МАРК ШАГАЛ. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. 1915


Часть 1.
Нельзя знакомить своего парня со своей лучшей подругой! Наверняка эту извечную истину, записанную на скрижалях человечества слезами тысяч брошенных невест и почти невест, множество раз вспоминала Тея Брахман, когда ее бойфренд и почти жених Мовша (ну, или Марк) Шагал, встретив однажды ее подругу Беллу Розенфельд с первого взгляда влюбился в нее без памяти, совершенно забыв про Тею, с которой у него некоторое время длился вялотекущий роман.
С Теей Брахман Шагал познакомился в Петербурге, где с 1907 года он учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Девушка была его землячкой, также из Витебска, из семьи врача. Она изучала историю искусств и была особой весьма эмансипированной и смелой для своего времени. Известно, что Шагала с девушкой познакомил их общий витебский приятель Виктор Меклер. Вполне вероятно, что поначалу Марка и Тею сблизило то, что они оказались земляками, скучающими в холодном и чопорном Петербурге по родному Витебску. Но затем общение переросло в дружбу, а далее, видимо, и в нечто большее.

Биографы Шагала не особо много внимания уделяют его отношениям с Теей, однако известно, что девушка помогала Шагалу деньгами, поскольку тот в Северной столице перебивался случайным заработками, а зачастую откровенно голодал, и иногда позировала ему обнаженной, так как молодой художник не имел средств, чтобы нанять профессиональную модель. И я полагаю, что какой бы продвинутой эмансипе не была Тея Брахман, для девушки из более чем приличной семьи такой уровень откровенности в отношениях с мужчиной все же предполагает некоторые надежды на их официальное продолжение.

Тея и Марк продолжали встречаться и Витебске, куда при первой же возможности приезжали навестить свои семьи и друзей. И вот однажды, осенью 1909 года, когда художник был в гостях в доме Брахманов, туда заглянула лучшая подруга Теи Белла (Берта) Розенфельд. На тот момент она тоже бывала в Витебске нечасто, поскольку жила в Москве и училась на историко-философском факультете Московских высших женских курсов Герье, и мечтала стать актрисой.

В эту первую встречу Марк произвел на Беллу странное впечатление:
«...Голова всклокочена. Спутанные кудрявые волосы рассыпаются, падают на лоб, закрывают брови и глаза. Когда же глаза проступают, оказывается, что они голубые, небесно-голубые. Странные глаза, необычные, продолговатые, как миндалины. Рот приоткрыт - то ли хочет заговорить, то ли укусить острыми белыми зубами...»

Но вот для Шагала это оказался тот самый удар молнии, электрический разряд, порхающие бабочки, - в общем, он ощутил все то, что обычно описывают, когда речь идет о любви с первого взгляда. Впоследствии он записал в своих воспоминаниях:
«...С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня! Она молчит, я тоже. Она смотрит — о, её глаза! — я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Я вошёл в новый дом, и он стал моим навсегда...»

Но Белла, которая была девушкой деликатной, даже и представления не имела о том, что творилось в душе ее нового знакомого. Она не хотела смущать подругу и ее кавалера и быстро ушла. Но потом настойчивость влюбленного художника оказала на Беллу свое роковое воздействие, и закрутился бурный роман с тайными свиданиями, когда то он, то она ночью лазили в окна комнат друг друга, и совершенно невинными поцелуям и объятиями. Молодые люди сразу решили пожениться, но семья невесты пришла от этого в ужас. В итоге свадьба состоялась только летом 1915 года, так что влюбленным пришлось ждать возможности официально закрепить свою любовь узами брака более пяти лет. За это время Марк успел съездить в Париж, приобрести там новый опыт, выработать свой стиль и получить определенную известность.

Белла вернулась в Москву, параллельно с учебой на высших женских курсах она занималась в студии Станиславского, а еще подрабатывала в газете «Утро России». Мечту стать актрисой ей все-таки пришлось оставить, поскольку на одной изрепетиций она получила серьезную травму. Но зато она успешно сдала экзамены в ноябре 1913 года, а в феврале 1914 года защитила сразу две диссертации «Освобождение русских крестьян» и «Достоевский» и получила диплом.
В 1915 году из Парижа вернулся Шагал, и пара, по-прежнему безумно влюбленная друг в друга, начала готовится к свадьбе...
Продолжение следует...