малая сцена и трансформируемая площадка Blackbox. В 2015 году там открылся Букхолл — книжный магазин и литературная гостиная. Затем появились Кинохолл и Арт-кафе — камерные площадки, на которых проходят читки пьес, творческие встречи, показы моноспектаклей.

Здание Красноярского театра юного зрителя (ТЮЗ) было возведено в конце 1950-х годов в стиле советского модернизма, который стал одним из официальных направлений в архитектуре страны после 1955 г. История театра началась летом 1964 года, когда приехали выпускники Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Среди них — Николай Олялин и Лариса Малеванная. В репертуаре были и пьесы советских драматургов Арбузова, Володина, и классиков — Гоголя, Островского, Гоцци, Шекспира, Мольера. В настоящее время театр возглавляет Роман Феодори. С приходом этого режиссёра в 2011 году постановки ТЮЗа превратились в феерии.

|
</> |