"Марсианин" против макспаркера.

Последние шесть часов я отдал "Марсианину" Энди Вейра. Нет не фильму по его роману, а самому роману. Для меня много лучше самому окунуться в океан автора, нежели смотреть рассказ о путешествии в его водах режиссёра.
Чтение, признаюсь, захватило. Так давно не было. Пожалуй, с детства. С тем только отличием, что не неизведанное захватило, а борьба с жаренным петухом, который постоянно клюёт нас. То ли по нашей глупости, то ли по глупости окружающих, но в состоянии форс-мажора человеки оказываются с пугающей регулярностью.
Несмотря на некоторые нестыковки, как-то разное поведение одного и того же явления - пыльной бури - которое один раз промчалось ураганом, а в другой растянулось на месяцы, сюжет понравился. Динамичный и интригующий он рассказывает нам о главном американском стереотипе - герой одиночка спасает мир. В данном случае себя, в первую очередь, но своим спасением герой спасает репутацию НАСА и США.
Под стать ему и другие герои-одиночки. Девочка, в рутине наблюдений за космосом обнаружившая, что герой жив и брошен на Марсе и мальчик, озарённый идеей изменения траектории полёта корабля, экипаж которого оставил своего товарища одного.
В противоположность им показана громоздкая машина НАСА, сотрудников которой высоко ценит герой. Создавая вокруг своей работы ореол сложности и мученичества в преодолении этой сложности, НАСА раз за разом губит проекты спасения.
Марс и НАСА против героя. Хотя герой и НАСА в одной команде. Спасти героя может только НАСА, поскольку герой помнит, что русский венерианский зонд приземлился на Земле.
А вот автор романа иного мнения и на помощь зовёт китайский проект. Не буду рассказывать перипетии спасения, но две вещи отмечу. Одна из них это очередная нестыковка, когда причиной оставления героя явилась угроза опрокидывания взлётного модуля, высотой под тридцать метров, а его спасением становится другой такой же модуль, который всем своим ростом ждёт героя годами. Здесь ведь шанс на катастрофу - 50% и НАСА категорически не может на такое пойти, поскольку в романе встречается место, где один из руководителей говорит о том, что и угроза в 2,5% является неприемлемой. Но тем не менее слов из песни не выбросишь.
Вторая - это наши стереотипы. Помните "Армагеддон" с Уиллисом? Если помните, то, конечно, помните и русскую космическую станцию с пьяным космонавтом в ватнике и шапке ушанке, кувалдой чинящего компьютер. Здесь то же самое. Устами героя автор говорит: "Корабль Юрия Гагарина был куда надёжней и безопасней. А советские ракеты были чёртовыми душегубками."
|
</> |