Манна социальная и содержаемые.

Предыстория такая. В моей семье на моей жилплощади с середины апреля проживают два украинских пенсионера, 84 и 60 лет, моя тетя и двоюродная сестра. При въезде им оформили временную защиту (эстонский идентификационный код) и велели ждать, когда будет готов эстонский документ: идентификационная карта. Карты могут печатать до двух месяцев, но с листом о временной защите и паспортом можно везде ходить и идентифицироваться. Для получения каких-то денег от государства нужно открыть в Эстонии личный банковский счет. Спойлер: из всей полученной ранее информации о поддержке единственно верной оказалось вот что. Пенсионеру доплачивается разница между украинской пенсией и 275 евро, это соответствует размеру народной пенсии в Эстонии. Об остальном, собственно, история.
Предыстория, мотивировавшая на этот спич. Одна хорошая знакомая, прослышав что у меня живут родственники, стала спрашивать "о возможностях". Действительно хорошая и крайне сердобольная женщина, она как-то разом верит и в оперативный гений Путина, и в эстонские пособия... Вокруг меня таких вполне достаточно. Я им зачем-то нужна обычно. Сказала, что ее знакомые тоже подумывают перевезти своих украинских родственников в Эстонию, но боятся: а вдруг государство не даст им денег и жилье, и не дай бог, им самим придется их содержать - родственники, неудобно... К такому они не готовы. Расскажи, говорит, будь ласка, обязательно ли родственников к себе прописывать? Может, лучше и не говорить, что они как бы к родственникам едут? И куда их потом девать, после душеспасительного жеста, чтобы они как-то сами были тут... Содержаемы?
На такие вопросы моя внутренняя кобрищща выбрасывает оттакой капюшон. Для начала. Но я этот мощный выбес уже зафиксировала (в психиатрическом смысле, так что снаружи не видать и дальше капюшона не заходит). Еще тогда, после участливого вопроса партнера по танцам: "А твои родственники еще долго будут у тебя жить, они не собираются уже домой?" Ладно, он китаец - может, ему Конфуций велит или еще какое там дао, житейское... Но вот все эти люди, из предыдущего абзаца - это все наша, родная культура. Еще не отмененная в ее жлобской части. Почему-то, ага. Тут надо как-то постараться, что-ли... И я постараюсь.
За месяц проживания здесь родственникам изготовили пока одну идентификационную карту на двоих и открыли два банковских счета. Для делопроизводства по идентификационной карте, для операций по открытию счета (ходатайство о счете + ходатайство о карте + еще сказали при получении на почту прийти с ней в банк "чтобы активировать") пожилую женщину 84 лет нужно сгружать с третьего этажа, транспортировать прямо к дверям и потом опять загружать домой. Из общих источников было известно следующее: беженцам положено единократное пособие 150 евро и все пособия, которые получает эстонский получатель социалки. Пособие на ребенка 19 евро (мать-одиночка 70), пособие по нетрудоспособности (пенсия по инвалидности), компенсация расходов на квартплату, за вычетом которых доходов уже не достает до прожиточного минимума 150 евро (со второго человека в семье 120). Положена гуманитарная помощь из пищевого банка (какой-то пакет с домохимией и макаронами), раз или два в месяц. И пособие на аренду жилья в размере максимум 900 евро (после принятия бюджета, из-за чего сейчас разразился правительственный кризис и всем стало без понятия, кого ж теперь в бюджет примут, а кого и вынесут - гипотетически 1200 евро).
Куды бечь за социалкой понять вообще нелегко. Мы с коллегой, у которой тоже дома родственники-украинцы, обмениваемся информацией. У нее проживает молодая родственница с ребенком-дошкольником, родственницу она устроила в подсобку магазина, а девочку в садик. И еще какие-то родственники приехали, которым уже сказали, что 150 евро им не дадут, так что коллега велела мне непременно самой идти с ними социалку - и не в государственную якобы надо, а по месту жительства, которая на другом конце района, "для бедных". Они якобы там поорали обе, и ее первой родственнице дали 150, а другой нет. Я к таким историям скептична, но послушав дочь, как сестрица всем нашим чиновникам энергично втирает: "А вот у нас в Украине не так!" решила, что лучше самой.
В социалку "для бедных" надо бронировать время. Ожидание примерно месяц, но коллега сказала: идите так, мы ходили - там очереди почти нет. Еще бы она там была! Сейчас расскажу про бюрократическое инферно - глядя на это все, я даже помолодела лет на 30, как Людмила Прокофьевна...
У себя на работе я привыкла, что огромный зал обслуживания в связи с документами и видами на жительство обустроен так, что его пропускная способность велика. В двух метрах от входа стоит живой и постигший дзен информатор: к нему может обратиться всяк сюда входящий, он помогает выбрать кнопку для правильной очереди, сделать фото в автомате, оплатить госпошлину в автомате. Но главное - он моментально и дружелюбно отвечает на простые и насущные вопросы, как то: "Вот он я, бюрократический боже! Зачем я тебе здесь?" Это экономит непредставимую массу человеческой энергии - человеческий фактор на своем месте и в своем уникальном роде! Но это государственное учреждение.
Не то в местном самоуправлении "для бедных". Подъехав к дому, я велела лицам с ограниченной подвижностью так и сидеть в машине. А с собой взяла одну украинскую сестру, для разведки боем. Обойдя дом - чтобы найти двери социальной службы вообще не там, где к этому дому подъезжают - мы очутились чистеньком помещении со сквозным коридором на обе стороны. Направо было написано "пособия на энергию" (так у нас называются пособия за дорогую квартплату). Налево - ничего. Номера комнат, имена, фамилии. Ни должности, ни чем кто занимается - просто Вассер Писсен, железная табличка, номер. Завидя нас, женщина в одной такой комнате проворно встала из-за стола и закрыла за собой дверь (оставшись внутри). Чтобы сориентироваться, мне пришлось быстро обойти вообще все коридоры и прочитать все вывески. В левом коридорчике стоял аппарат для номерков. Единственная сидевшая на скамейке женщина держала в руке номерок. Видя, как мы мечемся, произнесла: "Сказали, что надо взять номер вот отсюда, и где загорится номер комнаты, в той и спрашивать." Моя сестра сказала, чтобы я взяла номерки для нас для всех (я еще хотела маму записать в пищевой банк). Номерки я взяла, но они не пригодились.
На табло загорался номер только одной комнаты: в которой чиновница НЕ закрывала свою дверь изнутри, а над ее столиком было написано красными буквами ИНФО. Пока мы ждали очереди, внутрь социалки входили пожилые люди и точно также метались по всем коридорчикам, читая вывески и задавая нам вопросы. Большинству надо было туда, где "пособие на энергию", но они эмоционально утверждали, что им туда вовсе не надо - им надобно "пособие на квартплату" и "они бронировались за три месяца". Коммуникация с ними явно оказалась не мой конек. Еще одна женщина уходила и вновь приходила, в раздумьях: брать ли номерок? Ей велели приходить именно сегодня и именно к той женщине, чье имя написано вон там, на стенке. Это была как раз та женщина, которая захлопнула дверь у нас перед носом. Я благожелательно сообщила, что ваша чиновница есть на месте, и если она назначила вам время к себе и на вот сейчас, можете постучаться и сообщить, что вы как раз вовремя пришли.
Как бы не так! Потревоженная чиновница сделала несчастной женщине выговор: "Моя закрытая дверь не означает, что я нахожусь внутри!!" На этой сцене нас с сестрой постиг небывалой синхронности ржач, и я утирая слезы, спросила, за новым приступом: "А у вас в Украине - так?" К счастью, подошла наша очередь и быстро стало несмешно.
Информационная женщина сказала, что пенсиями они вообще не занимаются. Если мы хотим доплаты к пенсии, то нам надо ехать в социальный департамент (в другой конец города). Но если мы их получим (доплаты), то две народные пенсии на одну семью 2х275 в сумме дают то, что прожиточный минимум 150+120 перекрывается и еще на квартплату денег остается, так что никаких пособий нам не положено. Я спросила про пищевой банк - его тоже выдают только тем, у кого после оплаты квартиры остается меньше прожиточного минимума, т.е.150 на первого человека и 120 на следующего. Таким образом, и моя мама, одинокая пенсионерка со среднестатистической (чуть меньше) пенсией в хрущовской квартире, не достойна пищевого банка и каких-то льгот. Я уже писала, что "пособие на энергию" ей насчитали 60 евро за три месяца? Ну и мы плюнули тогда на это дело. А сейчас плюнули окончательно.
Я спросила про единоразовое пособие 150 евро беженцам, и мне устало ответили: да забудьте вы уже, нет никакого единоразового! 150 это есть прожиточный минимум, до которого доплачивается, если у вас меньше после вычета всех расходов.
Я спросила про пособие на аренду квартиры 900 евро, и мне устало ответили: этого пособия еще никто не получал (это правда), и оно тоже не единоразовое, а суть компенсация действительных расходов (документированных) по съему квартиры, и это ее максимальная сумма, и она тоже только в том случае, если у вас прожиточный минимум. Но если принесете договор и по нему стоимость аренды будет перекрывать ваши две народные пенсии - велкам, мы будем рассмотреть, будем ли давать...
Я посочувствовала ее усталости: почему же в медиа пишут совсем не то, что вы только что мне сказали? Неужели ваше начальство не заинтересовано, чтобы всем была доступна настоящая информация? Чиновница вздохнула и сказала только, что она тоже, крайне заинтересована...
Придя домой я прочитала вот опять: https://rus.delfi.ee/statja/120007155/departament-socialnogo-strahovaniya-budet-vozmeshchat-ukrainskim-bezhencam-arendnuyu-platu Насколько это стыкуется с тем, что я только что изложила? Нинасколько. И снова люди ринутся в социалку "для бедных" давить кнопки, метаться и получать отказы.
Так что дали нам телефон социального департамента и двинули мы туда за своими доплатами к пенсии. Потому что по телефону соцдепартамента мне очень любезно ответили, что у них все в порядке живой очереди, приходите пожалуйста, хоть сейчас. И внутри тоже видна была разница - госконтора! Наш сервис: живой информатор на входе, усаживает за стол, дает бланк заполнять и приносит номерок, куда потом с этим бланком, в какое окошко. А то от инферно социалки "для бедных" меня уже было начало накрывать, капюшоном... Информаторша сразу проинформировала: женщина 60 лет у нас не считается пенсионеркой и ей денег не дадут. Ей надо в кассу по безработице, это налево за углом через два дома... Посадив своих беженцев ждать бабушкиной очереди, я побежала в "зауглом", чтобы разведать, вдруг уже заодно? Второй раз эротический социальный тур я уже не вынесу! Тем более в свой неотпускной день.
На самом огромном доме какие-то буквы еще указывали на наличие в нем этой кассы. Но на входных дверях красовалась только одна суровая надпись: "Департамент (эстонского) языка". Знаете, даже на меня подействовало: оставь надежды, ага... Я все-таки вошла и внутри справа обнаружила надпись: "Касса по безработице", прошла дальше и обнаружила ИНФО. Сюрприз! Нужная мне касса по безработице располагалась налево от входа (и тоже с ИНФО у входа). А справа это было что-то глубоко унутреннее, для чиновников. Очень у них там все дорого-богато устроено, но я не вникала в тайны безработно-кассового двора - вдруг через два дома за углом очередь уже подошла?
Очереди ждали примерно час, но довольно комфортно. Оформили быстро, и мы оставили бабушку на лавочке возле департамента - дочь должна была ее забрать и сгрузить обратно на третий этаж. А сами пошли в кассу по безработице, где выяснилось следующее. Если украинец хочет активно искать работу (что это такое, наши вам потом расскажут, кто у них на учете стоял), тогда ему имеет смысл вставать на учет. А так нет. Если украинец работал в течение последнего года официально, ему будут платить пособие по безработице из расчета 9 евро день 270 евро месяц сроком до полугода. Как доказывать? Сначала верят на слово, но потом... И вот за это пособие - вам туда. Там, напротив, находится служба консультаций по вашей карьере. Там уже работают и девочки из Украины, и они вам подробно расскажут, куда и как украинцы устраиваются на работу. Моя сестра сказала, что спасибо, она подумает. Ее украинская пенсия составляет 80 евро и муж до последнего ходил в море. Она вообще воспитывалась не для работы, а для хорошего мужа и хороших детей, с внуками... В своем квартирном товариществе она дистанционно работает и до сих пор, но неофициально, как и ее предыдущие работы.
В итоге мы определились с доходом нашей беженской семьи: 275+80. В перспективе можем снова идти в социалку-инферно, когда примут бюджет, и я сделаю им договор на комнату. Ну и теперь можно идти туда в облегченном формате, без неходящей старушки.
Сестра сказала: "Спасибо тебе, что мы хоть что-то выходили." У них в Украине так принято, наверное? У нас походу тоже... Инфернальненько как-то.
На обратном пути обсуждали, как же справляются украинцы, у которых нет родственников и негде жить. Только если на корабле, в 4м2 каюте с трехразовым питанием. Украинские пособия на ребенка больше наших, еще какие-то больше, так что многие возвращаются. Они правда хотят вернуться. Но сегодня бомбили Львовскую область и где-то еще... Господи, хоть в чисто поле, лишь бы сверху не прилетало!
Ничего этого не зная, своей хорошей знакомой я тогда ответила так: "Если украинцы не скажут адрес, куда и к кому они едут, их не пустят в Таллинн. Таллинн переполнен, сюда пускают только на конкретный адрес родственников, и это будет их первым жильем, а дальше уж как они смогут и захотят. Всех остальных развозят по провинции, поэтому и оформляют временную защиту уже в Пярну, не доезжая до столицы. В эстонской глуши украинцам будет не с кем общаться и некуда податься. От беспросветности они будут поминать твоих знакомых, которые сгоношили в немой суровый край с сомнительной социальной защитой, одними вам известными словами. Пособие на аренду жилья так и не получил никто. Об этом писали в прессе сами возмущенные эстонцы, которые с миру по нитке собирали для своих подшефных украинцев первый взнос и плату за договор найма квартиры, надеясь вернуть добрым людям долг как раз из этого пособия, и так ничего и не получившие."
То, что возмущенные эстонцы хотя и пишут, но не перестают добровольно и с песней помогать тем украинцам, кого они какое-то время еще способны тянуть сквозь эстонскую действительность за личные деньги и другие ресурсы, я добавлять не стала. У эстонцев несколько иное отношение к своему государству, нашим - пока еще - не понять.
За 40 минут в городской социалке при мне ее клиентами были только русскоговорящие пожилые люди. В социальном департаменте за час моего сидения возле живого информатора соотношение эстонцев и русскоговорящих клиентов было примерно 1 к 5.
|
</> |