Мария Званцева "Наташа Ростова в Париже: Трагедия - и немного фарса"
fem_books — 03.02.2024
«Гостиница наша на бойкой улице. Мое впечатление очень сильное.
Всюду жизнь, толпа, суета... все спешат, все нарядны, все чем-то
заняты. Я – провинциалка... Идем на всемирную выставку, и какая это
прелесть! Все, что только бывает на свете, начиная с машин и кончая
куклами - все это выставлено... Я просила милую нашу горничную при
гостинице пойти со мной в магазины, что она охотно делала. Я
покупала всякие вещи, чтобы свезти всем своим, и меня забавляла и
поражала разница с русским товаром: до чего все было здесь изящнее
и дешевле.»Воспоминания Татьяны Андреевны Кузминской-Берс я перечитываю постоянно и знаю уже, наверное, построчно. Искренний, живой текст одаренной женщины, посрамившей, кстати, все толстовские измышления на собственный счет и прожившей жизнь сложную, радостную и долгую. Настолько не ограниченной «самкою», что по каждой главе ее мемуаров можно писать феминистскую диссертацию (при всем почтении мемуаристки к великому писателю, мужу старшей любимой сестры).
А поездка московской барышни Танечки Берс в Париж состоялась в 1867 году в компании близкого друга и соседа семейства Толстых Д.А. Дьякова и его дочери. Господин Дьяков, одышливый толстяк сорока пяти лет, был буквально вчерашним вдовцом – его жена, очень любившая и по-матерински привечавшая Танечку, скончалась за месяц до того. О, как он рыдал над гробом – и через три месяца преспокойно сделал предложение двадцатилетней Тане, при полной поддержке и родителей ее, и – тадам - высоконравственного Льва Николаича с супругой.
Вообще граф Толстой, пользуясь колоссальным своим влиянием на сестер Берс, не раз пытался «устроить судьбу» свояченицы по образу и подобию собственного адского брака. То есть выдать замуж за кого-то себе близкого, к тому же намного старше, кто сумел бы обуздать очаровательную резвую девочку, сделать из нее копию несчастной Софьи Андреевны. Самым одиозным, пожалуй, было еще более раннее, чем история с Дьяковым, сводничество Тани со старшим братом Толстого, Сергеем Николаевичем, имевшим многолетнюю многодетную любовницу. О которой было известно всем вокруг – кроме бедной влюбившейся Тани, узнавшей правду после помолвки и нашедшей в себе силы отказать позорному жениху.
За эти игры взрослых жадных мужиков вокруг ее юности, прелести, неотразимой витальности Танечка Берс заплатила тяжелейшей депрессией и серьезной попыткой самоубийства. История живого прототипа Наташи Ростовой могла закончиться очень рано и трагично. Но ее внутренняя сила, жизненная энергия преодолели все, посрамив, повторюсь, сонмы желавших управлять этим женским характером. В том же 1867 году она, несмотря на всеобщее недовольство, вышла замуж за своего избранника, молодого красавца-кузена, близость и симпатия с которым зародились в их общем детстве. «Любовь, пустившая когда-то корни, заглохшая и забытая, снова расцвела.» Вопреки романным инсинуациям (Александр Кузминский – прообраз Бориса из «Войны и мира»), брак был удачным. Дочери Толстого с восхищением и завистью вспоминали приезды тети Тани из Петербурга – веселой, оживленной, светски модно одетой. Путешествующей и в Берлин, и в Париж. Любящей – и все же самоуправной.
|
|
</> |
Какие бывают подшипники: обзор шариковых, роликовых и игольчатых моделей
10 блюд, которые я бы никогда не заказала на первом свидании
Какие лекарства и БАДы опасны для водителя: список.
Ничего не понимаю
Японский грумминг. До и после.
1985: Роберт Палмер выпустил восьмой альбом "Reptide"
Осенняя Ока и её окрестности
Новая эмиратская бронированная машина Sweihan
Самый несчастный на свете ..

